Программа литературной гостиной "Куда зовут алые паруса"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. . Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинтересованного, грамотного, любящего и понимающего литературу читателя. Рассчитана на несколько заседаний литературных гостиных.

Задачи литературной гостиной:

  • знакомство с творчеством А. Грина;
  • работа по культуре речи, технике выразительного чтения;
  • развитие чувства коммуникативной сообразности, навыков общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gileva__programma_literaturnoy_gostinoy.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРНИСАЖ»

7 КЛАССЫ

Пояснительная записка

Данная программа дополнительного образования рассчитана на пробуждение у учащихся интереса к чтению. В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлеченные компьютером, не читают, книга проходит мимо тех, кому она так необходима. Хочется не только заинтересовать литературой вообще, но и привносить в неё опыт собственного восприятия, чувств, переживаний. Необходимо развивать у ребят высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

Как показывает опыт, в обстановке гостиной происходит развитие индивидуальных возможностей учащихся. Во всей полноте раскрываются их артистичность, поэтический дар, художественный вкус. Встречи в литературной гостиной проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.

Заседание литературной гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов:

1 этап. Определение темы. Встречи в литературной гостиной проходит 5 раз в год. В сентябре конкретизируются темы, уточняются сроки.

2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.

3 этап. Реклама. Пригласительные билеты. Книжные выставки. Красочные объявления.

4 этап. Создание соответствующего интерьера, декорации, костюмы.

5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, привлечение к участию интересных людей.

6 этап. Момент творчества. Исполнение стихов, песен, участие в спектаклях и сценках.

7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.

Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. Состав в течение года стабилен. Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинтересованного, грамотного, любящего и понимающего литературу читателя.

Каждое заседание литературной гостиной требует серьезной и глубокой подготовки – выбор темы, тщательный отбор материала, написание сценария, отработка, причем индивидуальная, с каждым членом литературной гостиной, информационное оформление. Поэтому нецелесообразно проводить более 5 заседаний литературных гостиных.

Цель внеклассной работы по предмету – воспитание таланта читателя.

Задачи литературной гостиной:

  1. знакомство с творчеством А. Грина;
  2. работа по культуре речи, технике выразительного чтения;
  3. развитие чувства коммуникативной сообразности, навыков общения.

Литературная гостиная существует

Схема литературой гостиной

как форма творческого общения

Создание условий для развития осознанной потребности учащихся в творчестве

Опирается на принципы

эстетико-литературоведческий

историко-культурологический

диалогичность

личностно-деятельностный

Достигается через

интеграцию с искусством

координацию планов коллег

откровенный разговор на духовно-нравственные темы на принципах доверия

участие каждого в зависимости от своих творческих способностей

Приводит к

раскрепощению и раскрытию артистических, поэтических, художественных талантов и творческих способностей учащихся

сближению и укреплению взаимопонимания во время творческого сотрудничества не только среди учащихся, но и между учениками и учителями

Оценивается с помощью

участия в конкурсах

рефлексии учащихся, учителей и гостей

наблюдений

Основывается на

материально-технической базе:

  1. ТСО
  2. книжные фонды библиотеки
  3. книжные выставки

кадрах:

  1. личности организаторов гостиной
  2. сотрудничество с единомышленниками, учителем музыки, руководителем танц. ансамбля

технологиях:

  1. личностно ориентированное обучение
  2. метод проектов
  3. методика внеклассной работы по литературе
  4. ИКТ

Примерная программа заседаний литературной гостиной

Дата

Тема литературной гостиной

Количество часов

1 четверть

Знакомимся с биографией А.Грина:

  1. подбор литературного материала, музыки, документов;

  1. знакомство с сайтами, посвященными творчеству А. Грина;

  1. чтение книги «Алые паруса»;

  1. индивидуальная работа с членами литературной гостиной;

  1. участие в открытии литературной гостиной.

2 четверть

Конкурс презентаций, посвященных творчеству А.Грина

  1. подбор литературного материала, музыки, документов;

  1. работа с Интернет-ресурсами о жизни и творчестве А. Грина;

  1. индивидуальная работа с членами литературной гостиной;

  1. Участие в конкурсе презентаций, посвященных творчеству А.Грина.

Брейн-ринг «Лучший знаток биографии и творчества А. Грина»

  1. подбор материалов, документов для брей-ринга;

  1. составление сценария брей-ринга;

  1. индивидуальная работа с членами литературной гостиной;

  1. Участие в брей-ринге «Лучший знаток биографии и творчества А. Грина».

3 четверть

Инсценирование отрывков из произведений А.Грина

  1. подбор отрывков из произведений А Грина для инсценирования;

  1. индивидуальная работа с членами литературной гостиной;

  1. Участие в инсценировании отрывков из произведений А.Грина.

Календарно – тематический план

на 1 полугодие

Содержание

Кол-во часов

Дата

Формы, вид деятельности

Вводное занятие. Знакомство с программой литературной гостиной.

1ч.

Беседа учителя

Экскурсия в библиотеку. Работа с электронными каталогами.

1ч.

Экскурсия

Обзор литературы по теме «Жизнь писателя А.Грина».

1

Беседа учителя

Основные этапы и технология работы над докладом по теме «Жизнь писателя А. Грина»

1

Моделирование «каркаса» доклада

Знакомство с сайтами, посвященными жизни и творчеству писателя А. Грина.

1ч.

Работа в Интернете (кабинет ИВТ)

Знакомство с сайтами, посвященными жизни и творчеству писателя А. Грина.

1ч.

Работа в Интернете (кабинет ИВТ)

А Грин. Детство, отрочество. Открытие мира литературы.

1

Сообщения учащихся

«Университеты» Александра Грина.

1ч.

Сообщения учащихся

«Гринландия» - страна воображения А. Грина

1ч.

«Заочное путешествие»

Последние годы жизни. Крымский период жизни А. Грина.

1ч.

Сообщения учащихся

А. Грин в воспоминаниях писателей.

1ч.

Беседа учителя

Репетиция торжественного открытия литературной гостиной «Куда зовут нас алые паруса».

1ч.

Торжественное открытие литературной гостиной «Куда зовут нас алые паруса?»

1ч.

Праздник

Презентация: содержание, структура, оформление.

1ч.

Семинар-практикум

Работа с презентациями (содержание) инд.

1ч.

Работа с презентациями (содержание) инд.

1ч.

Работа с презентациями (содержание) инд.

1ч.

Конкурс презентаций, посвященных страницам жизни и творчества писателя А. Грина

1ч.

Конкурс

Отбор материала для литературной игры. инд.

1ч.

Написание сценария литературной игры «Лучший знаток биографии А. Грина». инд.

1ч.

Написание сценария литературной игры «Лучший знаток биографии А. Грина». инд.

1ч.

Оформление «визитной карточки» писателя А.Грина. инд.

1ч.

Составление «географической карты» жизни А. Грина. инд.

1ч.

Викторина «Страницы творчества А. Грина».

1ч.

Подбор музыкального сопровождения мероприятия. инд.

Брейн – ринг «Лучший знаток биографии и творчества А. Грина»

2ч.

Литературная игра

Основные компоненты спектакля и их значение. Подбор репертуара к инсценированию.

1ч.

Беседа об искусстве, театре

Основы сценического мастерства

Сценическая речь

Работа с текстом

Основы сценического движения

2ч.

Этюды на сценическое движение

Календарно – тематический план

на 1 полугодие

Количество часов в неделю – 2ч. (индивидуальные)

Содержание

Кол-во часов

Дата

Формы, вид деятельности

Работа с презентацией (содержание)

1ч.

Работа с презентацией (содержание)

1ч.

Работа с презентацией (оформление)

1ч.

Отбор материала для литературной игры.

1ч.

Написание сценария литературной игры.

1ч.

Написание сценария литературной игры.

1ч.

Оформление «визитной карточки» писателя А.Грина.

1ч.

Составление «географической карты» жизни А. Грина.

1ч.

Подбор музыкального сопровождения мероприятия.

1ч.

Календарно – тематический план

на 2 полугодие

Содержание

Кол-во часов

Дата

Формы, вид деятельности

Распределение ролей между «актерами».

1ч.

Распределение ролей между «актерами».

1ч.

Литературно – музыкальная композиция «Куда зовут нас алые паруса»

2ч.

Художественный мир А. Грина. Выяснение читательского восприятия.

1ч.

Викторина по произведению А. Грина «Алые паруса»

1ч.

Чтение любимых страниц повести А. Грина  «Алые паруса».

2ч.

Просмотр видеофильма А Птушко «Алые паруса».

1ч.

Просмотр видеофильма А. Птушко «Алые паруса».

1ч.

Язык фильма и зрительские впечатления. Сценические средства выражения характеров героев.

1ч.

Костюм. Грим. Декорационное оформление. Значение света и цвета.

1ч.

Книга А. Грина «Алые паруса». Читательские открытия.

1ч.

Разбор произведения

Мир Каперны. До и после

1ч.

Разбор произведения

Очарование Ассоль, каждая черточка которой «легка и чиста, как полёт ласточки».

1ч.

Разбор произведения

Странная летящая душа и дух действия капитана Артура Грэя.

1ч.

Разбор произведения

Секреты романтизма Грина.

1ч.

Разбор произведения

Встреча Ассоль и Грэя как реальная, осуществимая мечта, в которой «тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров».

1ч.

Выход в кино. Просмотр кинофильма Тарас Бульба». Режиссерское осмысление художественного произведения.

2ч.

Разбор произведения

Образ моря в повести «Алые паруса» и творчестве И.К. Айвазовского.

1ч.

Разбор произведения

Иллюстрации художников к произведению «Алые паруса».

1ч.

Разбор произведения

Музыкальные произведения, созвучные «Алым парусам». (Музыкальный ринг)

1ч.

Игра «Умники и умницы» (по произведениям А. Грина)

1ч.

Подготовка к диспуту. Многообразие форм выступления.

1ч.

Подготовка к диспуту.

1ч.

Диспут «Нужна ли юности романтика»?

1ч.

Диспут «Нужна ли юности романтика»?

1ч.

Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса»

Написание сочинений на тему «Гриновские уроки – уроки нравственного прозрения»

1ч.

Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса».

Написание сочинений на тему «Гриновские уроки – уроки нравственного прозрения»

1ч.

Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса».

Иллюстрирование страниц повести «Алые паруса»

1ч.

Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса».

Заседание редакторского совета.

1ч.

Творческий отчет участников литературной гостиной.

1ч.

Творческий отчет участников литературной гостиной.

1ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности детской организации «Алые паруса»

Программа «Я - Россиянин»  включает в себя программно-методические рекомендации по реализации пяти взаимообусловленных компонентов: «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и семья», «Я и Я», «Я и планет...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Программа военно-патриотического клуба "Алые паруса"

Программа военно-патриотического Клуба «Алые паруса» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое восп...

Рабочая программа кружка художественной самодеятельности "Алые паруса"

Программа кружка художественной самодеятельности «Алые паруса» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление школьного дополнительного  образования.    ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности: литературный клуб "Алые паруса"

Программа  составлена с целью обучения  написания   журнальных статей....