Урок по литературе "В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mayakovskiy_horoshee_otnoshenie_k_loadyam.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все мы немножко лошади…»
- Ребята, попробуйте объяснить афоризмы, которые представлены в видеоролике:
- В мире нет ничего прекрасней скачущего коня, танцующей женщины и корабля под парусами.
- Даже хорошему наезднику надо помнить, что с коня можно упасть.
- Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…
Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество разностороннего поэта.
Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он - смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свой ритм и своя рифма.
«Хорошее отношение к лошадям» читает О. Басилашвили
Обратим внимание на словарь, находящийся у каждого на парте и записанный на доске:
- Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
- Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
- Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
- Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
- Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
- Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
-А теперь подумаем над темой и идеей стихотворения.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его «поэтичном» слове.
-Какова главная проблема?
В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…
- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)
Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)
-Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.
(Список всех средств выразительности с определением распечатан для каждого ученика).
1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…
Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз встречается буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз употреблена буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!
Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих.
3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.
4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.
У-ли-ца сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.
Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача - воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.
-А теперь послушаем песню А. Розенбаума «Жеребенок» и попробуем определить, какие из выше перечисленных средств выразительности встречаются в ней.
5.Каково значение многоточия в стихотворении?
6. Гипербола:
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
7. Эпитеты: звериная тоска, пришла веселая
8. Метафоры:
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
-В иносказательном плане глупого человека называют ослом,
мудрого – совой,
хитрого – лисой,
неуклюжего – медведем,
а какого человека называют лошадью?
-А теперь давайте объясним следующие фразеологизмы:
Рабочая лошадка.
Надеть хомут.
Взять под уздцы.
Пришпорить коня.
-У Ф.Абрамова есть рассказ «О чем плачут лошади? Вспомним его. Есть ли что-то общее у этого рассказа со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям»?
-Так что же такое слезы?
-О чем плачут лошади?
-Видеоролик «О чем плачут лошади».
- Лошади действительно плачут, когда им плохо. Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас приходится "тащить свой воз" по скользкому подъему жизненной дороги. И полно вокруг насмешников. Встречаются и наездники - палачи, готовые спустить шкуру... Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть.
...Глупенькая,
все мы
немного лошади.
-Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
- Итак, когда Вас называют лошадью, не принимайте это за оскорбление…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...
Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема "В. Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям"
Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим по новым образовательным стандартам....
Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...
Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»
Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....
Урок по литературе в 7классе "В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"
Анализ лирического произведения...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир"
Поэзия В.Маяковского - это диалог-отклик на любую боль, причинённую всему живому...