Программа литературной гостиной "Куда зовут алые паруса"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. . Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинтересованного, грамотного, любящего и понимающего литературу читателя. Рассчитана на несколько заседаний литературных гостиных.
Задачи литературной гостиной:
- знакомство с творчеством А. Грина;
- работа по культуре речи, технике выразительного чтения;
- развитие чувства коммуникативной сообразности, навыков общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gileva__programma_literaturnoy_gostinoy.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРНИСАЖ»
7 КЛАССЫ
Пояснительная записка
Данная программа дополнительного образования рассчитана на пробуждение у учащихся интереса к чтению. В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлеченные компьютером, не читают, книга проходит мимо тех, кому она так необходима. Хочется не только заинтересовать литературой вообще, но и привносить в неё опыт собственного восприятия, чувств, переживаний. Необходимо развивать у ребят высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.
Как показывает опыт, в обстановке гостиной происходит развитие индивидуальных возможностей учащихся. Во всей полноте раскрываются их артистичность, поэтический дар, художественный вкус. Встречи в литературной гостиной проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.
Заседание литературной гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов:
1 этап. Определение темы. Встречи в литературной гостиной проходит 5 раз в год. В сентябре конкретизируются темы, уточняются сроки.
2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.
3 этап. Реклама. Пригласительные билеты. Книжные выставки. Красочные объявления.
4 этап. Создание соответствующего интерьера, декорации, костюмы.
5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, привлечение к участию интересных людей.
6 этап. Момент творчества. Исполнение стихов, песен, участие в спектаклях и сценках.
7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.
Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. Состав в течение года стабилен. Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинтересованного, грамотного, любящего и понимающего литературу читателя.
Каждое заседание литературной гостиной требует серьезной и глубокой подготовки – выбор темы, тщательный отбор материала, написание сценария, отработка, причем индивидуальная, с каждым членом литературной гостиной, информационное оформление. Поэтому нецелесообразно проводить более 5 заседаний литературных гостиных.
Цель внеклассной работы по предмету – воспитание таланта читателя.
Задачи литературной гостиной:
- знакомство с творчеством А. Грина;
- работа по культуре речи, технике выразительного чтения;
- развитие чувства коммуникативной сообразности, навыков общения.
Литературная гостиная существует
Схема литературой гостиной
как форма творческого общения
Создание условий для развития осознанной потребности учащихся в творчестве
Опирается на принципы
эстетико-литературоведческий
историко-культурологический
диалогичность
личностно-деятельностный
Достигается через
интеграцию с искусством
координацию планов коллег
откровенный разговор на духовно-нравственные темы на принципах доверия
участие каждого в зависимости от своих творческих способностей
Приводит к
раскрепощению и раскрытию артистических, поэтических, художественных талантов и творческих способностей учащихся
сближению и укреплению взаимопонимания во время творческого сотрудничества не только среди учащихся, но и между учениками и учителями
Оценивается с помощью
участия в конкурсах
рефлексии учащихся, учителей и гостей
наблюдений
Основывается на
материально-технической базе:
- ТСО
- книжные фонды библиотеки
- книжные выставки
кадрах:
- личности организаторов гостиной
- сотрудничество с единомышленниками, учителем музыки, руководителем танц. ансамбля
технологиях:
- личностно ориентированное обучение
- метод проектов
- методика внеклассной работы по литературе
- ИКТ
Примерная программа заседаний литературной гостиной
№ | Дата | Тема литературной гостиной | Количество часов |
1 четверть | Знакомимся с биографией А.Грина:
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
2 четверть | Конкурс презентаций, посвященных творчеству А.Грина | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Брейн-ринг «Лучший знаток биографии и творчества А. Грина» | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
3 четверть | Инсценирование отрывков из произведений А.Грина | ||
| |||
| |||
|
Календарно – тематический план
на 1 полугодие
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата | Формы, вид деятельности |
Вводное занятие. Знакомство с программой литературной гостиной. | 1ч. | Беседа учителя | ||
Экскурсия в библиотеку. Работа с электронными каталогами. | 1ч. | Экскурсия | ||
Обзор литературы по теме «Жизнь писателя А.Грина». | 1 | Беседа учителя | ||
Основные этапы и технология работы над докладом по теме «Жизнь писателя А. Грина» | 1 | Моделирование «каркаса» доклада | ||
Знакомство с сайтами, посвященными жизни и творчеству писателя А. Грина. | 1ч. | Работа в Интернете (кабинет ИВТ) | ||
Знакомство с сайтами, посвященными жизни и творчеству писателя А. Грина. | 1ч. | Работа в Интернете (кабинет ИВТ) | ||
А Грин. Детство, отрочество. Открытие мира литературы. | 1 | Сообщения учащихся | ||
«Университеты» Александра Грина. | 1ч. | Сообщения учащихся | ||
«Гринландия» - страна воображения А. Грина | 1ч. | «Заочное путешествие» | ||
Последние годы жизни. Крымский период жизни А. Грина. | 1ч. | Сообщения учащихся | ||
А. Грин в воспоминаниях писателей. | 1ч. | Беседа учителя | ||
Репетиция торжественного открытия литературной гостиной «Куда зовут нас алые паруса». | 1ч. | |||
Торжественное открытие литературной гостиной «Куда зовут нас алые паруса?» | 1ч. | Праздник | ||
Презентация: содержание, структура, оформление. | 1ч. | Семинар-практикум | ||
Работа с презентациями (содержание) инд. | 1ч. | |||
Работа с презентациями (содержание) инд. | 1ч. | |||
Работа с презентациями (содержание) инд. | 1ч. | |||
Конкурс презентаций, посвященных страницам жизни и творчества писателя А. Грина | 1ч. | Конкурс | ||
Отбор материала для литературной игры. инд. | 1ч. | |||
Написание сценария литературной игры «Лучший знаток биографии А. Грина». инд. | 1ч. | |||
Написание сценария литературной игры «Лучший знаток биографии А. Грина». инд. | 1ч. | |||
Оформление «визитной карточки» писателя А.Грина. инд. | 1ч. | |||
Составление «географической карты» жизни А. Грина. инд. | 1ч. | |||
Викторина «Страницы творчества А. Грина». | 1ч. | |||
Подбор музыкального сопровождения мероприятия. инд. | ||||
Брейн – ринг «Лучший знаток биографии и творчества А. Грина» | 2ч. | Литературная игра | ||
Основные компоненты спектакля и их значение. Подбор репертуара к инсценированию. | 1ч. | Беседа об искусстве, театре | ||
Основы сценического мастерства | ||||
Сценическая речь | 1ч | Работа с текстом | ||
Основы сценического движения | 2ч. | Этюды на сценическое движение |
Календарно – тематический план
на 1 полугодие
Количество часов в неделю – 2ч. (индивидуальные)
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата | Формы, вид деятельности |
Работа с презентацией (содержание) | 1ч. | |||
Работа с презентацией (содержание) | 1ч. | |||
Работа с презентацией (оформление) | 1ч. | |||
Отбор материала для литературной игры. | 1ч. | |||
Написание сценария литературной игры. | 1ч. | |||
Написание сценария литературной игры. | 1ч. | |||
Оформление «визитной карточки» писателя А.Грина. | 1ч. | |||
Составление «географической карты» жизни А. Грина. | 1ч. | |||
Подбор музыкального сопровождения мероприятия. | 1ч. |
Календарно – тематический план
на 2 полугодие
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата | Формы, вид деятельности |
Распределение ролей между «актерами». | 1ч. | |||
Распределение ролей между «актерами». | 1ч. | |||
Литературно – музыкальная композиция «Куда зовут нас алые паруса» | 2ч. | |||
Художественный мир А. Грина. Выяснение читательского восприятия. | 1ч. | |||
Викторина по произведению А. Грина «Алые паруса» | 1ч. | |||
Чтение любимых страниц повести А. Грина «Алые паруса». | 2ч. | |||
Просмотр видеофильма А Птушко «Алые паруса». | 1ч. | |||
Просмотр видеофильма А. Птушко «Алые паруса». | 1ч. | |||
Язык фильма и зрительские впечатления. Сценические средства выражения характеров героев. | 1ч. | |||
Костюм. Грим. Декорационное оформление. Значение света и цвета. | 1ч. | |||
Книга А. Грина «Алые паруса». Читательские открытия. | 1ч. | |||
Разбор произведения Мир Каперны. До и после | 1ч. | |||
Разбор произведения Очарование Ассоль, каждая черточка которой «легка и чиста, как полёт ласточки». | 1ч. | |||
Разбор произведения Странная летящая душа и дух действия капитана Артура Грэя. | 1ч. | |||
Разбор произведения Секреты романтизма Грина. | 1ч. | |||
Разбор произведения Встреча Ассоль и Грэя как реальная, осуществимая мечта, в которой «тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров». | 1ч. | |||
Выход в кино. Просмотр кинофильма Тарас Бульба». Режиссерское осмысление художественного произведения. | 2ч. | |||
Разбор произведения Образ моря в повести «Алые паруса» и творчестве И.К. Айвазовского. | 1ч. | |||
Разбор произведения Иллюстрации художников к произведению «Алые паруса». | 1ч. | |||
Разбор произведения Музыкальные произведения, созвучные «Алым парусам». (Музыкальный ринг) | 1ч. | |||
Игра «Умники и умницы» (по произведениям А. Грина) | 1ч. | |||
Подготовка к диспуту. Многообразие форм выступления. | 1ч. | |||
Подготовка к диспуту. | 1ч. | |||
Диспут «Нужна ли юности романтика»? | 1ч. | |||
Диспут «Нужна ли юности романтика»? | 1ч. | |||
Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса» Написание сочинений на тему «Гриновские уроки – уроки нравственного прозрения» | 1ч. | |||
Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса». Написание сочинений на тему «Гриновские уроки – уроки нравственного прозрения» | 1ч. | |||
Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса». Иллюстрирование страниц повести «Алые паруса» | 1ч. | |||
Работа творческой мастерской. Создание сборника творческих работ «Алые паруса». Заседание редакторского совета. | 1ч. | |||
Творческий отчет участников литературной гостиной. | 1ч. | |||
Творческий отчет участников литературной гостиной. | 1ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности детской организации «Алые паруса»
Программа «Я - Россиянин» включает в себя программно-методические рекомендации по реализации пяти взаимообусловленных компонентов: «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и семья», «Я и Я», «Я и планет...
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Программа военно-патриотического клуба "Алые паруса"
Программа военно-патриотического Клуба «Алые паруса» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое восп...
Программа развития ученического коллектива "Алые паруса" 8 класс на 2013-2014 уч.год
программа развития классного самоуправления...
Рабочая программа кружка художественной самодеятельности "Алые паруса"
Программа кружка художественной самодеятельности «Алые паруса» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление школьного дополнительного образования. ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности: литературный клуб "Алые паруса"
Программа составлена с целью обучения написания журнальных статей....