Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx | 89.4 КБ |
Предварительный просмотр:
« Согласовано» « Утверждаю»
Зам.директора по УВР:_______Скрипкина И.В. Директор школы: _______Лисичкина С.Н.
Протокол № 7 от «29» августа 2018г. Приказ № 35 от «27» августа 2018г.
Тверская область
Селижаровский район
муниципальное общеобразовательное учреждение
Большекошинская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
8 класса
Составитель : Бердникова О.А.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена с использованием программ:
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2010г.
- Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Предметная линия учебников: Литература. 8 класс. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – Москва: «Просвещение», 2018г.
В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения. Поэтому особое место отводится различным видам чтения и пересказа. В учебной работе со второй группой предусматривается развитие умения анализировать художественные произведения. В третьей группе активизируется связь курса литературы с курсом отечественной истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры и общества в целом.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.
В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: в 5-м классе – внимание к книге, в 6-м классе - художественное произведение и автор, в 7-м классе – особенности труда писателя, в 8-м классе – взаимосвязь литературы и истории, в 9-м классе – начало курса на историко-литературной основе.
В рабочей программе курс представлен разделами:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература 18 века.
- Русская литература 19 века.
- Русская литература 20 века.
- Литература народов России.
- Зарубежная литература.
- Обзоры.
- Сведения по теории и истории литературы.
Вклад предмета «Литература»
в достижение целей основного общего образования
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Литература как искусство словесного образа –особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей –необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической
литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет
представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в – 68ч./2 ч в неделю.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
-развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-смысловое чтение;
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
- в познавательной сфере:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)
Иван .Андреевич Крылов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
Кондратий Федорович Рылеев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки).
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (7 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Александр Иванович Куприн (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Сергей Александрович Есенин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
Писатели улыбаются (4 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
Александр Трифонович Твардовский (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Уильям Шекспир (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Вальтер Скотт (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
1 | Русская литература и история ( 1 ч) | Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова. |
Устное народное творчество ( 2ч) | ||
2 | В мире русской народной песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки | Знать жанры УНТ, особенности народной песни, Уметь определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность |
3 | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Знать жанры УНТ, особенности народных преданий. Понимать их историческое и литературное значение. Уметь определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы |
Древнерусская литература (2 ч) | ||
4 р/р | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского. Р.Р. Практическая работа. Составление плана характеристики князя Александра невского. | Знать понятие о древнерусской литературе, иметь представления об особенностях житийного жанра; формировать навыки комментированного чтения. Уметь находить композиционно- жанровые признаки житийной литературы, давать характеристику литературному герою |
5 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | Уметь определять жанровые признаки сатирической повести 17 века, которая осуждает и корыс-толюбивых судей, и судопроизводство в целом, отметить важнейшие черты средневековой ли-тературы; ознакомиться с особенностями поэтики сатирической повести |
Русская литература 18 века ( 3 ч) | ||
6 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Знать сведения о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина, понятие классицизма как направления в литературе и сатиры. Уметь определять идейно-этическую направленность комедии, выделять проблему воспитания как главную. |
7 р/р | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? 2. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания? 3. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? | Владеть изученной терминологией по теме, выразительно читать и рецензировать выразительное чтение отрывков комедии. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владеть монологической речью. |
8 К.р | Контрольная работа по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | |
Из литературы 19 века ( 35 ч) | ||
9 | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов | Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова, тематику басен. Понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования. Уметь находить цитатные примеры из басни для аргументации высказывания |
10 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз» | |
11 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | Знать сведения о жизни и творчестве. Понимать своеобразие исторического содержания думы «Смерть Ермака». Научиться участвовать в коллективном диалоге при составлении характеристики героя и обсуждении художественных особенностей думы |
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (9 Ч) | ||
12 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. P.P. Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» | Знать: сведения о жизни и творчестве, понятие «лирика». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Научиться анализировать текст стихотворения |
13 | P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К****» и «19 октября» | Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
14 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка») | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состоя-ние героя; роль деталей в характе-ристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь: выразительно читать и переска-зывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений, уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному произведению. |
15 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
|
16 | P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Уметь анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности, понимать, выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста. |
17 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести. Уметь определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров героев и идеи повести |
18-19 | P.P. Сочинение по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка» | Уметь работать с дополнительной литературой и электронными носителями, сопоставлять литературных героев с их прототипами. |
20 К.р | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина | |
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (5 Ч) | ||
21 | Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; понятие романтизма как литературного направления, сюжет и содержание поэмы «Мцыри». Понимать: роль художественных средств, Уметь владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи |
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Понимать идейное содержание поэмы, свободолюбивую личность героя и его стремление к независимости, совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания; учить владеть монологической и диалогической речью. Уметь выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения |
23 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы | Научиться анализировать эпизод |
24 р/р | P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к домашнему сочинению по поэме « Мцыри»: « Анализ эпизода в поэме « Мцыри» по выбору учащегося). « Мцыри как романтический герой» « Природа и человек в поэме « Мцыри». | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной и письменной монологической речи |
25 | Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова | |
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 Ч) | ||
26 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. | Знать сведения из биографии Н.В.Гоголя, изученные ранее произведения, особенности драматического произведения, историю создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции. Уметь определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии, понимать смысл конфликта |
27 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига» | |
28 | «Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы |
29 | «Ревизор» .Хлестаковщина как общественное явление | Знать понятие «хлестаковщина». Понимать социальную направленность комедии, что высмеивает Гоголь в русской действительности 19 века. Уметь обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста |
30 | Вн.чт. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Образ «маленького» человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода в повести «Шинель» | Знать понятие «маленький человек» в литературе. Понимать гуманистический пафос повести «Шинель». Уметь аргументированно строить монологические высказывания по тексту повести |
31 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя. | Научиться определять роль фантастики в произведении |
32 | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
33 | Внекл. Чтение. И.С.Тургенев. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» | Знать о личности и взглядах И.С.Тургенева, показать связь его творчества с историей, углубить понятие о русском национальном характере; продолжить работу с малой прозаической формой. Уметь составлять характеристику героев |
М.Е.Салтыков-Щедрин ( 2 ч) | ||
34 | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония, пародия.. Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать роман; давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений, определять сатирические способы художественного изображения действительности, признаки литературной пародии в художественном тексте |
35 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | |
36 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | Знать сведения о жизни и творчестве Н.С.Лескова, сюжет и содержание рассказа «Старый гений». Понимать его сатирическую направленность против чиновничества. Уметь Строить связный текст, аргументировать свои ответы |
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3 Ч) | ||
37 | Личность и судьба писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности сюжета и композиции; выразительно читать и пересказывать рассказ; характеризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века, выстраивать внутреннюю монологическую речь |
38 Т.р. | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база». Тестовая работа по рассказу Толстого « После бала» | |
39 р/р | P.P. Сочинение по рассказу Толстого. Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала». | Знать основные литературоведческие и нравственные понятия. Понимать гуманистическое звучание повести. Уметь составлять портрет героя, используя цитаты и план |
40 | Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» | Знать: элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений А.С.Пушкина,М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева; одно стихотворение наизусть. Понимать: ав-торское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр. Уметь анализировать поэтический текст |
41 | Поэзия родной природы. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А.Фета, А.Н. Майкова, особенности их лирики. Уметь выразительно читать по образцу из фонохрестоматии, анализировать поэтический текст |
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2 Ч) | ||
42 | Слово о писателе. История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви». Понимать: нравственную проблематику рассказа; отношение автора к героям. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений, определять идейно-эмоциональное содержание рассказа |
43 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» | |
Из русской литературы 20 века.(19ч) | ||
44 | И.А.Бунин.Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Кавказ». Понимать: смысл названия рассказа; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями. Уметь анализировать текст |
45 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна) | Научиться анализировать текст рассказа |
46 р/р | P.P.Урок –диспут « Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова,И.А.Бунина,А.И.Куприна. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А.Блока; содержание стихотворения «Россия». Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворении, его патриотическую тематику. Уметь: выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, определять тему и идею поэтического текста |
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2 Ч) | ||
47 | Историческая тема в поэме С.Есенина «Пугачёв» | Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина, поэма как жанр; содержание, историческую основу поэмы. Уметь определять языковые и композиционные особенности поэмы |
48 р/р | Сочинение. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина | |
49 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | Научиться определять особенности повествования И.С. Шмелева |
50 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч) Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая исто-рия, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе |
51 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | Знать биографические сведения, понятия сатира и юмор. Понимать отличие сатиры от юмора. Уметь анализировать прочитанное, аргументировать свой ответ |
52 | М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | Знать биографические сведения, понятия сатира и юмор. Понимать отличие сатиры от юмора. Уметь выделять приемы сатирического изображения действительности в рассказе |
53 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | Научиться определять особенности повествования М.А. Осоргина. Понимать, где реальность, где фантастика. Уметь анализировать текст |
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (2Ч) | ||
54 | Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского; содержание глав поэмы «Василий Теркин». Понимать: настроения, выраженные автором в поэме, его патриотическую тематику. Уметь: выразительно читать поэму; находить в поэтических текстах изоб-разительно-выразительные средства и определять их роль, определять тему и идею поэтического текста, делать выводы, характеризовать героя |
55 | А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы «Василий Теркин» | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
56 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют» | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне |
57 | А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин«Дороги».Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне | Научиться определять жанрово- композиционные особенности песен о Великой Отечественной войне |
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 Ч) | ||
58 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Знать сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева. Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения |
59 | Мечты и реальность довоенного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Уметь давать характеристику поступкам героя, определять значение эпизодов, самостоятельной работе с текстом. |
60 | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч) | ||
61 | И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер н а Оке»,«Уступи мне,скворец,уголок…» Н.М. Рубцов «По вечерам»,«Встреча» «Привет, Россия…» | Знать биографические сведения, средства художественной выразительности. Понимать философский подтекст лирики. Уметь выявлять характерные особенности лирики о природе |
62 | Поэты русского зарубежья об оста-вленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России…»;З.Н Гип-пиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин«У пти-цы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произве-дениях русских поэтов о Родине | Научиться определять жанрово-стилистические черты лирического произведения, определять тему, идею, делать анализ поэтического текста, находить средства художественной выразительности |
Из зарубежной литературы ( 5 ч) | ||
63 | У.Шекспир. Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание трагедии |
64 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи |
65 | Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа | Научиться определять жанрово-стилистические черты пьесы Ж.-Б. Мольера |
66 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера | Научиться определять признаки классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера |
67 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго» | Научиться выразительно читать текст, анализировать текст |
68 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | Уметь проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
Планируемые результаты изучения предмета « Литература» в 8 класса.
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Система оценки планируемых результатов.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
При оценке знаний необходимо анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 классе и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь по литературе, вторая — за грамотность ставится в русский язык.
Система оценивания планируемых результатов освоения программ основной школы, в частности, предполагает:
1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
2. Использование критериальной системы оценивания;
3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
· как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
· субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
· интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения;
· оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;
· разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Оценка устных ответов учащихся
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ
«2» | Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...