План-конспект урока литературы в 11 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Тема урока | Урок по литературе, посвященный 120-летию со дня рождения поэта «Любовная лирика Сергея Есенина. Судьба одного стихотворения» |
Базовый учебник | Литература 11 класс (в 2-х частях) Авторы: В. А. Чалмаев, С. А. Зинин |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_urok.docx | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока литературы в 11 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
1. | ФИО | Путилина Екатерина Александровна |
2. | Место работы | МОУ «СОШ п.Трудовик» |
3. | Должность | Учитель русского языка и литературы |
4. | Предмет | Литература |
5. | Класс | 11 |
6. | Тема урока | Урок по литературе, посвященный 120-летию со дня рождения поэта «Любовная лирика Сергея Есенина. Судьба одного стихотворения» |
7. | Базовый учебник | Литература 11 класс (в 2-х частях) Авторы: В. А. Чалмаев, С. А. Зинин |
Цель урока - организация работы по усвоению фактов из личной жизни Сергея Есенина и созданию мотивации для дальнейшего изучения его творчества.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с фактами из личной жизни Сергея Есенина;
- дать представление о том, как отразились любовные переживания поэта на его творчестве;
- активизировать познавательную активность обучающихся.
воспитательные:
- воспитание потребности в чтении классической русской литературы;
- эстетическое воспитание через поиск новых форм прочтения произведений С.Есенина.
развивающие:
- продолжить развитие умения анализировать поэтические произведения;
- выбирать понравившиеся произведения и обосовывать свой выбор;
- сопоставлять, сравнивать различные варианты прочтения поэтических произведений, определять стили речи по невербальным признакам.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока - урок-лекция
Ход урока:
- Оргмомент.
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
С.А.Есенин
- Здравствуйте. На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества. Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина. Сегодня нам предстоит разобраться в особенностях любовной лирики С.А.Есенина на разных этапах его творчества, познакомимся с адресатами любовной лирики С. Есенина.
- Подготовка к восприятию любовной тематики.
Учитель:
- Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие темы неразрывно связаны с темой любви. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир. По природе своей лирическая поэзия автобиографична. В октябре1925г., рассказывая о себе, поэт заметил: «Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах». Поэтому, раскрывая тему любви, мы будем обращаться к биографии поэта, вспоминать сведения, полученные на предыдущих уроках, о современницах лирика, вдохновивших его на создание стихов о любви.
3. Объяснение материала:
Ученик 1 группы:
- НЕСОСТОЯВШАЯСЯ. С Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики. Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают, как «однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря: «Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом». Первой нарушила «договор» Анна. Приехав из Москвы, Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила: «Что Сережа пишет?» Анна с грустью в голосе сказала: «Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил». Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, но память об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом, спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В 1916 году они были напечатаны.
Анне Сардановской Есенин посвятил стихотворение «За горами, за желтыми долами…».
Ученик 2 группы:
За горами, за желтыми до́лами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок. Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь. | Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом Спасителя За погибшую душу мою. 1916 |
Ученик 3 группы:
- Характерная черта этого стихотворения, как и других стихов о любви этих лет, - полное отсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и с пережитым чувством. Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Лирическому герою ранней поэзии Есенина еще ведомо чувство «иноческого» трепета от самого присутствия в храме. Но уже и в эти годы он порой считает себя слишком грешным для искренней молитвы и передоверяет молитву о своей «погибшей» душе другому лицу, памятуя о том, что, согласно традиции, праведникам и праведницам дано право отмаливать чужие грехи. Лирический герой ассоциирует свою душу с душой «путешествующих, негодующих, страждущих», соотносит свой скитальческий удел с их судьбой: «Кроток дух монастырского жителя».
Лирический герой призывает помолиться за его погибшую душу «бедную странницу».
Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: «Помолись пред ликом спасителя / За погибшую душу мою».
Лексика стихотворения глубоко религиозна. Здесь земное сливается с небесным: «над церковными главами», «на высокой горе монастырь», «кроток дух монастырского жителя». Религиозное чувство вросло в сознание его лирического героя.
Значение цветовой символики соответствует состоянию лирического героя. В стихотворении преобладают желтые, зеленые и голубые цвета.
Желтый -- вызывает ощущение тепла, света, веселья и легкости - знак славы, великодушия, интуиции и интеллекта; желтый может означать рассудительность, единство с богом, с властью. Но в стихотворениях поэта желтый - цвет увядания, грусти, смерти.
Зеленый - двойственный цвет. С одной стороны, это цвет природы, означает весну, плодородие полей, бессмертие и симпатию, символ молодости, но с другой стороны, зеленый - эгоизм, депрессия, инертность, безразличие, - цвет праха. В христианском искусстве зеленый цвет - мост между двумя группами цветов; в более поздних традициях считается цветом юности или мудрости. У Есенина - цвет природы и мудрости.
Голубой - действует как ясный, чистый цвет, символизирует душу; божественный, иной мир. В христианской традиции - цвет истины, верности, целомудрия и правосудия. Светло-голубой цвет - символ непостижимого и чудесного. В есенинской поэзии очень важный цвет, один из самых часто употребляемых.
Учитель:
- Анна Сардановская познакомила Сергея Есенина со своей подругой, тоже слушательницей Рязанского епархиального женского училища, отдыхавшей летом 1912 года у своего родственника в селе Константинове. Это была Мария Бальзамова. Мария Бальзамова ненадолго заняла место в сердце юноши. Семнадцатилетний поэт в письме девушке писал: «Я не знаю, что делать с собой. Подавить все чувства? Убить тоску в распутном веселии?.. Или жить, или не жить? Не фальшивы ли во мне чувства? Можно ли их огонь погасить? И так становится больно-больно…»
В письмах Марии Бальзамовой поэт посылал посвященные ей стихи, но ни одно из них не опубликовал. В этот период Есенин создает стихи, лирический герой которых отдален от личности автора. Мы не будем на них останавливаться.
Новое любовное увлечение приходит к поэту в трудный период его жизни. Жизнь в Москве и ненавистная работа в конторе. Разлад с отцом. Затем разрыв. Работа в типографии И.Д.Сытина.
Итак, в жизнь Есенина вошла Анна Изряднова.
Ученик 1 группы:
- ПЕРВАЯ. В 1912 году семнадцатилетний деревенский мальчик Сережа Есенин, красивый, как вербный херувим, приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по-городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его! Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь.
Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно.
В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой. Радость закончилась быстро. Детский плач, грязные пеленки, бессонные ночи. Через три месяца Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли просто сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила. «Ах, самородок из Рязани! Ах, новый Кольцов!» — говорили о нем. И стал модный поэт в литературных салонах нарасхват. Всегда находились желающие выпить с гением. Наверное, тогда тихий отрок, воспевающий золотую Русь, и превратился в кабацкого хулигана…
Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).
Ученик 2 группы:
Гаснут красные крылья заката, Тихо дремлют в тумане плетни. Не тоскуй, моя белая хата, Что опять мы одни и одни. Чистит месяц в соломенной крыше Обоймленные синью рога. Не пошел я за ней и не вышел Провожать за глухие стога. Знаю, годы тревогу заглушат. Эта боль, как и годы, пройдет. И уста, и невинную душу Для другого она бережет. | Не силен тот, кто радости просит, Только гордые в силе живут. А другой изомнет и забросит, Как изъеденный сырью хомут.
Не с тоски я судьбы поджидаю, Будет злобно крутить пороша. И придет она к нашему краю Обогреть своего малыша. Снимет шубу и шали развяжет, Примостится со мной у огня. И спокойно и ласково скажет, Что ребенок похож на меня. <1916> |
Ученик 3 группы:
- Это стихотворение о любви. Оно прочитывается как лирическая исповедь того героя, с которым пришел в поэзию Сергей Есенин. В нем - боль души, ощущение скудости окружающей жизни.
Герой тревожится за судьбу любимой женщины: «Знаю, годы тревогу заглушат. / Эта боль, как и годы, пройдет».
В стихотворении надежда на ее возвращение: «И придет она к нашему краю /Обогреть своего малыша». Колорит стихотворению придают многозначные слова: «крылья заката», сравнения: «как изъеденный сырью хомут», олицетворения: «тихо дремлют в тумане плетни», метафоры: «чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Читая стихи, грустишь вместе с лирическим героем и веришь ему:
«Не силен тот, кто радости просит, / Только гордые в силе живут».
Основная цветовая гамма данного стихотворения – это красный и белый цвета.
Красный цвет в стихотворениях Есенина - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими - страсть, чувственность и жизненные силы; психологически соответствует страданию, возвышению и любви; в символике средневекового христианского искусства красный цвет означает любовь и милосердие. Это символ жизни, счастья, красоты. Также, красный цвет символизирует революцию, волнения, протест. Не случайно, именно в период 1917-1925 гг. этот цвет был одним из самых часто употребляемых Есениным.
Учитель:
- Итак, ранняя любовная лирика Есенина опирается на народные традиции, в стихах поэт стремится к олицетворению образов. Характер лирического героя только складывается. Отличительной особенностью стихов первого периода является религиозная символика.
Ученик 1 группы:
- ЛЮБИМАЯ. Однажды летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел. Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Уж как он уговорил ее поехать с ним на Север?! Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества.
Есенин был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение.
В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи…
Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея — Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин.
Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда.
Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.
Зинаиде Райх Есенин посвятил «Письмо к женщине», которое было написано в 1924 году. Но поэт вспоминает события, происходившие намного раньше.
Учитель:
- Послушайте «Письмо к женщине» в исполнении известного современного актера Сергея Безрукова (на экране появляются слайды-фотографии Есенина, одновременно происходит чтение стихотворения).
Ученик 3 группы:
- В стихотворении напевная мелодия и романсовый лиризм. Оно имеет не только первый, лексический смысл. С помощью разнообразных художественных средств Есенин создает образный и философский уровень поэтического мира. Именно в этот период выросло мастерство поэта, из его творчества исчезли библейские образы и религиозные символики.
Поэт как бы оглядывается на свой путь. Это стихотворение во многом автобиографично - это
честная и мужественная исповедь поэта. Сергей Александрович исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него. На такое самоотверженное чувство был способен только А.С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще - это борьба, противостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь - это недостижимое и желаемое для поэта блаженство. Однако при всем горьком, исповедальном выдохе чувств все же сохраняется власть добра и света, никогда не оставлявшие души поэта: «Живите так,/ Как вас ведет звезда, /Под кущей обновленной сени».
В «Письме к женщине» преобладают черные, серые тона. Черный означает грехопадение, психологически соответствует стадии сомнения и раскаяния; символ конца; может означать также постоянство и верность; В поэзии Есенина используется редко, по необходимости.
Серый – цвет надежды, расположения, а также печали и уныния.
Лирический герой переживает из-за когда-то поспешных действий, которые привели к разрыву отношений с любимой женщиной.
Ученик 1 группы:
- Крушение крестьянских утопий и влияние имаженистской среды привели поэта к душевному кризису. Есенин создает новый лирический цикл «Москва кабацкая», который стал составной частью сборника «Стихи скандалиста». Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны. К этому времени образ лирического героя есенинской поэзии меняется: он становится более «земным», уже не таким утонченным, как прежде, часто становясь скорее отрицательным, чем положительным героем. Это - «хулиган», «повеса», «пьяница», «сорвиголова».
Подобные образы - результат критического самоанализа Есенина. Он презирает свой образ жизни, своё окружение, что находит отражение в его творчестве. Поэт находится в упадническом состоянии духа, он устал от жизни. Кротость, смирение, примиренность с жизнью уживаются одновременно с бунтарством, со скандальничеством.
Учитель:
- Стихотворение из сборника «Стихи скандалиста» - «Мне осталась одна забава…» точно передает душевное состояние поэта в те годы. Послушаем это стихотворение и попробуем найти строки, которые послужили бы ответом на вопрос, почему так противоречив мир есенинской поэзии?
(Звучит песня на стихотворение С.Есениина «Мне осталась одна забава…» в исполнении А.Малинина).
Ученик 3 группы:
- Ответом на этот вопрос могут служить слова: «Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней». Эволюция построена на единстве и борьбе противоположностей. Где плюс, там обязательно рядом минус. Ведь «ангелы» уже жили, а «черти» в душе только гнездились. Поэт сопротивлялся, стремился к гармонии: «Розу белую с черной жабой /Я хотел на земле повенчать».
Поэт пытается вырваться из порочного омута кабаков. Жизнь сама помогает ему. В его судьбе появляется Августа Миклашевская.
Ученик 1 группы:
- ЕДИНСТВЕННАЯ. Возвращение на родину и знакомство с актрисой Московского Камерного театра Августой Миклашевской сыграли огромную роль в духовной жизни поэта. Он создает цикл стихов под названием «Любовь хулигана», который стал второй частью книги «Москва кабацкая». Любовь в этих стихах выглядит неземной, сказочной, напоминающей любовные мотивы есенинских стихов рубежа 1915-1916 годов. Через много лет Августа Миклашевская вспоминала, с какой удивительной нежностью и благородством относился к ней Есенин. Он надевал крылатку и цилиндр на свидание и, мягко улыбаясь, произносил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим…». Есенин имел ввиду Пушкина, которого очень любил и у которого постоянно учился мастерству. Это был платонический роман, он был овеян дымкой начала XIX века. Результатом этой связи оказался цикл «Любовь хулигана», в который вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: «Заметался пожар голубой», «Ты такая ж простая, как все», «Пускай ты выпита другим»,
«Дорогая, сядем рядом», «Мне грустно на тебя смотреть», «Ты прохладой меня не мучай», «Вечер черные брови насупил». Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской.
Ученик 2 группы:
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь, как заброшенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать, И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут. И чтоб прошлого не любя Ты уйти не смогла к другому. | Поступь нежная лёгкий стан, Если б знала ты сердцем упорным Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки, И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом осень. Я б навеки пошёл за тобой Хоть в свои хоть в чужие дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. 1923 |
Ученик 3 группы:
- В этом стихотворении звучит мотив «уходящего хулиганства», отречения от скандалов, сожаление о том, что был он весь, «как запущенный сад».
Здесь лирический герой недвусмысленно заявляет: «Разонравилось пить и плясать / И терять свою жизнь без оглядки». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на любимую, «видеть глаз злато-карий омут», касаться тонкой ее руки и волос ее «цветом в осень». Для героя становится важным доказать любимой, «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным». Ради любви он не только отрекается от прошлого, он готов забыть «родимые дали» и отказаться от поэтического призвания. Герой чувствует возможность обновления под воздействием любви, и в стихотворении это выражено сослагательным наклонением «мне бы только смотреть на тебя», «я б навеки забыл кабаки», «я б навеки пошел за тобой».
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (заметался пожар). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (и волос твоих цветом в осень) и эпитеты (голубой пожар, легкий стан) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как запущенный сад). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
Прощаясь с молодостью и любовью, поэт сохраняет веру в жизнь и счастье. От надрывных вопросов и безысходных суждений он приходит к убеждению, что это не конец жизни, но завершение определенного жизненного этапа – «былой жизни».
Ученик 1 группы:
- ДОРОГАЯ. Айседора Дункан не говорила по-русски, Есенин не понимал по-английски. Но это не мешало их любви.
Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер. Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили «штрафной» стакан вина. Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.
«Изадора! Моя Изадора!» — Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: «За-ла-тая галава, за-ла-тая га-ла-ва». Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи — талантливы, эмоциональны, бесшабашны..
С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айседоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его. А он, глядя, как Айседора танцует для него, теряя голову, шептал: «Моя, моя навеки!». Балерина с мировым именем была богата и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все. Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: «Дунька, пляши». И она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование. Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу. В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.
Друзья Айседоры были в ужасе от ее семейной жизни.
— Как ты позволяешь так с собой обращаться?! Ты — великая балерина!
Айседора оправдывалась: «Он болен. Я не могу его бросить. Это все равно, что бросить больного ребенка».
В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных — Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».
Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме «Черный человек»:
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Ученик 1 группы:
- ХОРОШАЯ. Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.
Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Ну чего ему не хватало?! Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал.
Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери, как верная собака. Помогала, чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. И телеграмму в Крым Айседоре дала она же. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил — Зинаиду и Изадору — и не мог иначе. Для меня любовь — это страшное мучение, это так мучительно».
Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга. Но так и не дождалась.
После смерти Есенина Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для неё потеряла смысл и 29-летняя Бениславская закончила жизнь самоубийством. Самоубийство Галины Бениславской всех потрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начертали слова: «Верная Галя».
Ученик 1 группы:
- ВОСТОЧНАЯ. В декабре 1924 года Есенин путешествует по Закавказью. Хорошие дружеские отношения поэта и Галины Бениславской не были препятствием для новых любовных увлечений. В этот период он знакомится с Шаганэ Тальян, которой поэт посвятил сборник «Персидские мотивы».В «Персидских мотивах» воспета чистая, радостная, молчаливая и неподкупная любовь. Такой была и Шаганэ Тальян, которую Сергей Есенин часто посещал в Батуми, дарил цветы, читал стихи. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она ахалцихская армянка. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». В «Персидских мотивах» поэт создал образ поэтический, изображая поэтическую влюбленность.
Ученик 2 группы:
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. | Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ. 1924 |
Ученик 3 группы:
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» - это романтическое стихотворение о любви к прекрасной персиянке Шаганэ. Столько сердечности и чистоты в отношениях поэта и Шаганэ: «Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Пленительна красота восточной природы, но думы о родине и здесь не покидают поэта: «Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий». В этом стихотворении поэт воспевает единство природы и человека: «Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи…» Романтическое начало есть и в лирическом герое, хотя в нем явственны настроения автора, который устал после тяжко прожитых дней и хочет отдохнуть: «Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне / Про волнистую рожь при луне». Это стихотворение заряжает читателя оптимизмом, верой в высокое предназначение человека с щедрой и любящей душой.
Ученик 1 группы:
- МИЛАЯ. В начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. Однажды летом в липовой аллее в парке к ним подошла цыганка:
— Эй, молодой, красивый, дай денежку, судьбу узнаешь!
Есенин рассмеялся и достал деньги.
— Свадьба у тебя скоро будет, кучерявый! — рассмеялась цыганка.
В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.
Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.
А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: «Как жизнь?» — «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной». Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами.
«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», — писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:
«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне».
Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.
Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли повесившимся на веревке от чемодана. Рядом было письмо, написанное кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» .
Ученик 2 группы:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1925
Учитель:
- Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина.
Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»
В последний период в любовной лирике присутствуют черно-белые цвета. С одной стороны, предчувствие трагического конца, с другой стороны, мечта о чистой, возвышающей любви.
- Лирический образ Есенина в течение всей творческой деятельности подвергался переменам, но всегда оставался хрупким, чувствительным и беззаветно влюбленным.
«Письмо к женщине» Сергей Есенин
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состояньи.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 3 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель второй квалификационной категории Ачилдиева Татьяна Александровна.
Тема: “Все времена года по-своему красивы” (All seasons are beautiful).Пояснительная записка.Данный урок предназначен для учащихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка на ба...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
Конспект открытого урока по географии в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Конспект открытого урока по географии в 6 классес использованием информационно-коммуникационных технологий в образованииФ.И.О. Макарова Наталья Семёновна Место работы: ГБОУ СОШ с. Вла...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе с использованием информационно-коммуникационной технологии. Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.
Тема: Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.Цель: Продолжать знакомство с русскими народными промыслами, рассказать о ...
Конспект урока ИЗО «Театральный Силуэт» с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Урок изобразительного искусства по теме «Театральный Силуэт» проводится в шестом классе.Урок построен в виде фронтальной работы с классом при использовании ИКТ и персональном консультирова...