Программа "Музыкальная гостиная"
рабочая программа на тему
В основе Программы «Музыкальная гостиная» лежат: логика развития системы музыкальности воспитанников ДДТ «Кунцево», входящих в нее музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности. Программа включает различные виды и формы музыкального воспитания: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация, мастер-классы с участием профессиональных исполнителей, интеллектуально-познавательные игры, коллективно-творческие дела, и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzgostinaya.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая, определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста, с другой.
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять её настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть.
Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирования у них элементов музыкальной культуры.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом.
В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера, и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; двух-трехчастная форма и т.д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), то есть обогащается их представление о музыке разного характера. Слушая музыку, ребенок её анализирует (мысленно), относит к определенному жанру. Исполнение мелодии песни так же строится на процессах анализа, сравнения того, что получается, с замыслом композитора, уподобления звуков голоса музыкальному материалу.
Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска и особенно музыкально-игровая драматизация, побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.
На музыкальных занятиях закладываются и основы познания культуры народа. Именно через музыкальное воспитание все, без исключения, дети могут приобщиться к искусству.
Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен, о музыке народной и классической.
Ядром музыкальной культуры школьника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности.
Музыкальные занятия воспитывают в детях умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности.
Программа музыкального воспитания построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, концертах, участвуя в музыкальных играх-драматизациях. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.
В основе Программы «Музыкальная гостиная» лежат: логика развития системы музыкальности воспитанников ДДТ «Кунцево», входящих в нее музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности. Программа включает различные виды и формы музыкального воспитания: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация, мастер-классы с участием профессиональных исполнителей, интеллектуально-познавательные игры, коллективно-творческие дела, и т.д.
Музыкальный репертуар включает, прежде всего, классическую музыку разных эпох и стилей, фольклор и современную музыку.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
- Обогащать музыкальные впечатления воспитанников, знакомя их с разнообразными жанрами, композиторами, исполнителями, произведениями и сведениями о них.
- Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, игре на музыкальных инструментах, прививать навыки публичных выступлений.
- Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
- Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности.
- Стимулирование детей и подростков к активному участию в процессе своего личностного роста и социализации.
- Поиск новых ярких разнообразных тем и форм организации познавательно-игровой досуговой деятельности, способствующих формированию гражданско-патриотического сознания и морально-этических норм поведения, повышению культурного уровня и эстетического вкуса подрастающего поколения.
- Развитие творчества, как формы повышения интеллектуального потенциала, реализуемого в продуктивной деятельности детей.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ:
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП - связь музыкально-эстетической деятельности детей с окружающей действительностью, современностью.
Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем её многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП - воспитание и музыкально-эстетическое развитие ребенка.
На занятиях музыкой под руководством педагога у ребят пробуждается активный интерес к окружающему миру, складываются нравственные понятия «что такое хорошо и что такое плохо», стимулируется мыслительная деятельность. Дети увлеченно следят за изменением настроений в музыке, отмечают сходные и контрастные построения. Возникает понятие о форме, структуре музыкального сочинения в целом. У детей пробуждается интерес к музыке, появляются новые мотивы, развивающие любознательность. Задача педагога – не только научить детей правильно петь, красиво танцевать, но и достигнуть определенного воспитательного воздействия на их внутренний мир.
Есть и другая сторона в этой деятельности. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребенка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под легкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.
Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП – установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность заключается в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, но в расширенном, углубленном виде, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизические возможности детей.
Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход. Каждому надо создавать такие условия, чтобы было достаточно трудно и в то же время интересно выполнять то или иное задание. Преемственность в воспитании и обучении дает возможность обеспечить последовательное музыкальное развитие ребенка.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» (для коллективов музыкального жанра) - цикл совместных концертов с элементами познавательно-развлекательных игр, мастер-классов, с участием артистов московских театров и профессиональных музыкантов. Темы на 1-м этапе: «Мир полон звуков», «100 опер», «Музей музыкальных инструментов», «Этюд о гитаре».
Словно по мановению волшебной палочки торжественно-многочасовые прослушивания произведений классической музыки в исполнении юных музыкантов, больше напоминающие отчетный концерт, превратились в яркое, энергичное действо, наполненное живой музыкой, удивительными музыкальными историями и занимательными конкурсами, неожиданными встречами с настоящими артистами и радостью творческого общения. Особенно отрадно, что кроме студийцев, занимающихся на базе нашего отделения дополнительного образования, в этих музыкальных вечерах активно принимают участие педагоги и ребята, которые занимаются в коллективах, расположенных в других отделениях комплекса ГБОУ школа887.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная гостиная "Любовью дорожить умейте"
Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов....
План урока литературы в 9 классе в форме литературной гостиной. "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина".
"Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"...
Литературная гостиная (Ф.Тютчев)
В сценарии использованы собственные идеи и материалы коллег....
.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой
Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Литературная гостиная "Пробуем перо"
Мой педагогический стаж - более 20 лет. Всегда старалась ввести в преподавание нотку творчества. Так и появилась "литературная гостиная", участником которой может стать любо...
Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».
Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...