Представление Челкаша и Гаврилы о свободе (по произведению М. Горького "Челкаш")
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.
Метапредметная тема: СВОБОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelkash.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
литературы в 8 классе
Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.
( по произведению М.Горького «Челкаш»)
Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.
Метапредметная тема: СВОБОДА
Писатель изображает босяков людьми
смелыми, сильными душой. Главное
для них – это свобода, которую они,
как и все мы, понимаем по-своему…
А.А.Волков
Цели урока:
Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свобод.
Задачи:
-проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен;
-совершенствовать навыки теоретического анализа.
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».
-Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?
2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
3.Работа с текстом (беседа)
Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:
— Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?
— Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груз, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?
— Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?
— В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа?
В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе?
— И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа?
— Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?
4.Словарная работа.
Что такое свобода?
«Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд «Учение о христианской свободе».
Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь.
« Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия.
5. --- Как представляют свободу Челкаш и Гаврила? Свободны ли они на самом деле? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.
Составление таблицы
ЧЕЛКАШ | ГАВРИЛА | |
портрет | Смятое, острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый ,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом | Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами |
Отношение к деньгам | Бросил в Гаврилу бумажки;«Разве из-за денег можно себя так истязать?» | Посмотрел на деньги ,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…« Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках) |
Отношение к морю | Он, вор, любил море…Оно…очищало его от житейской скверны. | «Ничего! Только боязно.» |
Понимание свободы | Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе. | Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни. |
— Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией? Почему М.Горький, описывая эту стихию, использует такие эпитеты : бескрайняя, свободная, мощная?
- Сопоставьте портрет Челкаша с портретом деревенского парня Гаврилы.
- Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? ( смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу).
ВЫВОД: их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех , но не свободен от зависимости)
- Определить отношение автора к Челкашу. ( См. таблицу, Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает, что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его жизни)
- Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле?
( «Я теперь... богач!» — визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. )
6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?
-Что же такое истинная свобода? Обладают ли ею персонажи рассказа Горького? Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха? (Грех ли это :
-желание управлять людьми?
- желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом можно ли помнить о БОГЕ?)
Таким образом, Истинная свобода - это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком, человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу».
7.Домашнее задание: на выбор
1. Написать продолжение рассказа «Как сложилась судьба Челкаша и Гаврилы?»
2. Эссе «Истинные ценности человека, какие они?»
3. Защита ассоциативно-предметных рисунков .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»....
ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).
ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»)....
Конспект урока "Проблемы выбора и свободы в произведении И. С. Тургенева «Муму»"
Нестандартный урокЦель: раскрытие авторского замысла, выбор приоритетов нравственных ценностей путем исследовательской деятельности и развития самопознания обучающихся....
Тема: «Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы».
Цель урока: показать мастерство А.С.Пушкина в изображении характера цыган...
Петр Михайлович Гаврилов. Герой Советского Союза. Защитник Брестской крепости.
Материал о герое Советского Союза Гарилове Петре Михайловиче. Может быть использован для проведения классных часов и Уроков мужества....
М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».
Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш»....