Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество А.И. Солженицына
Ход урока
I. Слово учителя
Произведению А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисов принадлежит особое место в литературе и общественном сознании, сказ, написанный в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».
^Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня?
Почему автор определил жанр как рассказ?
Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал как нужно бы описать весь лагерный мир- одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день...» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
II. Беседа по рассказу:
Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?
Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?
Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много
удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он
закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с
ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И
не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот
пятьдесят три.
Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось...
Герой повести - Иван Денисович Шухов - один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 он простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал» и Шухов оказывается в советском лагере.
Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти
счастливым»?
Почему автор выбрал именно «счастливый» день?
Какие «счастливые» события происходят с героем?
Согласны ли вы с определением «счастливый»?
Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове
сосредоточено на одном - только бы выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу.
«Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел - чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.
- Что помогает герою устоять, остаться человеком?
Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает честно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе – достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд - это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать.
Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.
- О ком из зэков автор пишет с симпатией? Алеша бабтист – у него вера, Кавторанг - военный человек
В войне
А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо-Западном
окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и
самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей
околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели. И стрелять было нечем. И
так их помалу немцы по лесам ловили и брали. И вот в группе такой одной
Шухов в плену побыл пару дней, там же, в лесах, -- и убежали они впятером. И
еще по лесам, по болотам покрались -- чудом к своим попали. Только двоих
автоматчик свой на месте уложил, третий от ран умер, -- двое их и дошло.
Были б умней -- сказали б, что по лесам бродили, и ничего б им. А они
открылись: мол, из плена немецкого. Из плена? Мать вашу так! Фашистские
агенты! И за решетку. Было б их пять, может сличили показания, поверили б, а
двоим никак: сговорились, мол, гады насчет побега.
- Кого называет «дерьмом»?
Из тех, кто, как писал Солженицын, «принимают на себя удар» -Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин - для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского:-Кряхти да гнись. А упрешься- переломишься» Шухову с его здравым смысл
и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря - «образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь - игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка. Вспомним спор по поводу фильмов Эйзенштейна «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин». Реальность остается скрытой для Цезаря. Шухов даже жалеет его: «Небось много он об себе думает, а не понимает в жизни ничуть».
Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по имени -«высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком» «Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по бараку. десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один КВЧ - «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Задание.
Найдите в тексте рассказа места, где точки зрения повествователя и героя сближаются. Покажите, когда две точки зрения дистанцируются друг от друга. С чем связано появление этой дистанции? С идеологическими расхождениями автора и героя или же с творческой задачей автора дать более широкий охват изображения, чем тот, что мог бы быть доступен Шухову?
Слово учителя
В лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного переносить невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.
Один День Ивана Денисовича разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.
Шухов молча смотрел в потолок. Уж сам он не знал, хотел он воли или
нет. Поначалу-то очень хотел и каждый вечер считал, сколько дней от сроку
прошло, сколько осталось. А потом надоело. А потом проясняться стало, что
домой таких не пускают, гонят в ссылку. И где ему будет житуха лучше -- тут
ли, там -- неведомо.
Только б то и хотелось ему у Бога попросить, чтобы -- домой.
А домой не пустят...
Не врет Алешка, и по его голосу и по глазам его видать, что радый он в
тюрьме сидеть.
-- Вишь, Алешка, -- Шухов ему разъяснил, -- у тебя как-то ладно
получается: Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел?
За то, что в сорок первом к войне не приготовились, за это? А я при чем?
-- Что-то второй проверки нет... -- Кильдигс со своей койки заворчал.
-- Да-а! -- отозвался Шухов. -- Это нужно в трубе угольком записать,
что второй проверки нет. -- И зевнул: -- Спать, наверно.
И тут же в утихающем усмиренном бараке услышали грохот болта на внешней
двери. Вбежали из коридора двое, кто валенки относил, и кричат:
-- Вторая проверка!
Тут и надзиратель им вслед:
-- Вы'ходи на ту половину!
А уж кто и спал! Заворчали, задвигались, в валенки ноги суют (в
кальсонах редко кто, в брюках ватных так и спят -- без них под одеяльцем не
улежишь, скоченеешь).
-- Тьфу, проклятые! -- выругался Шухов. Но не очень он сердился, потому
что не заснул еще.
Цезарь высунул руку наверх и положил ему два печенья, два кусочка
сахару и один круглый ломтик колбасы.
-- Спасибо, Цезарь Маркович, -- нагнулся Шухов вниз, в проход. -- А
ну-ка, мешочек ваш дайте мне наверх под голову для безопаски. (Сверху на
ходу не стяпнешь так быстро, да и кто у Шухова искать станет?)
Цезарь передал Шухову наверх свой белый завязанный мешок. Шухов
подвалил его под матрас и еще ждал, пока выгонят больше, чтобы в коридоре на
полу босиком меньше стоять.
Но надзиратель оскалился:
-- А ну, там! в углу!
И Шухов мягко спрыгнул босиком на пол (уж так хорошо его валенки с
портянками на печке стояли -- жалко было их снимать!). Сколько он тапочек
перешил -- все другим, себе не оставил. Да он привычен, дело недолгое.
Тапочки тоже отбирают, у кого найдут днем.
И какие бригады валенки сдали на сушку -- тоже теперь хорошо, кто в
тапочках, а то в портянках одних подвязанных или босиком.
-- Ну! ну! -- рычал надзиратель.
-- Вам дрына, падлы? -- старший барака тут же.
Выперли всех в ту половину барака, последних -- в коридор. Шухов тут и
стал у стеночки, около парашной. Под ногами его пол был мокроват, и ледяно
тянуло низом из сеней.
Выгнали всех -- и еще раз пошел надзиратель и старший барака смотреть
-- не спрятался ли кто, не приткнулся ли кто в затемке и спит. Потому что
недосчитаешь -- беда, и пересчитаешь -- беда, опять перепроверка. Обошли,
обошли, вернулись к дверям.
-- Первый, второй, третий, четвертый... -- уж теперь быстро по одному
запускают. Восемнадцатым и Шухов втиснулся. Да бегом к своей вагонке, да на
подпорочку ногу закинул -- шасть! -- и уж наверху.
Ладно. Ноги опять в рукав телогрейки, сверху одеяло, сверху бушлат,
спим! Будут теперь всю ту вторую половину барака в нашу половину
перепускать, да нам-то горюшка нет.
Цезарь вернулся. Спустил ему Шухов мешок.
Алешка вернулся. Неумелец он, всем угождает, а заработать не может.
-- На, Алешка! -- и печенье одно ему отдал. Улыбится Алешка.
-- Спасибо! У вас у самих нет!
-- Е-ешь!
У нас нет, так мы всегда заработаем.
А сам колбасы кусочек -- в рот! Зубами ее! Зубами! Дух мясной! И сок
мясной, настоящий. Туда, в живот, пошел.
И -- нету колбасы.
Остальное, рассудил Шухов, перед разводом.
И укрылся с головой одеяльцем, тонким, немытеньким, уже не
прислушиваясь, как меж вагонок набилось из той половины зэков: ждут, когда
их половину проверят.
Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много
удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он
закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с
ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И
не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот
пятьдесят три.
Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось...
В повести поднимается множество проблем, главные их которых – как сохранить человечность и доброту в человеке, которого предала его родная страна; чем для заключенного является труд в жутких условиях за миску баланды; как меняются люди, оказавшись волей судьбы в подобных лагерях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/30/picture-16858.jpg)
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-62285-1449596167.jpg)
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123579-1350060709.jpg)
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/04/picture-2908.jpg)
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/29/picture-153328-1354198693.jpg)
Конспект урока "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"
В данной методической разработке рассматриваются нравственные проблемы рассказа Н.Т.эффи "Жизнь и воротник"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-546338-1449344506.jpg)
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....