Конспект урока "Проблемы выбора и свободы в произведении И. С. Тургенева «Муму»"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Нестандартный урок
Цель: раскрытие авторского замысла, выбор приоритетов нравственных ценностей путем исследовательской деятельности и развития самопознания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_vybora_i_svobody_v_proizvedenii.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №52 им. В. В. Лапина»
Образовательная область - филология
Конспект урока.
Тема: Проблемы выбора и свободы в произведении
И. С. Тургенева «Муму»
5 класс
Провела: учитель русского языка и литературы
Шарапова Галина Петровна
с. Зайцево
2013
Номинация: «Нестандартный урок».
Тема: «Проблемы свободы и выбора в рассказе И. С. Тургенева «Муму».
Тип урока: урок – обобщение
Цель: раскрытие авторского замысла, выбор приоритетов нравственных ценностей путем исследовательской деятельности и развития самопознания обучающихся.
Задачи:
- продолжить знакомство с писательской деятельностью И. С. Тургенева;
- учить детей делать обобщения по прочитанному произведению, находить контрастные, конфликтные ситуации;
- учить анализировать, сопоставлять, делать выводы, формировать собственное мнение;
- прививать такие нравственные качества как «сочувствие», «доброта»
- обогащать словарный запас детей;
- формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные УУД;
- формировать умение работать с электронными ресурсами;
- развивать творческий потенциал путем составления проектов, исследований;
-воспитывать любовь и интерес к русской литературе.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, выставка произведений
И. С. Тургенева, презентация к уроку(схема, задания, иллюстрации к произведению), проектные работы учащихся, карточки с дидактическим материалом, детские рисунки, музыка Бетховена «К Элизе», мультфильм «Муму».
Ход урока
- Литературный календарь.
-Над творчеством какого писателя мы с вами работаем? ( Тургенева)
- Какие произведения Тургенева вы знаете? ( «Муму», сборник «Записки охотника», стихотворения в прозе)
-Хорошо, после урока вы можете обратиться к выставке книг, где представлены произведения Ивана Сергеевича.
- Каким образом имя писателя связано с Тульским краем? ( Николо- Вяземское и Спасское – Лутовиново находятся поблизости, в Орловской области, поэтому Тургенев дружил с Толстым; описание «Бежина луга» из цикла «Записки охотника»-Чернский район , Тульская область)
- Хочу также добавить, что в 2018 году исполнится 200 лет со дня рождения этого великого писателя.
- Выявление темы и цели урока.
- Надеюсь, работать будем с интересом, дружно, активно. Каждый узнает для себя что-то новое, полезное. Погружаясь в творческую лабораторию писателя, мы попытаемся разгадать авторский замысел, поработать над меткостью и красотой авторского слова.
- Назовите действующих лиц произведения.( Барыня, Татьяна, Герасим, Муму, слуги)
- Кто главный герой? Почему? (Герасим, потому что он главное действующее лицо в рассказе, рассказ о нем, его жизни)
- Вы это отобразили на своих рисунках. ( показ рисунков детей)
- Предлагаю две темы урока. Какую выберете?
«Проблемы выбора и свободы в произведении»
(Почему? Эта тема заставляет задуматься не только о герое, но и о его поступках, жизни)
«Герасим – главный герой в произведении»
( можно и эту. Но не кажется ли вам , что эта тема более узкая, она не раскрывает глубины рассказа)
- Ребята, хорошо подумайте. Какая тема актуальна на сегодняшний день, отражает ваши взаимоотношения с близкими?
3. Анализ художественного произведения.
- Начнем с Герасима. На доске вы видите задания для трех групп. Разобьемся на группы. ( раздаются карточки с заданиями, подготовка- три минуты)
( выбор заданий по желанию учащихся)
1 группа
Сделать портретную характеристику Герасима. ( внешний вид)
2 группа
Жизнь в деревне.
3 группа
Приезд в Москву.
- Отвечаем активно, все остальные внимательно слушают и дополняют.
Мы с вами работали с текстом, у вас есть цитаты, закладочки.
1 группа
- Итак, что же необычного было в нем? ( 12 вершков в высоту, глухонемой, с бородой, плечистый, кроткого нрава, красивый, сравнивают с деревом)
- Почему его сравнивают с деревом на плодородной земле? (такой же могучий, сильный, надежный)
2 группа
- Что же вы нашли? (чтение в тексте « Он жил… неистомной работе…»)
- Какие черты характера присущи Герасиму?( трудолюбие, ответственность, исполнительность, любил порядок, тягловый мужик, ловкий, проворный)
3 группа
-Как бы вы назвали появление Герасима в Москве? Обратите внимание: приезд в Москву или… привоз?
- Как жилось ему в Москве?(сложно, он не мог привыкнуть, тосковал по родине)
- Прочитайте отрывок – дорога в Москву.
- Барыня взяла его из деревни, поставили дворником, дел много. Какие?( мести двор)
- Как богатырь Герасим обставил свою каморку?( как богатырь, все надежное, мощное)
- Почему ему не полюбилось новое житье? ( тоска по родине, по деревенской работе, жизнь и порядки в доме барыни другие)
-Поработаем вместе. Как относится к нему барыня? ( уважает, ценит, подарила костюм, сапоги)
- Скучал Герасим или нет? ( « пойманный зверь»)
- С кем его сравнивают? ( бык, зверь, гусак)
- Почему для сравнения подобрали такие слова? (бык-сильный, зверь –пойманный, гусак-важный ,деловой)
-Итак, делаем вывод. Герасим является положительным героем. Он вынужден проживать такую жизнь. Почему, ребята? ( он был крепостным, не имел прав, им владела барыня, в то время в России было крепостное право)
- Как Герасим общался с другими действующими лицами? ( схема)
Герасим
Барыня Муму
( выполняет ее
требования, не ослуши-
вается, считается, Татьяна
уважает ее)
Дворня= челядь,
слуги, крепостные
( не любит Капитона,
так как он пьяница,
с остальными
хорошие отношения,
относился ровно
если его не трогать)
_Чего же заслуживает такой человек как Герасим? ( любви, уважения, счастья)
Татьяна
- Дома вы работали над образом Татьяны. Какой вы ее изобразили на соих рисунках? Предлагаю вам побыть художниками иллюстраторами. Кто желает выступить?
(обращение к рисункам, анализ рисунков)
Как относится Герасим к Татьяне? ( любит, уважает, ценит)
- Как Герасим проявляет свою любовь к ней?( ухаживает, опекает, подарил леденец, защищал от нападок слуг)
- С какой целью автор вставляет в свой текст замужество Татьяны? (не имел право на чувства, на любовь)
- Прочитайте сцену замужества по ролям.( распределение ролей)
- Мог ли Герасим изменить свою судьбу и ее к лучшему? (нет, приказ, он крепостной)
- Что скажете о минутах прощания?( чистая, светлая, крепкая любовь, единственная)
- Какая сцена самая трогательная? ( Татьяна поцеловала)
- Почему Герасим потерял любимую девушку? ( произвол барыни)
- Вот такая трагедия произошла с Герасимом.
Муму
- Что случилось к вечеру в этот день?
- Где нашел? Почему в реке? ( родственные души, одинокие. Попавшие в беду)
- Устно нарисуйте словесную картину щенка.
- Как отнесся к нему Герасим? (заботился лучше всякой матери)
- Почему с такой силой привязался Герасим к маленькой собачке?( она дала возможность пережить разлуку с Татьяной, успокоиться)
- Хорошо ей жилось у Герасима? ( очень хорошо, он дарил ей свою любовь, ухаживал, следил, чтобы не потерялась)
- Но Тургенев пишет, что произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима. Что это за обстоятельство? ( она нарушила покой барыни)
-Посмотрим этот фрагмент из мультфильма.
Просмотр
Дома вы в группах готовили две проектные работы по этому фрагменту из произведения. Проанализировав фрагмент мультфильма, ваши мнения разделились. Одна группа осуждала Герасима за такой поступок, а вторая оправдывала. Дома обе группы готовили проекты, помогающие отстоять вашу точку зрения. Итак, группа, осуждающая Герасима, представьте свой проект. От вашей группы будет выступать…
Вторая группа, оправдывающая Герасима, представьте свой проект.
Очень интересно было слушать вас, и я уважаю каждое ваше мнение. Этот вопрос философский, открытый, над ним еще долго можно размышлять.
- Кто, по-вашему, виноват в смерти Муму? ( произвол барыни)
- К чему приводит такая вседозволенность? ( гибнут люди, звери, происходят трагедии)
- Что бы вы посоветовали герою? Как надо было ему поступить в данной ситуации?
- Почему Герасим покидает Москву? ( открытый протест)
- Где было принято это решение?( на лестнице- затравили, он нравственно превосходит всех)
- Найдите в тексте путь героя домой.
(Учитель читает под музыку)
- Природа и человек гармоничны?.( он тонко и глубоко чувствует природу, ее красоту, видит, но не слышит)
- С кем автор сравнивает героя в конце произведения? ( со львом)
- Почему? ( стал свободным, независимым)
- Изменилась ли жизненная позиция героя? (изменилась, уход из города-это его протест, его выбор, стремление к свободе)
4. Рефлексия.
-Ребята, на столах у вас карточки, продолжите предложения.
Сегодня я узнал…….
Было интересно…
Я понял, что….
Теперь я могу…..
Мне захотелось….
Я почувствовал, что….
5. Домашнее задание ( дифференцированное)
а) заполнить карточку-характеристику Герасима. (подготовка к сочинению)
б) заполнить карточку-характеристику Татьяны .(подготовка к сочинению)
в) заполнить карточку-характеристику Муму. (подготовка к сочинению)
6. Поведение уроков. Оценки за работу. ( отдельно за проектные работы и за урок)
Литература:
1. Программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений: Литература.
/ Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев и др.- М.: Просвещение, 2008/
2. Литература. Ч. 1,2.: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений.
/ Авт. учебника: В. Я. Коровина и др.-М.: Просвещение, 2011 – 2013/
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Дидактическая структура урока | Деятельность обучающихся. | Деятельность учителя. Параллельно идет работа с ИКТ. | Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов | Планируемые предметные результаты | УУД |
Орг. момент. | Ответы на вопросы, беседа, получение информации. | Задает вопросы, беседует, дополняет знания. | Беседа. | Получить и обобщить дополнительную информацию о жизни и творчестве писателя. | Коммуникативные (диалог) |
Выявление темы урока | Ответы на вопросы, обращение к рисункам, анализ тем к уроку, выбор темы урока. | Задает вопросы, обобщает работу, предлагает выполнить творческое задание-исследование. | Беседа, просмотр рисунков, анализ тем к уроку, исследование и выбор темы. | Нацелить учащихся на творческую, активную работу. Путем дискуссии выбрать такую тему урока, которая отражала бы идейный смысл произведения, была актуальной в наши дни, помогала бы изменить мышление учащихся. | Коммуникативные (диалог), личностные (творческое задание), познавательные (поиск лишнего) |
Анализ произведения | Работа в группах, составление характеристики главного героя, прослеживают взаимодействие с другими действующими лицами с помощью дискуссии, выразительно читают отрывки из произведения, анализируют собственные рисунки, беседа с учителем, просматривают фрагмент мультфильма, представляют проектные работы, защищают их, дискуссия по поставленной проблеме. | Задает вопросы, ставит проблемы, заставляет дискутировать, анализировать, дает творческие задания, в сотворчестве с детьми создает кластер, читает; анализирует деятельность учащихся и выполнение проектных работ. | Дискуссионные вопросы, составление кластера, защита проектных работы, просмотр фрагмента мультфильма, исследовательские задания. | Понимание смысла произведения и поступков героев, умение работать с ИКТ, умение выполнять проектные работы и защищать их, отработка умений дискутировать, грамотно отвечать на вопросы, развивать речь, мышление, воображение. | Личностные (творческие задания, восприятие музыки, мысленное воспроизведение видеофильма, самооценка события, участие в проектах), коммуникативные (обсуждения, диалоги, объяснения, чтение, рассказ, работа в группах, отзыв на работу), познавательные ( на что похоже, составление схемы), регулятивные (взаимоконтроль, поиск информации в источниках) |
Рефлексия | Продолжают фразу, подводят итоги. | Выдает карточки с предложениями, анализирует деятельность учащихся. | Работа с карточками, беседа. | Выявление качества полученных знаний учащихся. | Личностные (итоги урока, самооценка события), коммуникативные. |
Домашнее задание | По выбору. | Предлагает задания по выбору. | Выбирать домашнее задание по интересам. | Творческий подход к выполнению домашнего задания, учет индивидуальных особенностей. | Личностные ( по выбору) |
Подведение уроков | Получение оценок за работу. | Выставление оценок. | _ | Оценить работу учащихся. | Личностные (самооценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный турнир по произведению И. С. Тургенева "Муму".
Данная презентация позволяет повторить рассказ....
«Литературный турнир по произведению И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе
Урок-обобщение по произведению Тургенева И.С. "Муму". 3-й урок в теме....
Тест по произведению И.С. Тургенева «Муму»
Тестирование по литературе для 5 класса по произведению школьной программы...
Самостоятельная работа по произведению И.С.Тургенева «Муму».
Самостоятельная работа по произведению И.С.Тургенева «Муму».Самостоятельная работа для учащихся с ЗПР....
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ И.С.ТУРГЕНЕВА «МУМУ»
Вопросы на знание и понимание текста....
Конспект урока литературы по произведению И. С. Тургенева "Муму", 5 класс
Конспект по теме "Повесть И.С. Тургенева "Муму" для 5 класса...
Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"
В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...