Раздаточный материал по произведению М.Горького "Челкаш" 8 класс.
рабочие листы по литературе (8 класс)

Дурягина Анастасия Владимировна

В данном раздаточном материале представлены вопросы, аналитичекая беседа, образ главного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.gorkiy.docx214.41 КБ

Предварительный просмотр:

        

                           Характеристика Гаврилы в рассказе "Челкаш" Горького, образ, описание        

Почувствовал легкие деньги, испытал жадность, злобу. Агрессивно набрасывается на Челкаша, потом извиняется, падает на колени, просит отдать ему все деньги. Забирает все деньги и уходит. (о деньгах).

        

ВОПРОСЫ  ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ:

  1. В чём смысл рассказа» Челкаш»?
  2. В каком порту происходят действия?
  3. Что делает главный герой, чтобы от него не сбежал Гаврила?
  4. Кто виновен в ссоре героев?
  5. Кому сочувствует автор?

Picture background

  1. «Правда» Луки.
    2. Трактовка образа Луки.
    3. Роль Луки в жизни обитателей «дна».

      Социально-философская драма «На дне» была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве «Знание» в 1903. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни не осталось ничего светлого. Образ Луки по праву считается самым сложным в пьесе. Этот человек пытается утешить страдающих. Его позиция прямо противоречит фразе: «Правда — бог свободного человека». Лука не приемлет жестокой и злой «правды». Для него истиной является та «правда», в которую верит человек.

    Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью? В пьесе поставлен сложный философский вопрос, является ли сострадание Луки лучшим, чем голая «правда», обнажающая обитателям «дна» всю убогость их существования... Каждый на этот вопрос может отвечать по-разному. Но нельзя не признать, что роль Луки в жизни других персонажей пьесы велика. Лука не пытается кого-то в чем-то убедить: Он просто утешает тех, кто в этом нуждается. Он не навязывает свою точку зрения, и в этом проявляется его мудрость. Лука уверен: «Во что веришь, то и есть». С этим нельзя не согласиться. Субъективное восприятие человеком окружающей действительности может сильно расходиться с мнением других. Но ведь мнение окружающих совсем необязательно считать истинным. Лука помогает обездоленным обрести надежду. А ведь это очень важно для человека.
  2. В среде ожесточенных людей и появляется Лука. Именно на этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматический нерв. После появления Луки обозначаются три центра в последующем споре о человеке: сам Лука, Сатин и Бубнов – три главных героев пьесы. Лука выступает в роли утешителя. Обманщик Лука по-своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадательный. Проникнутая глубоким гуманизмом, пьеса отрицательно отвечает на вопрос – надо ли доводить сострадание к людям до утешительного обмана. Пожилой странник напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Лука говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел» – однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коль веришь – есть, не веришь – нет … Во что веришь то и есть… » Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь. Актеру говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Лука верит в силу мечты: «Человек – все может… Лишь бы захотел… » – и пытается заронить мечту в душу каждого человека. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И он безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности. Ночлежники притягиваются к нему, согретые лучами доброты и сочувствия. Странник сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Лука относится к ним так потому, что, по его мнению, любой индивидуум достоин уважения как личность. Так, «Ни одна блоха – не плоха» . По словам Луки, каждого человека необходимо поддерживать в беде, пусть даже и посредством «лжи во спасение» . Но слова Луки нельзя назвать ложью с полной уверенностью: может быть, после смерти Анну ждет то, что он ей посулил, а может быть, «будет там одна комнатка, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность» ; существование больницы для Актера, по крайней мере, правдоподобно, а будущая жизнь Пепла.

Вопросы и ответы по Луке:

Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

 (Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения. Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством. Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека).

Так кто же он, этот «любопытный» странник?
Лукавый бес или апостол?
Какова его цель?
Какую роль отводит ему Горький в пьесе?
Каково отношение автора к герою?

На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.

2)Аналитическая беседа:
-
Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
(
В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.
Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно
). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»
Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой).

-
Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу? 

(Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос).

-Еще раз вспомним разговор старца с ночлежниками и подумаем, почему слова Луки так взволновали его собеседников?
К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)
От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)
Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)

- Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?
(
И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь - все это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни).

-
К чему зовет Лука падших изгоев? Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других? (Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит»).

- Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?
(Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов. «Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа.)

- Так действительно, почему же он такой добрый? (Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел.»)

- А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?Почему? Дайте развёрнутый ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материал А.В. Дурягиной, учитель русского и литературы

СПб, ГБОУ школа №219


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по истории для 5 класса

Раздаточный материал для проверки знаний по истории для 5 класса...

Раздаточный материал для фонетической разминки 2 класс

Данный материал  содержит карточки для фонетической разминки на уроках английского языка во 2 классе. Каждая карточка содержит определённую букву или буквосочетание и соответствующее ему вид чтен...

Раздаточный материал по математике в 6 классе

Раздаточный материал по математике в 6 классе по теме "Раскрытие скобок"...

Раздаточный материал по русскому языку 5 класс.

Карточки для индивидуальной работы учащихся....

Раздаточный материал по английскому языку 9 класс

Данный материал направлен на практическую отработку  лексического и грамматического материала по теме (9 класс)-Биболетова...

раздаточный материал к урокам для 8 класса

раздаточный материал к урокам для 8 класса...

раздаточный материал к урокам для 9 класса

раздаточный материал к урокам для 9 класса...