Рабочая программа по русскому языку для 9 кл. Быстрова.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 9 кл. Быстрова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_bystrova_9_klass.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение», 2015 (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред.Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.).
Учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией Е.А.Быстровой, издательство «Русское слово», 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «ФГОС. Инновационная школа»). Программа составлена для учащихся 9 класса и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Структура курса разработана с учётом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Основная особенность курса русского языка в 9 классе заключается в том, что он завершает систематическое изучение предмета, в конце года подводятся итоги, проводится государственная итоговая аттестация (ОГЭ) учащихся.
Нормативные и правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г. №1897.
3. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.)
Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.
Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку – усиление речевой направленности, формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения.
- Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:
- коммуникативной;
- языковой и лингвистической;
- культуроведческой компетенций.
- Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
- целесообразно шире использовать работу с текстом;
- отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
- обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
- учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
- регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства
связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения.
2. Содержание учебного предмета "Русский язык 9 класс"
Наименование разделов:
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Введение. Язык как развивающееся явление | 1 ч. |
2 | Речь | 15 ч. |
3. | Повторение изученного за 5-8 классы | 4 ч. |
4. | Сложное предложение | 3 ч. |
5. | Сложносочинённое предложение | 6 ч. |
6. | Сложноподчинённое предложение | 24 ч. |
7. | Бессоюзное сложное предложение | 8 ч. |
8. | Сложное предложение с разными видами связи | 5 ч. |
9. | Синтаксические конструкции с чужой речью | 2 ч. |
Раздел 1.Введение (1ч.) Язык как развивающееся явление.
Раздел 2. Речь (15ч.)
Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Конспект, реферат. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы. Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление ,статья, эссе, интервью.
Раздел 3. Повторение изученного за 5-8 классы (4ч.)
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Текст и его признаки.
Раздел 4. Сложное предложение (3 ч.)
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения
Раздел 5. Сложносочинённое предложение (6 ч.)
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Раздел 6. Сложноподчинённое предложение (24 ч.)
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части сложноподчинённого предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Отличия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Раздел 7. Бессоюзное сложное предложение (8 ч.)
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Раздел 8.Сложное предложение с разными видами связи (5 ч.)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Знаки препинания в сложном предложении.
Раздел 9. Синтаксические конструкции с чужой речью (2 ч)
Способы передачи чужой речи :прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью .Цитирование. Способы включения цитат в высказывание
Характеристика основного содержания курса
Основные содержательные линии предмета «русский язык» обеспечивают формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
- Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка[1] Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
- Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
- культура речи. критерии культуры речи.
- текст как продукт речевой деятельности. функционально-смысловые типы текста. повествование, описание, рассуждение; их признаки. структура текста.
- основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
- анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
- овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
- адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
- овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая сми и ресурсы интернета.
- создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
- изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
- Наука о русском языке и ее основные разделы. краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
- общие сведения о языке роль языка в жизни человека и общества.
- русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык российской федерации и язык межнационального общения.
- русский язык - язык русской художественной литературы. понятие о русском литературном языке и его нормах.
- русский язык как развивающееся явление. лексические и фразеологические новации последних лет.
- основные лингвистические словари. извлечение необходимой информации из словарей.
- система языка фонетика. орфоэпия
- основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
- система гласных и согласных звуков. изменение звуков в речевом потоке. соотношение звука и буквы. фонетическая транскрипция.
- Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
- Связь фонетики с графикой и орфографией.
- основные выразительные средства фонетики.
- нормы произношения слов и интонирования предложений. оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
- применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
- морфемика (состав слова) и словообразование
- морфема - минимальная значимая единица языка. виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. основа слова. чередование звуков в морфемах.
- основные способы образования слов.
- основные выразительные средства словообразования.
- применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
- лексика и фразеология слово - основная единица языка.
- лексическое значение слова. однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
- синонимы. антонимы. омонимы. стилистически окрашенная лексика русского языка.
- исконно русские и заимствованные слова. лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
- фразеологизмы; их значение и употребление.
- понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
- основные лексические нормы современного русского литературного языка.
- Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
- Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
- МОРФОЛОГИЯ Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка.
- Основные выразительные средства морфологии.
- Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
- Синтаксис
- Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
- Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
- Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
- Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
- Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
- Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
- Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
- Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
- Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
- Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
- Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
- Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
- Основные выразительные средства синтаксиса.
- Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
- Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем.
- Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
- Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация
- Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
- Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
- Сочетание знаков препинания.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
- Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
- Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
- Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
Приоритетными формы организации учебных занятий
- Урок – коммуникация
- Урок – практикум
- Урок – мастерская
- Урок Урок – исследование
- Урок – консультация
- Взаимообучающие уроки
- Урок – лаборатория
- Урок – зачет
- Урок творчества и др.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- интерактивного обучения
- согласованного обучения
- проблемного обучения
- педагогика сотрудничества
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникативные
- исследовательские
- критического мышления
- игровые
- индивидуального обучения
- технология развивающего обучения
- электронный словарь
Основные виды учебной деятельности
- оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей зыка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.);
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста (составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста, составление тезисов, редактирование);
- создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров (реферирование; докладирование; рецензирование, аннотирование);
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками (учебно – научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленной в электронном виде, конспектирование);
- составление в электронном виде таблиц, тренажеров, тестов под руководством учителя.
Перечень проверочных и практических работ 9 класс
№ урока | Название раздела, темы | Вид контроля |
7 | Повторение изученного в 5-8кл. | Контрольный диктант |
17 18 | Сложносочиненное предложение | Тестирование Контрольный диктант |
24 30 35, 36 42, 43 44 | Сложноподчиненное предложение | Контрольное сжатое изложение . Контрольный диктант. Контрольное сочинение-рассуждение . Контрольный работа по теме "Сложноподчиненные предложения" Контрольный диктант |
57 58 | Бессоюзное сложное предложение | Контрольная работа по теме "Бессоюзное сложное предложение" Контрольный диктант с грамматическим заданием |
64 65 | Предложение с разными видами связи | Контрольное изложение. Контрольный диктант |
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел и темы уроков | Характеристика основных видов деятельности уч-ся (на уровне УД) | Количество часов | Дата проведения урока |
Введение | 1 час | |||
1. | Язык как развивающееся явление | Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Пересказывают сжато тексты на тему урока. Рассуждают на публицистическую тему. Пишут выборочное изложение по тексту об учёном. | 1 | |
Повторение изученного в 5-8 классах | 4 часа + 2 Р/Р | |||
2. | 1. Простое предложение и его грамматическая основа (повторение). | Читают выразительно и записывают тексты. Выделяют грамматические основы простых предложений, в том числе односоставных. Находят в предложениях смысловые отрывки, требующие пунктуационного оформления. Попутно выполняют различные виды разбора. | 1 | |
3. | 2. Предложения с обособленными членами(повторение). | Повторяют определение обособленных членов. Списывают текст, обосновывая выбор знаков препинания и расставляя их в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Попутно выполняют различные виды разборов. Находят в словах изученные орфограммы и обосновывают их выбор. Пишут сочинение по данному началу. | 1 | |
4. | 3. Обращения, вводные слова и вставные конструкции(повторение). | Вставляют подходящие обращения в поэтические строки и обосновывают постановку знаков препинания. Находят нужные конструкции в научно-популярном тексте. Пишут изложение с продолжением. | 1 | |
5-6. | 4, 5 РР Текст и его признаки. Строение текста. Стили речи. | Устанавливают принадлежность текста к определенному стилю, анализируют и характеризуют тексты. Оценивают чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям. Исправляют речевые недостатки, редактируют собственный текст. Комплексный анализ текста | 2 | |
7. | 6. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8кл.» | Соблюдают основные пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи. | 1 | |
Сложное предложение | 3 часа + 2 Р/Р | |||
8-10. | 1 - 3 Понятие о сложном предложении и его видах. | Определяют тип предложения по количеству грамматических основ, находят грамматические основы в предложениях. Актуализируют знания о таких структурных типах предложения, как простое и сложное. Анализируют интонационный рисунок предложения. Находят в данных текстах сложные предложения, чертят их схемы, определяют тип сказуемых. | 3 | |
11-12. | 4, 5 РР. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. | Различают формы функционирования современного русского языка. Анализируют речь с точки зрения использования литературного языка, диалектов, просторечия, профессиональных разновидностей, жаргона. Определяют различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. | 2 | |
Сложносочиненное предложение | 6 часов + 1 Р/Р | |||
13. | 1.Сложносочинённое предложение, его строение. | Понимают смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложносочинённых предложений. Моделируют сложносочинённые предложения по заданным схемам, заменяют сложносочинённые предложения синонимическими сложноподчинёнными и употребляют их в речи. | 1 | |
14. | 2. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. | Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений. Оценивают правильность построения сложносочинённых предложений, исправляют нарушения синтаксических норм построения сложносочинённых предложений | 1 | |
15. | 3. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. | Наблюдают за особенностями использования сложносочинённых предложений в текстах разных стилей и жанров, в художественном тексте. | 1 | |
16. | 4. Знаки препинания в ССП. | Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи. | 1 | |
17. | 5. Обобщение и повторение изученного по теме «ССП». Тестовые задания. | Различают простые предложения с однородными членами и ССП; определяют смысловые отношения между частями ССП; расставляют знаки препинания в ССП; составляют и записывают предложения с однородными членами и ССП, используя разные по значению союзы. | 1 | |
18. | 6. Контрольный диктант. | Соблюдают основные пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи. | 1 | |
19. | 7. РР. Способы сжатого изложения текста . Тезисы. Конспект. | Умеют сокращать, сжимать , обобщать информацию; знают понятия тезисы, конспект; составляют конспект, тезисный план текста. | 1 | |
Сложноподчиненное предложение | 24 часа + 5 Р/Р | |||
20. | 1. Понятие о сложноподчинённом предложении. | Определяют главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, сложноподчинённые предложения в определённой последовательности. Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному. Графически выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения с главным, предложения, входящие в состав сложных. | 1 | |
21. | 2. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | Разграничивают союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Графически выделяют союзы и союзные слова в предложениях. Читают тексты и в письменном виде сжато излагают свои размышления. Выписывают предложения, расставляя знаки препинания. Графически выделяют союзы и союзные слова. Составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами | 1 | |
22. | 3. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | Графически выделяют указательные слова в сложноподчиненном предложении. Выписывают сложноподчиненные предложения и составляют схемы предложений. Пишут небольшое сочинение. Комментируют и исправляют речевые недочеты данных в упражнении предложений. Ищут ошибки в употреблении указательных слов в предложениях и записывают предложения в исправленном виде. Выполняют подробный пересказ текста. | 1 | |
23. | 4. Повторим орфографию! (написание не с различными частями речи). | Различают написание не с различными частями речи | 1 | |
24. | 5. РР. Контрольное сжатое изложение | Определяют тему и основную мысль текста, составляют его план; используют приемы сжатия текста. | 1 | |
25-26. | 6, 7 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Дифференцируют с помощью схем основные группы сложноподчинённых предложений на основе теоретических сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определительного. Анализируют самостоятельно материал для наблюдений. Используют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Составляют сложноподчинённые предложения. Редактируют неправильное употребление средств связи главного и придаточного предложений. Конструируют предложения по данным схемам. | 2 | |
27-28. | 8, 9 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | Определяют (находят) главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. Разграничивают союзы и союзные слова. Используют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Составляют сложноподчинённые предложения. | 2 | |
29. | 10. Закрепление изученного. | Составляют сложноподчинённые предложения. Конструируют предложения по данным схемам. | 1 | |
30. | 11. Контрольный диктант. | Соблюдают основные пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи. | 1 | |
31. | 12. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | Определяют понятие придаточного обстоятельственного. Анализируют виды данных придаточных со стороны значения и средств связи. Конструируют сложные предложения, используя различные синтаксические средства. Составляют сложные предложения по схемам. | 1 | |
32. | 13. Придаточные предложения образа степени и действия. | Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. | 1 | |
33. | 14. Придаточные предложения места. | Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. | 1 | |
34. | 15. Придаточные предложения времени. | Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. | 1 | |
35-36. | 16, 17 РР. Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | Создают сочинения на заданную тему, пишут сочинение. | 2 | |
37. | 18. Придаточные предложения условные, причины и цели. | Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. | 1 | |
38. | 19. Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия, присоединительные. | Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. | 1 | |
39. | 20. Закрепление темы «Сложноподчиненное предложение». | Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных. Составляют схемы предложений по образцу. | 1 | |
40-41. | 21, 22 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. | 2 | |
42-43. | 23, 24 Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение». | Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных. Составляют схемы предложений по образцу. Работают с текстом: читают, озаглавливают, списывают, вставляют пропущенные знаки препинания. Составляют свои предложения с разными видами придаточных и разными языковыми средствами. | 2 | |
44. | 25. Контрольный диктант. | Соблюдают основные пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи. | 1 | |
45. | 26. Повторим орфографию! (глагол и его формы) | Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль глагола и его форм. | 1 | |
46-47 | 27, 28 РР. Сочинение в соответствии со структурой ОГЭ(15.1,15.2,15.3) | Составляют связный текст по данному началу. Передают содержание текста подробно, пишут сочинение. | 2 | |
48. | 29. Повторим орфографию! (н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях) | Определяют правила выбора постановки Н и НН в суффиксах разных частей речи. | 1 | |
Бессоюзное сложное предложение | 8 часов + 3 Р/Р | |||
49. | 1. Понятие о бессоюзном сложном предложении. | Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов (со значением перечисления; причины, пояснения, дополнения; времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий) и выражают их с помощью интонации. | 1 | |
50. | 2. Запятая в простом и сложном предложении (повторение). | Объясняют постановку знаков препинания, выполняют синтаксический разбор простого и сложного предложений. | 1 | |
51. | 3. Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений со значением перечисления. Объясняют постановку знаков препинания. | 1 | |
52-53. | 4, 5 РР. Отзыв о прочитанном произведении. | Определяют тему и идею рассказа, выявляют художественные средства, помогающие охарактеризовать позицию автора, дают свою оценку происходящему. | 2 | |
54. | 6. Бессоюзное сложное предложение. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений со значением причины, пояснения, дополнения. Объясняют постановку знаков препинания. | 1 | |
55. | 7. Бессоюзное сложное предложение. Тире в бессоюзном сложном предложении. | Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений со значением времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий. Объясняют постановку знаков препинания. | 1 | |
56. | 8. Бессоюзные сложные предложения (закрепление темы). | Наблюдают за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей и жанров. Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи. | 1 | |
57. | 9, 10 Итоговая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения». | Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи. | 1 | |
58. | 11. Диктант с грамматическим заданием. | Пишут диктант, выполняют грамматические задания. | 1 | |
59. | РР. Деловые бумаги. | Пишут официальные письма, расписки, доверенности, заявления. | 1 | |
Сложные предложения с разными видами связи | 5 часов + 2 Р/Р | |||
60-63. | 1, 2, 3, 4 Сложные предложения с разными видами связи. | Опознают сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строят их схемы. Определяют смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделируют по заданным схемам и употребляют в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи. Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдают за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи. | 4 | |
64 | 5. РР. Контрольное изложение. | Составляют связный текст по данному тексту. Передают содержание текста подробно, пишут изложение. | 1 | |
65. | 6. Итоговый контрольный диктант. | Соблюдают основные пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи. | 1 | |
66. | 7. РР. Реферат. | Осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного). Пишут реферат. | 1 | |
Синтаксические конструкции с чужой речью. | 2 часа | |||
67-68. | Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Цитирование. | Выполняют тестовые задания. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Е.А.Быстровой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,методические рекомендации, нормы оценок, контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс, по учебнику Е.А. Быстровой
Программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Е.А. Быстровой, ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Быстровой)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Быстровой)...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (УМК Быстровой)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (УМК Быстровой)...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (УМК Быстровой)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (УМК Быстровой)...
Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс Быстрова 2017-2018
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с программой курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов ...