Программа ДОД "Литературная гостиная"
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Направленность программы кружка «Литературная гостиная» заключается в том, чтобы не только познакомить обучающихся с биографическими данными и произведениями писателей, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dod_literaturnaya_gostinaya.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа предметного кружка
«Литературная гостиная»
Пояснительная записка
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Направленность программы кружка «Литературная гостиная» заключается в том, чтобы не только познакомить обучающихся с биографическими данными и произведениями писателей, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, кружок же научит подростков по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу подростка, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся творческого объединения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что является основным устремлением работы кружка.
С педагогической точки зрения, такой кружок необходим, так как он способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит подростков чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.
Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
- вооружение обучающихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);
- формирование у обучающихся необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
- воспитание и развитие обучающихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).
Цели и задачи программы
Цель программы – познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым произведениям и произведениям, выведенным за рамки учебной программы).
Задачи программы – выработать у обучающихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений.
- образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- обучить участников кружка навыкам лингвистического анализа текста;
- развивающие:
- развивать интерес обучающихся к изучению биографии всемирно известных писателей;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся;
- развивать навыки выразительного чтения обучающихся.
- воспитательные:
- воспитывать интерес обучающихся к изучению литературных произведений;
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к книгам.
Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет подробный рассказ о жизни писателя или поэта, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.
Педагогические идеи и принципы
В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:
• опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;
• учёт индивидуальных особенностей обучающихся;
• создание условий для усвоения знаний;
• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям старшеклассников.
Обучение осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого обучающегося. Обучение осуществляется поэтапно: от простого к сложному. Срок обучения по данной программе рассчитан на один учебный год.
При обучении обучающихся используется как групповая, так и индивидуальные формы работы. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу. В результате прохождения курса у подростков формируются и углубляются знания о жизни писателей и поэтов, что позволяет привить стойкий интерес к русской и зарубежной литературе.
Основной учебно-тематический план составлен из расчёта 34 академических часа в год. По каждой теме определено достаточное количество часов практических и теоретических занятий.
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции.
Формы и методы
образовательного процесса
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.
По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:
• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;
• творческие работы;
• литературные игры, викторины;
• литературно-музыкальные произведения.
В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.
Основные виды деятельности по освоению
литературных произведений и теоретико-литературных понятий
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Организационное занятие (гостиная, истоки, формы работы, знакомство с планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Я хотел(а) бы получить ответ») | 1 |
2 | Литература как предмет изучения. | 1 |
3 | Понятия «текст», «главная мысль текста», «тематика», «проблематика» | 1 |
4 | Проблематика «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя | 2 |
5 | Встречи с интересными людьми. Николай Александров – литературный критик, писатель. «Тенденции современной и зарубежной литературы» (АОНБ имени Добролюбова). | 1 |
6 | Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. | 1 |
7 | К юбилею И.С.Тургенева. «Записки охотника», «Рудин» | 2 |
8 | Произведения мировой литературы. В.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. | 2 |
9 | Произведения мировой литературы. И.-В.Гёте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия. | 2 |
10 | «Сам язык наш есть … тайна!» | 1 |
11 | Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. | 2 |
12 | Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. | 1 |
13 | Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте. | 1 |
14 | Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности. | 1 |
15 | Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры. | 1 |
16 | Путешествие в страну Поэзию. Анализ любимых стихотворений. | 2 |
17 | Проба пера. Как создать свой поэтический текст. Законы стихосложения. Работа с поэтическим текстом. | 2 |
18 | Заседание литературной гостиной «Поэты нашего края» (с приглашением поэтов города) | 1 |
19 | Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга интересна и удивительна, потому что…». | 2 |
20 | Конференция «Литература – учебник жизни». | 1 |
21 | Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (В.Сухомлинский «Письма к сыну») | |
22 | Практическое занятие по написанию писем литературному герою или писателю. | 2 |
23 | Русская литература в контексте мировой культуры. | 2 |
24 | Обзор-знакомство с новинками художественной литературы. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа литературной гостиной "Куда зовут алые паруса"
Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. . Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинте...
Сценарий концертной программы "Семейная гостиная"
Сценарий концертной программы с участием детей, родителей и преподавателей музыкальной школы....
Дополнительная общеобразовательная программа "Литературная гостиная"
. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.Предназначена для учащихся 5 классов....
Программа социальной гостиной "Солнечный город"
Программа социальной гостиной при школе. Главным направлением в работе является комплексная психолого-педагогическая поддержка и адаптация ребенка к жизни в обществе. МЕ...
Программа "Музыкальная гостиная"
В основе Программы «Музыкальная гостиная» лежат: логика развития системы музыкальности воспитанников ДДТ «Кунцево», входящих в нее музыкальных способностей и логика стано...
Программа "Семейная гостиная"
Цель: Активизировать профилактическую работу среди родителей. Задачи: Помощь родителям в решении актуальных проблем семейного воспитания.Повышение уровня родительской компетенции. Психолого - педагоги...
Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"
Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"...