ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).
статья по литературе (10 класс) на тему
ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_svobody_cheloveka_v_tvorchestve_solzhenitsyna.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСТОВЦЕВА А.И.
ГБПОУ МО «Яхромский колледж», преподаватель русского языка и литературы
ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).
Солженицын, несомненно, жил в очень трудное, непростое время. Эта эпоха до сих пор вызывает у многих содрогания… И именно тогда было очень тяжело отделить человека от общества в литературе. Конечно же, при Сталине невозможным было написание и тем более публикация такого произведения, как «Один день Ивана Денисовича». И как же в повести о «таких» людях Солженицыну удалось раскрыть тему человека, как нечто самобытное?
Одной из важных предпосылок этому явилась собственная судьба автора. И сам, оставшись человеком, он сумел показать и других «людей» в массе заключенных.
Главным героем произведения является простой мужик – Ивана Денисовича Шухова. О нем мы знаем то, что, будучи честным солдатом, защищавшим свою родину, и бежав из фашистского плена, он оказывается в лагере по обвинению в измене родине… «Не согласишься – расстреляют, согласишься – десять лет лагерей, но все же жизнь, какая ни есть...» - Таким был вывод Шухова. Но несмотря на удары судьбы, ему удается остаться человеком, сохранившим собственное достоинство.
Иван Денисович не унижается из-за лишней пайки или сигареты. Он не пытается выжить за счет других или пресмыкаться перед «власть имущими»!
Шухов стал во многом предметом злонамеренных обвинений среди критиков. Многие считали, что главный герой должен быть абсолютно идеальным, неподверженным никаким слабостям. Но автор представляет обычного человека.
Некоторые фразы были и вовсе встречены негативно: «Уж сам не знал, хотел он воли или нет», «Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься».
Полное недоумение вызвали действиями героя, такие как обман повара или отбор поднос у слабого зека.
Несмотря на это, мы не можем сказать, что он перестал быть человеком, сохранившим лицо или мораль! Ведь Шухов делает это не для себя, а для своей бригады.
В повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын показывает и других персонажей. Ему удается показать, что рука палача может занестись над головой абсолютно любого человека, будь он хоть интеллигент, хоть шестнадцатилетний парнишка. Каждый может оказаться здесь! в лагере! в несвободе!
И все же, чтобы быть свободным в неволе, человек должен сохранить свободу внутри самого себя.
Что же касается самого автора, то ему также это удалось. Писатель остался внутренне свободным. Ведь он не стал упрекать конкретного человека в несчастии заключенных лагерей. Солженицын понимал, что виной этому политическое положение во всей советской России. Как сам он замечал: «Это не случайно, конечно, у меня вышло: мне виделся советский режим, а не Сталин один… Я сделал эту уступку: помянул «батьку усатого» один раз…» (А. Солженицын. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. — М., 1996. — С. 41).
Солженицын показывает, что тюрьма будит истинную личность, а не открывает что-то новое, раньше не существовавшее в нем. У героя есть определенные ценности. Тюрьма или свобода не изменит их.
Здесь показан всего лишь один день зека, но в произведении о единичном случае писатель удивительно показывает описание страшных условий «несвободной свободы», и, при этом, «счастливой» жизни, которая была сокрытой тайной.
Судьба Ивана Денисовича – судьба всего русского народа, судьба отдельного человека, судьба заключенного, судьба Солженицына!
Таким образом, Солженицын воссоздает основные черты той эпохи, когда народ был обречен на невероятные лишения. В рассказе представлена судьба миллионов советских людей, вынужденных расплачиваться за честную и преданную службу годами унижений, мучений, лагерей.
Но, несмотря на это, Автор остается Человеком с большой буквы и показывает такого же человека в своем произведении, говоря о том, что нет ничего более ценного, чем сами люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
Концепты "дом" и "не дом" в ранних произведениях А. И. Солженицына: в рассказе "Матренин двор" и в повести "Один день Ивана Денисовича".
Изучение творческого наследия А. И. Солдженицына в средней школе представляет интерес, поскольку это писатель, чье творчество во многом не просто связано с фактами собственной биографии, но...
Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)...
Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...
«Остаться человеком» (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"...