ИГЗ литература 7 класс
элективный курс по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Понуровская основная школа»
Ковернинского муниципального района, Нижегородской области
Согласовано Заместитель директора по УВР _____________/Т.В.Сапожникова 30.09 2017 год | Утверждаю ДиректорМОУ__________/Е.Г.Овчинникова / Приказ № 62-О От 01.09.2017 года |
Рабочая программа
Курса индивидуально –групповых занятий
«История в литературе»
7 класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Т.В.Сапожникова,
учитель русского языка и литературы
2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса индивидуально – групповых занятий «История в литературе» составлена с учётом Федерального Государственного образовательного стандарта, «Программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5- 9 классы» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва и др. - М.: «Просвещение», 2016 г., «Примерной программы по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г. и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений В.Я.Коровиной, В.И.Коровина и др.- М.:«Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа курса индивидуально – групповых занятий «История в литературе» ориентирована на учащихся 7 класса.
Назначение программы данного курса: расширить и углубить знания учащихся по литературе и истории, сформировать разносторонне развитую личность, кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной В.Я. для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках.
Главными целями изучения курса являются:
- интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе;
- стимулировать интерес к изучению истории и литературы;
- расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам;
- активизировать познавательную активность через ролевые игры и выполнение мини-проектов.
Задачи курса:
- сформировать навыки работы в группе;
- развить навыки анализа литературного текста;
- развить умения различать литературный вымысел и историческую действительность;
- научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность.
В основу данного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.
Учебный процесс организуется с использованием таких педагогических технологий как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.
Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (конференция, путешествия, учебно-познавательная игра, викторина, творческая работа, презентация).
Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения с различными заданиями); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).
Выбор данных технологий, средств, методов и форм организации элективного курса позволит сделать учебный процесс интересным и разнообразным.
Данная рабочая программа рассчитана на 2017-2018 учебный год. На изучение курса отводится 35 часов из расчета 1час в неделю по базисному учебному плану.
В данной программе отсутствует система условных обозначений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Содержание тем элективного курса.
№ п\п | Название раздела учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
1 | Введение в курс | 1 | Ответы на вопросы, запись лекции |
2 | Былины как один из первых исторических источников | 3 | Запись лекции, работа с текстом былин по группам, заполнение таблицы, доклады, тестирование |
3 | Русские летописи – источник знания о наших предках | 3 | Запись лекции, работа с текстом летописи, викторина |
4 | Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории | 4 | Запись лекции, работа с текстом жития, викторина, сообщения учащихся |
5 | Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой | 3 | Запись лекции, работа с текстом, ролевая игра, диспут |
6 | Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина | 2 |
|
7 | Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII | 2 | Выразительное чтение, устный ответ, пересказы, сравнительная характеристика героев, творческая работа |
8 | Пётр I-герой литературы и истории | 4 | Сообщения учащихся, диспут, запись лекции, тестирование |
9 | Споры о независимости Украины в истории и литературе | 3 | Сообщения учащихся, работа с текстом, диспут, пересказ, составление плана, характеристика героев |
10 | Крепостное право в Росси в освещении литературы | 4 | Ответы на проблемные вопросы, сообщения, работа с текстом |
11 | Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия | 1 | Сообщения учащихся, участие в диалоге |
12 | История жизни русских женщин-подвижниц | 3 | Путешествие по карте, сообщения учащихся, участие в диалоге, устный ответ |
Итоговые уроки | 2 | Защита проектных работ | |
Итого | 35 |
Тематический поурочный план
№ урока | № п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды деят-ти обучающихся | Дата |
1 | Введение в курс | 1 | |||
1 | 1.1 | Введение в курс | 1 | ||
2 | Былины как один из первых исторических источников | 3 | |||
2 | 2.1 | Отражение в былинах быта Древней Руси. Быт высших и низших сословий. | 1 | ||
3 | 2.2 | Владимир Красное солнышко – былинный герой и историческая личность. | 1 | ||
4 | 2.3 | Исторические прототипы богатырей Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича. | 1 | Тест №1 | |
3 | Русские летописи – источник знания о наших предках | 3 | |||
5 | 3.1 | Вещий Олег и летописные предания о нём. Повесть временных лет о первых русских князьях. | 1 | ||
6 | 3.2 |
| 1 | ||
7 | 3.3 | Владимир Мономах в истории и в его Поучении | 1 | ||
4 | Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории | 4 | |||
8 | 4.1 | Жанр жития в древнерусской литературе | 1 | ||
9 | 4.2 | Александр Невский. Подвиг смирения и брани. | 1 | ||
10 | 4.3 | Святой Сергий Радонежский. Реальная биография и житие. | 1 | ||
11 | 4.4 | Пётр и Феврония Муромские. Черты повести и жития в произведении «Житие Петра и Февронии Муромских» | 1 | ||
5 | Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой | 4 | |||
12 | 5.1 | Детство и юность Царя Ивана Грозного. Формирование качеств личности. | 1 | ||
13 | 5.2 | Зрелые годы царя. Тайна смерти Ивана Грозного. | 1 | ||
14 | 5.3 | Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. | 1 | ||
15 | 5.4 | Опричнина в истории произведения «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова | 1 | ||
6 | Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина | 2 | |||
16 | 6.1 | Вступление на российский престол Бориса Годунова. Личность царя Бориса. | 1 | ||
17 | 6.2 | Образ «Безмолвствующего народа» в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов». | 1 | Тест №2 | |
7 | Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII | 2 | |||
18 | 7.1 | Пётр I и Карл XII. Черты реальных исторических лиц в образах литературных героев. | 1 | ||
19 | 7.2 | Взгляд А. С. Пушкина на героев истории и идея поэмы «Полтава». | 1 | ||
8 | Пётр I-герой литературы и истории | 3 | |||
20 | 8.1 | Положительное и отрицательное в исторической деятельности Петра и в его личности. | 1 | ||
21 | 8.2 | Эволюция образа Петра в произведениях А. С. Пушкина. | 1 | ||
22 | 8.3 | Образ Петербурга в произведениях русских писателей. | 1 | Тест №3 | |
9 | Споры о независимости Украины в истории и литературе | 3 | |||
23 | 9.1 | Украина в российской истории. Воссоединение Украины с Россией. | 1 | ||
24 | 9.2 | Борьба за независимость Украины от польской шляхты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | ||
25 | 9.3 | Мазепа: предатель или герой? | 1 | ||
10 | Крепостное право в Росси в освещении литературы | 4 | |||
26 | 10.1 | История крепостного права в России. Этапы закрепощения крестьян. | 1 | ||
27 | 102. | Ужасы крепостного права, отражённые в литературе. | 1 | ||
28 | 103. | Судьбы крепостных актрис. Прасковья Ковалёва-Жемчугова. | 1 | ||
29 | 104. | Крестьянские восстания 30-х годов 19 века и их освещение в литературе. | 1 | Контр. работа №1 | |
11 | Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия. | 1 | |||
30 | 11.1 | Предпосылки и последствия восстания декабристов. Ход восстания и причины его неудачи. | 1 | ||
12 | История жизни русских женщин-подвижниц. | 3 | |||
31 | 12.1 | Биография М. Н. Волконской, Трубецкой, А. Муравьёвой, П. Анненковой и других жён декабристов. | 1 | ||
32 | 12.2 | Трудный путь в Сибирь и подвиг русской женщины в поэме Н. А. Некрасова. | 1 | ||
33 | 12.3 | Влияние декабристов на развитие и образование Сибири. | 1 | ||
13 | Итоговые уроки | 2 | |||
34 | 13 | Защита проектов «Лики истории в литературе» | 1 | Защита проектов | |
35 | 13 | Конференция «Лики истории в литературе» | 1 | Защита проектов | |
Итого | 35 | Тесты-3 Контр. работа -1 Защита проектов-2 |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.
- Агапова И., Давыдова М. «Занимательные литературные игры и викторины для детей». - М: Рипол Классик дом. XXI век, 2007
- Интернет-ресурсы:
Словарь языческой мифологии http://www.swarog.ru/b/bogatyri_1.php
Мифы народов мира http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s10/a001036.shtml
А. Невский http://a-nevskiy.narod.ru/
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3682
http://www.abc-people.com/data/nevskiy/index.htm
Пётр и Феврония
http://nicbar.narod.ru/petr_fevronya.htm
Лихачёв о житии http://ppf.asf.ru/drl/great10.html
Загадки Февронии http://www.pravda.ru/society/2005/8/26/80/19373_petrusfevrony.html
3.Компьютер, мультимедийный проектор, экран
4. Коровина В.Я., Журавлёв В.П. «Программа для общеобразовательных учреждений по литературе 5- 9 классы»- М.: «Просвещение», 2011г.
5. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»-М: Просвещение, 2010
6. «Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях»// автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2011
- Мордас Е.М. «Русский язык. Литература.5-11 класс: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины».-Волгоград: Учитель, 2009
- Портреты писателей
- «Примерная программа по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г.
- Репродукции к произведениям писателей
- Слайд-лекции о жизни исторических лиц
- Электронно-методическое пособие «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс»
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...