Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебникуС.А.Зинина, В.И.Сахарова, 3 часа в неделю
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089; примерной программы среднего общего образования. Русский язык и литература. М. Просвещение, 2012; авторской программы по литературе для 10- 11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев – М. «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.;учебного плана МОБУ СОШ №3 с. Инзер на 2014 – 2015 учебный год, утверждённого приказом №79 по МОБУ СОШ №3 с. Инзер от 29.08.2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 10 классе предполагается обучение в объёме 105 часов (3 часа в неделю).
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- анализ и интерпретация произведений;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчестваписателей XIX века;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Контроль знаний |
1 | Введение. К истории русской литературы 19 века. | 1 | |
2 | А.С.Пушкин | 4 | |
3 | М.Ю.Лермонтов | 4 | |
4 | Н.В.Гоголь | 4 | |
5 | Литература 2 половины ХIХ века | 1 | |
6 | А.Н.Островский | 9 | Сочинение-1 |
7 | И.А.Гончаров | 6 | Мини- сочинение-1 |
8 | И.С.Тургенев | 10 | Сочинение-1 |
9 | Н.Чернышевский | 2 | |
10 | Н.А.Некрасов | 7 | |
11 | Ф.И.Тютчев | 4 | |
12 | А.А.Фет | 5 | Сочинение-1 |
13 | Н.С.Лесков | 5 | |
14 | М.Е.Салтыков-Щедрин | 5 | |
15 | А.К.Толстой | 3 | |
16 | Л.Н.Толстой | 20 | Сочинение-1 |
17 | Ф.М.Достоевский | 9 | Сочинение-1 |
18 | А.П.Чехов | 3 | |
19 | Итоговая контрольная работа по литературе 19 века. | 1 | Контрольная работа-1 |
20 | Читательские итоги года | 1 | |
Итого | 105 |
Содержание курса литературы для X класса (105 ч)
Введение (1 час).
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).
Из литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин(4 часа)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Уметь:анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов (4 часа)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.В. Гоголь (4 часа)
Повести: «Невский проспект», «Нос».
«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский (9 часов)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели.Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза».Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.
И.А. Гончаров (6 часов)
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.
И.С. Тургенев (10 часов)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Н.Г. Чернышевский (2 часа)
Роман «Что делать? » (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.А. Некрасов (7часов)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках.Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. Тютчев (4 часа)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
А.А. Фет (5часов)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
Н.С. Лесков (5 часов)
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова
М.Е. Салтыков-Щедрин (5 часов)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрыйпискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.
А.К. Толстой (3 часа)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого
Л.Н. Толстой (20 часов)
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
Ф.М. Достоевский (9 часов)
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
А.П. Чехов ( 3 часа)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Итоговая контрольная работа (1 ч).
Читательские итоги года(1 час)
Основные теоретико-литературные понятия
В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико-литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия».
Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.
Календарно-тематическое планирование
План.дата | Факт.дата | № | Тема | Форма контроля | Примечание | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
Базовые знания | Развитие познавательных умений | Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности | ||||||
1 | Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.) | Ответы на вопросы | Знать основные темы и проблемы русской литературы 19в. | Уметь создавать устные сообщения | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
2 | А.С.Пушкин.Образно- тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. | Выразительное чтение, анализ | Знать основные темы и мотивы лирики | Уметь определять темы и мотивы пушкинской лирики | Использовать знания для участия в диалоге и монологе | |||
3 | Философская тема в творчестве Пушкина. | Заучивание наизусть, ответы на вопросы | Знать особенности лирики | Уметь анализировать стих-е , используя литературно-теоретические сведения | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
4 | Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина«Медный всадник» | Выразительное чтение, анализ | Знать основные образы, своеобразие жанра и композиции поэмы | Уметь раскрывать проблему индивидуального бунта | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
5 | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | Ответы на вопросы, письменная работа | Знать авторскую концепцию истории | Уметь анализировать отдельные эпизоды, используя литературно-теоретические сведения | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
6 | М.Ю.Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Знать основные темы и мотивы лирики | Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
7 | Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. | Чтение наизусть.анализ | Знать основные темы и мотивы лирики | Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
8 9 | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. | анализ | Знать особенности боготворческой темы в поэме | Уметь анализировать худ.произведение | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
10 11 | Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект».Реальное и фантастическое. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). | Составление таблицы, ответы на вопросы | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры, образы героев | Уметь анализировать прозаическое произведение, давать сравнительную характеристику | Использовать знания для участия в диалоге и монологе, для анализа характеристик героев | |||
12 13 | Повесть«Нос».Тема «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. | анализ анализ | Знать содержание повести | Уметь анализировать прозаическое произведение; уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание | Использовать знания для создания связного текста, для создания письменного высказывания | |||
14 | Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века. | Ответы на вопросы | Знать основные тенденции в развитии русской лит-ры 2 пол. 19 века | Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках | Использовать знания для участия в диалоге и монологе | |||
15 | А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья» | опрос | Знать жизненный и творческий путь писателя | Уметь создавать сообщения с применением презентации | Использовать знания для создания связного текста | |||
16 | «Свои люди – сочтемся!». В царстве обмана. | Пересказ, ответы на вопросы | Знать основные проблемы комедии, образы героев | Уметь анализировать драматическое произведение, составлять сравнительную характеристику | Использовать знания для создания связного текста, монологического высказывания | |||
17 | Идейно-художественное своеобразиедрамы Н.А. Островского «Гроза». | анализ | Знать идейно-художественное своеобразие драмы | Уметь анализировать драматическое произведение | Использовать знания для создания связного текста | |||
18 | Изображение «затерянного мира» города Калинова. | анализ | Знать средства создания образов | Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм языка | |||
19 | Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». | Анализ, чтение наизусть | Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении | Уметь характеризовать самодуров и их жертвы | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит.языка | |||
20 | Сила и слабость характера Катерины. | анализ | Знать средства создания образа в драматическом произведении | Уметь анализировать образ | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
21 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | анализ | Знать роль второстепенных и внесценических персонажей | Уметь определять роль второстепенных и внесценических персонажей | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит.языка | |||
23 | «Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А.Григорьев) | Работа со статьёй | Знать различные оценки драмы в русской критике | Уметь создавать устные сообщения, находить информацию в различных источниках | Использовать знания для самостоятельного знакомства с критическими статьями | |||
24 | Р.р. сочинение по пьесе «Гроза» | сочинение | Знать творчество Островского | Уметь создавать письменное монологическое высказывание | Использовать знания для создания письменного связного высказывания по определенной проблеме | |||
25 | И.А.Гончаров. Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». | Ответы на вопросы | Знать судьбу и личность писателя, идейно-художественное своеобразие романа | Уметь находить нужную информацию в различных источниках | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
26 | Быт и нравы Ильи Ильича Обломова. | Пересказ, анализ | Знать образ героя | Уметь характеризовать героя | Использовать знания для создания связного текста | |||
27 | Обломов и Щтольц (сравнительная характеристика) | анализ | Знать образы героев | Уметь составлять сравнительную характеристику | Использовать знания для заполнения таблицы | |||
28 | Женские образы романа. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | анализ | Знать женские образы | Уметь давать характеристику женских образов | Использовать знания для создания связного текста | |||
29 | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | Ответы на вопросы | Знать художественное мастерство романа | Уметь определять художественное мастерство романа | Использовать знания для правильного выполнения тестовых заданий | |||
30 | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин) | Мини-сочинение"Почему переезд на новую квартиру для Обломова был сродни катастрофе?" | Знать различные оценки романа в русской критике, содержание романа | Уметь правильно и обоснованно выбрать нужный ответ, создать письменное высказывание | Использовать знания для создания связного монологического письменного текста | |||
31 | И.С.Тургенев. Цикл «Записки охотника» | Ответы на вопросы | Знать творчество и судьбу писателя | Уметь анализировать рассказы | Использовать знания для создания связного текста | |||
32 | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». | Ответы на вопросы | Знать творческую историю создания и своеобразие романа | Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа | Использовать знания для создания связного текста | |||
33 34 | Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым | анализ | Знать отношения между героями | Уметь определять взаимоотношения героев | Использовать знания для создания связного текста | |||
35 | Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. | анализ | Знать отношения между героями | Уметь давать хар-ку героев | Использовать знания для создания связного текста | |||
36 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. | анализ | Знать хар-ку нигилизма и его последствия | Уметь сопоставлять взгляды героя нигилистическим воззрениям | Использовать знания для создания связного текста | |||
37 | Базаров перед лицом смерти. | Ответы на вопросы | Знать образ героя | Уметь анализи-роватьхудожест-венный образ | Использовать знания для создания связного текста | |||
38 | Философские итоги романа, смысл его названия | Ответы на вопросы | Знать философские итоги, смысл названия | Уметь определять философские итоги, смысл названия, уметь правильно и обоснованно вы-брать нужный ответ | Использовать знания для правильного выполнения тестовых заданий | |||
39 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. | Анализ, выразительное чтение | Знать содержание стихотворений | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для участия в диалоге и монологе | |||
40 | Р.р. Сочинение по роману «Отцы и дети» | сочинение | Знать содержание романа | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание | Использовать знания для создания письменного высказывания | |||
41-42 | Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | Пересказ, ответы на вопросы | Знать жизнь и творчество писателя, сюжет и образы героев | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для создания связного текста | |||
43 | Н.А.Некрасов – «поэт мести и печали». | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Знать жизненный и творческий путь писателя | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для создания связного текста | |||
44 | Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. | Чтение наизусть, анализ | Знать темы и идеи лирики | Уметь определять темы и идеи лирики, выразительно читать | Использовать знания для создания связного текста | |||
45 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме. | Чтение наизусть, ответы на вопросы | Знать жанровое своеобразие, основные темы | Уметь анализировать поэтическое произведение | Использовать знания для создания связного текста | |||
46 | Отражение коренных сдвигов в русской жизни. Душа народа русского… | анализ | Знать образ народа русского | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для создания связного текста | |||
47 | Народ в споре о счастье. Проблема счастья и ее решение в поэме. | анализ | Знать проблему нравственного идеала счастья | Уметь составлять письменное высказывание, выбирать главное и второстепенное | Использовать знания для создания связного письменного текста | |||
48 | Идейный смысл рассказов о грешниках. | анализ | Знать смысл рассказов о грешниках | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для создания связного текста | |||
49 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | анализ | Знать образ героя | Уметь давать хар-ку героя | Использовать знания для создания связного текста | |||
50 | Лирика Ф.И.Тютчева. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Знать основные темы и идеи лирики | Уметь определять темы и идеи лирики | Использовать знания для создания связного текста | |||
51- 52 | «Мыслящая лира» | Чтение наизусть, письменная работа | Знать философскую лирику | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для анализа стихотворений | |||
53 | Драматизм звучания любовной лирики поэта. | анализ | Знать любовную лирику | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для анализа стихотворений | |||
54 | ЛирикаА.АФета. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Знать жизненный и творческий путь писателя | Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать | Использовать знания для создания связного текста | |||
55 | Зреющая песня. | анализ | Знать особенности природы в лирике | Уметь воспри-нимать, анализи-ровать и вырази-тельно читать | Использовать знаниядля анализа стихотворений | |||
56 | «Культ мгновенья» в творчестве поэта. | Чтение наизусть, выразительное чтение, анализ | Знать философскую лирику | Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать | Использовать знания для анализа стихотворений | |||
57 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике. | Выразительное чтение,анализ | Знать любовную лирику | Уметь восприни-мать, анализировать и выразительно читать | Использовать знания для создания связного текста | |||
58 | Р.р.Сочинение по творчеству Некрасова, Тютчева, Фета. | Сочинение | Знать содержание произведений | Уметь писать сочинение на литературную тему | Использовать знания для написания сочинения | |||
59 | Н.С.Лесков.Повесть «Очарованный странник». | Ответы на вопросы | Знать художественный мир писателя | Уметь определять ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества | Использовать знания для создания связного текста | |||
60 61 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. | Анализ | Знать образ праведников и злодеев | Уметь анализи--роватьхар-р героя, делать сообщение о праведниках | Использовать знания для создания связного текста | |||
62 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». | анализ | Знать позицию автора и рассказчика | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для анализа рассказа | |||
63 | Р.р.Письменная работа по творчеству Лескова | Знать творчество, теоретико-литературные понятия | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для написания проверочной работы | ||||
64 | Творчество М.Е.Салтыкова-Шедрина. «Я писатель, в этом мое призвание». | Ответы на вопросы | Знать художественный мир | Уметь воспринимать и анализировать | Использовать знания для создания связного текста | |||
65 | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | Анализ, пересказ | Знать смысл сказок, сатирические приемы | Уметь раскрывать смысл сказок, нахо - дить анализировать сатирические приемы | Использовать знания для создания связного текста | |||
66 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках «Медведь на воеводстве», «Богатырь». | Анализ, пересказ | Знать смысл сказок, сатирические приемы | Уметь находить и анализировать сатирические приемы | Использовать знания для создания связного текста | |||
19.02 | 67 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрыйпискарь». | анализ | Знать смысл сказок, сатирические приемы | Уметь находить и анализировать сатирические приемы | Использовать знания для создания связного текста | ||
68 | Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города. | Ответы на вопросы | Знать историческую основу и проблематику | Уметь выбирать правильную информацию | Использовать знания для выполнения тестовых заданий | |||
69 | Лирика А.К.Толстого. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Знать жанровое и тематическое богатство | Уметь определять жанры и тематику | Использовать знания для создания связного текста | |||
70 | Любовная лирика поэта. | Анализ, выразительное чтение | Знать особенности изображения России в лирике | Уметь воспри-нимать, анализи-ровать и выра-зительно читать | Использовать знания для анализа стихотворений | |||
71 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики. | Чтение наизусть, анализ | Знать особенности изображения природы в лирике | Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать | Использовать знания для анализа стихотворений | |||
72 | Л.Н.Толстой– человек, мыслитель, писатель. | Ответы на вопросы | Знать основные этапы жизни и творчества | Уметь делать сообщения с применением презентации | Использовать знания для создания связного текста | |||
73 | Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи«Война и мир». | опрос | Знать историю создания и смысл названия | Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета | Использовать знания для создания связного текста | |||
74 | «Высший свет» в романе «Война и мир» | анализ | Знать нормы жизни представителей высшего света, отношение к ним | Уметь сопоставлять нормы жизни людей, анализиро-вать эпизод | Использовать знания для анализа эпизода | |||
75 | Москва. Ростовы и Болконские. | анализ | Знать нравственные ценности людей | Уметь анализировать эпизоды | Использовать знания для анализа эпизода | |||
76 | От Шенграбена до Аустерлица. | анализ | Знать особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей | Уметь раскрыть особенности изображения войны, своеобразие созда-ния исторических личностей | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит.языка | |||
77 | Аустерлицкое сражение. | анализ | Знать особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей | Уметь раскрыть особенности изображения войны, своеобразие созда-ния исторических личностей | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит.языка | |||
02.04 | 78 | Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. | анализ | Знать глубину и своеобразие внутренней жизни героев | Уметь раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев | Использовать знания для создания связного текста | ||
79 | Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».Философия войны в романе | анализ | Знать композиционную роль философских глав, основные положения философских взглядов писателя | Уметь раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения философских взглядов писателя | Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит.языка | |||
80 | Изображение войны 1812 г. | анализ | Знать особенности изображения войны | Уметь выявлять идейно-художественные особенности изображения войны | Использовать знания для создания связного текста | |||
81-82 | «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Образы Кутузова и Наполеона) | анализ | Знать образы героев | Уметь давать сравнительную характеристику героев, производить анализ эпизода | Использовать знания для сравнительной характеристики героев | |||
83 | «Дубина народной войны поднялась…» «Мысль народная» в романе. | анализ | Знать особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями | Уметь раскрыть особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями | Использовать знания для создания связного тек-ста с учетом норм русского лит.языка | |||
84 | Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). | анализ | Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по т.11 и эпилогу | Уметь проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т.11 и эпилогу | Использовать знания для создания связного текста | |||
85-86 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | анализ | Знать образы героев | Уметь давать сравнительную хар-ку | Использовать знания для заполнения таблицы | |||
87 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). | анализ | Знать идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя | Уметь анализировать эпизод | Использовать знания для создания текста с учетом норм русского лит.языка | |||
88 | «Что есть красота?». Наташа Ростова и княжна Марья. | анализ | Знать содержание романа | Уметь осмыслить тему | Использовать знания для сравнительной характеристики героев | |||
89 | Женские образы в романе. | анализ | Знать образы героев | Уметь давать сравнительную характеристику героев, производить анализ эпизода | Использовать знания для сравнительной характеристики героев | |||
90-91 | Р.р. сочинение по роману «Война и мир» | сочинение | Знать содержание романа | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение | Использовать зна–ниядля написания сочинения | |||
92 | Художественный мир Ф.М.Достоевского | Ответы на вопросы | Знать особенности мировоззрения, своеобразие творчества | Уметь определять особенности мировоззрения, своеобразие творчества | Использовать знания для создания связного текста | |||
93 | История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание» | Ответы на вопросы | Знать историю создания, тематику, проблематику, образ Петербурга | Уметь определять историю создания, тематику, проблематику | Использовать знания для создания связного текста | |||
94 | «Когда уж больше некуда идти…» | анализ | Знать особенности мира «униженных и оскорбленных» | Уметь раскрыть особенности «униженных и оскорбленных» | Использовать знания для создания связного текста | |||
95 | «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Теория Раскольникова. | анализ | Знать суть теории героя | Уметь раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления | Использовать знания для создания связного текста | |||
96 | «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Крушение теории. | анализ | Знать суть теории героя | |||||
97 | Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. | анализ | Знать хар-ку семьи, средства создания образа, отношение автора | Уметь давать хар-ку, выявить протест писателя против бесчеловечности общества | Использовать знания для создания связного текста | |||
98 | Возрождение души Раскольникова..Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | анализ | Знать, как происходит возрождение человека, содержание романа | Уметь осмыслить последние страницы романа | Использовать знания для создания связного текста, выполнения тестовых заданий | |||
99 | Петербург Достоевского. | анализ | ||||||
100 | Р.р. сочинение по роману «Преступление наказание» | сочинение | Знать содержание романа | Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение | Использовать знания для написания сочинения | |||
101 | Тайна личности А.П.Чехова. Образы футлярных людей в чеховских рассказах. | Ответы на вопросы | Знать особенности творчества писателя | Уметь определять проблемы и решение их в рассказах | Использовать знания для создания связного текста | |||
102 103 | Новаторство Чехова-драматурга. Пьеса«Вишнёвый сад». Анализ пьесы «Вишнёвый сад» | Ответы на вопросы, письменная работа | Знать новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы | Уметь анализировать пьесу | Использовать знания для создания связного текста | |||
104 | Итоговая контрольная работа по литературе 19 века. | Контр.работа | Знать основные тенденции лит-ры 19 в, содержание произвед., лит.термины | Уметь самостоятель- но выполнять конт-рольную работу, исследовать проблемы. | Использовать знания для успешного выполнения к/р | |||
105 | Читательские итоги года | Ответы на вопросы | Знать биографию писателей, содержаниепроизвед., литер.термины | Уметь успешно защищать творческие работы | Использовать знания для выполнения творческих заданий |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированностьэкологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклоров других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведениях элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение
Перечень учебно-методических средств обучения
Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с.
Базовый учебник «Литература XIX века. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - Москва: «Русское слово», 2009.
Методическое пособие для учителя«Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание» в двух частях, Авторы Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова; Москва, «ВАКО», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...