Урок по В.Распутину "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по В.Распутину "Уроки французского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по В.Распутину "Уроки французского" | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.
Подготовила: Мурзиненко Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»
Цели:
- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
-развивать смысловое чтение текста на основе интерпретации текста путем проектной работы;
- работать над формирующим оцениванием через критериальные позиции
-развивать умение анализировать художественное произведение, коммуникативные навыки учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;
- воспитывать у учащихся умение представить точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;
-корректировать социальное поведение при демонстрации проекта, память, внимание, логическое мышление.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1 На прошлом уроке мы убедились, что рассказ Валентина Распутина «Уроки французского»- это произведение о прекрасном педагоге, смелом и человечном, это слово автора о школе, произнесенное так, чтобы оно вошло в сознание учительства и ее учеников, что-то изменило во всех нас.
Распутин-это писатель не из прошлых времен, это наш современник, и более того, наш земляк - сибиряк. Родился Валентин Григорьевич в 1937 году в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Удэ, что на Ангаре. Это его малая Родина. Она дает гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей, половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями». Отец будущего писателя крестьянствовал, работал в леспромхозе. Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт. Мать едва управлялась с делами и семьей. В 1954 В. Распутин окончил школу, в 1959-историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. «В юности, - говорит он себе, -я совершенно не думал о литературном призвании, считал, что мне суждено стать учителем, радовался этому, гордился и серьезно готовился к этому делу…Но получилось так, что я остался без стипендии. Помощи мне было ждать неоткуда. Друзья помогли мне определиться на внештатную работу в иркутскую молодежную газету. Через несколько месяцев, еще до окончания университета, был зачислен в штат». Как сказал Валентин Григорьевич: «Быть самим собой»
Людям, живущим в суровом и прекрасном сибирском краю, посвятил свое творчество В. Распутин. Сибирь с ее болями и радостями встает со страниц книг Распутина.
Так надо ли удивляться, что главный герой рассказа «Уроки французского»- подросток - был воспитан в суровых правилах крестьянской семьи ( не жалуйся, не проси, не жди, не принимай помощи от людей, терпи»? Так ковался сибирский характер.
Какие же черты мы увидели у нашего героя?
(Инициативность, сметливость, твердость духа, упорство в достижении цели, автономность личности, несуетность и немногословность - словом, большая часть того, что вошло затем в понятие сибирского характера.)
Литературный критик А Бочаров вспоминает, как однажды на творческом вечере Распутина на стол легла записка: «…говорят, литература воспитывает. Если так, почему в мире рвутся бомбы, совершаются преступления, живут жестокость, зло, равнодушие к человеку?
Он ответил примерно так: да, литература не может предотвратить войну, не может уберечь от фашизма. Но, кто знает, не было бы ее, нашей великой русской литературы, смогли бы мы в самой кровавой войн победить? Роль литературы в том, чтобы изменить человека, который изменит к лучшему мир. И ценит Распутин в людях больше всего такие качества, как доброта, совестливость и «чувство невольной вины и ответственности за все, сто происходит в мире. Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувство вины.
Идет ли разговор об этих качествах на страницах рассказа? Так о чем же еще этот рассказ?
-Да, начинает свой рассказ Валентин Распутин вопросом:
«Странно, почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе - нет, а за то, что осталось с нами после?
- Этот вопрос-боль не покидает читателя, даже, когда он закрывает последнюю страницу. Распутин задает вопрос себе, но и мы учителя, как бы тоже чувствуем свою вину перед учениками за то, что станется с вами после.
-Кому же посвящен этот рассказ?
Рассказ посвящен матери талантливого писателя драматурга, друга Распутина, Вампилова- АнастасииПрокопьевне Копыловой, но героиня другая учительница-Лидия Михайловна, обучавшая мальчика в пятом классе французскому языку.» Этот рассказ, - вспоминает писатель, -помог мне найти своего учителя. Давайте прочитаем предисловие к рассказу первые два абзаца и попробуем их разобрать. Какие ключевые слова встают в душе писателя: истинное добро, память, чудодейственная сила, круг действия этой силы!
-Как вы думаете, а какая тема нашего сегодняшнего урока?
(Воспитание добротой и памятью)
-Автор создает этот рассказ через двадцать лет, как случились с ним эти события, пишет, что «Стал записывать то, что никогда не забывалось и живет-то, как мы понимаем «С чувством вины». Так-то не очень хочется жить с таким чувством.
-Как вы считаете, память - это дар божий или наказание? Нужно ли нам все помнить, а еще потом описывать все это в своих автобиографических рассказах? Помогает ли память нам жить Сейчас или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?
-Память помогает взрослеть и формировать личность, автор говорит о благодарной человеческой памяти. Как сказал Г.Гейне: «Прошлое - родина души человека»
-Как вы понимаете выражение «родина души»?
Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть физической и душевной. Детство - непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.
-Чему же научили эти, произошедшие события нашего героя?
-Ценить доброту, заботу…
Да, ребята, страдания, входящие в порядок жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям. И что бы могло произойти с героем, если бы ему не повстречалась такая учительница, как Лидия Михайловна?
(он мог бы ожесточиться, мог бы бросить учебу, не испытывая на своем пути ни поддержки, ни помощи).
-действительно, преподанные в свое время, уроки доброты - это путь духовного становления и взросления героя. И помня об этом, уже ,будучи во взрослой жизни, человек будет ценить доброту, сострадание, милосердие, человечность.
2 Значит, кем же явилась для нашего героя учительница Лидия Михайловна? У вас была проектная работа, слепить из пластилина то, что характеризует учительницу как человека?
Кроме этого вы будете оценивать свои проекты по следующим критериям: правильность выполнения работы согласно полученному заданию, креативность(творчество), эстетичность(оформление), защита проекта- презентабельность, публичное представление (логичное, последовательное, интересное)
Защита проектов.
Действительно, Лидия Михайловна принесла свет в душу ребенка. Нравственность во все времена оценивают по одному и тому же критерию: насколько человечен был поступок. Она поступает по совести, так, ка хотело ее сердце. Ей не в чем оправдываться. Залыгин писал: «Эта удивительная учительница, неразгаданная фея». Лидия Михайловна, прежде всего, давала своим ученикам уроки доброты. И мужества тоже. Не каждый учитель способен на тот поступок, который необходим, чтобы поддержать одного ученика, может, в самые мрачные дни его жизни. У нее был дар сопереживания. Так своей добротой Лидия Михайловна спасла человека. Но чтобы доказать это, ей понадобилось мужество. Она понимает, что объяснять что-либо директору бесполезно: он все равно не поймет. Отвечая на его вопрос одним только словом «правильно», она как бы соглашается с ним. Если так надо - а другого выхода Лидия Михайловна не видела- она возьмет вину на себя, но даст мальчику возможность выжить в трудную зиму. Выжить и учиться. Время осмысления всех этих событий для героя рассказа наступило значительно позднее. Прошли годы, а он все слышит из далекого сорок восьмого слова учительницы: «Поеду к себе на Кубань. А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я ее никогда не видел (в учебнике зачитать)
Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его Сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться. Мы должны свои шаги соизмерять с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастера художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. Распутин дает нам свои уроки доброты и памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», так как именно в детстве он получил свои главные уроки: научился быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и главное любить, любить своих близких.
3 Оцените свои проекты, как они отразили позицию автора и ваше впечатление от произведения.
4. И в наших душах рассказ Распутина оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.
Рассказ В. Распутина помог мне открыть…
Почувствовать
Узнать
Понять
Задуматься
Испытать
«Уроки французского» запоминаются общим благородным замыслом и тем, как просто этот замысел наполнен. А еще удивительными словами учительницы: « Человек стареет не тогда, когда он доживет до старости, а когда перестает быть ребенком».
Главная мысль автора - это мысль о любви к детям, готовность заслонить их собой от беды. Ибо нет большего счастья, чем творить добро.
Домашнее задание: Закончите предложение: Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…
Критерии оценивания проекта
по произведению Валентина Распутина «Уроки французского»:
«Используя пластилин, слепите то, что характеризует
учительницу как человека»
Фамилия имя ________________________________________________
Защита проекта | Максимальное количество баллов | Оценка ученика | Оценка учителя |
Правильность выполнения работы согласно полученному заданию | 10 | ||
Креативность (творчество) | 10 | ||
Эстетичность (оформление) | 10 | ||
Публичное представление (логичное, последовательное, интересное) | 10 | ||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ | 40 |
Перевод баллов:
32б-40б=5
23б-31б=4
13б- 22б=3
0б-12б=2
Запишите свои впечатления:
Рассказ В. Распутина помог мне
Открыть…
Почувствовать…
Узнать…
Понять…
Задуматься…
Испытать…
Самоанализ с позиции смыслового чтения и формирующего оценивания:
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Цель: развитие читательской компетенции учащихся.
Результаты: работа с текстом, поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации ( через защиту проекта), оценка информации (через критериальное оценивание своей работы).
Стратегия чтения:
Предтекстовая стадия, текстовая стадия, послетекстовая стадия.
Способность учащихся к осмыслению текстов, рефлексия (через запись своих впечатлений) и использование прочитанного в разных жизненных ситуациях.
Из требований к метапредметным результатам:
-демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов;
-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
-составлять тексты в устной и письменной формах.
Метапредметный результат освоения основной образовательной программы основного общего образования- смысловое чтение.
Выпускник научится:
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»- В.А.Сухомлинский.
Работа с текстом: 1 поиск информации, понять прочитанное;
2 преобразовать, интерпретировать текст;
3 оценка информации.
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
-фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк)
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Приемы могут быть различными а работе: уголки, работа с вопросником, восстанови текст, лови ошибку, сравнение определений.
При оценке подготовить шкалу критериального оценивания работы, создание собственного текста и суждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и французского языка
Интегрированный урок математики и французского языка по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
урок в формате "французской мастерской" для 6 класса. Тема: "кислотные дожди"
Данный файл представляет собой подробное описание хода урока и раздаточных материалов, которые могут быть изготовлены всеми желающими преподавателями с теми иллюстрациями, которые они посчитают необхо...
урок страноведения по французскому языку "Ma France, mon ami" – часть 1, 2
Уровень: 2 иностранный язык (изучение ведется с 5 класса)УМК: "Синяя птица 7-8"Цель: познакомиться с географией Франции, с административным делением, с символами Французской республики...
Электронные ресурсы на уроках иностранного языка(французского)
В презентации я представила материала о том, как я использую ЭОР при изучении французского языка в школе....
От русской матершки до сантонов Прованса - урок презентация на французском языке
Histoire des jouetsL’ histoire des jouets remonte à un passé lointain. Pendant l’hiver rigoureux, par des longues soirées d’été, le paysan russe, gêné de rester les bras croisés, prenait un morceau de...
Интегрированный урок физики и французского языка "Прогулки по Парижу" (обощение мателиала по темам: плотность, масса, сила тяжести, вес, давление, Эйфелева башня - символ Парижа)
Цель урока: обобщение пройденного материала по темам «Плотность вещества», «Сила тяжести», « Деформация», «Вес», « Давление твёрдых тел», "Эйфелева башня - символ Парижа"Задачи.Познакомить...
Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе
Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...