Конспект урока "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
В данной методической разработке рассматриваются нравственные проблемы рассказа Н.Т.эффи "Жизнь и воротник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока " Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник" | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Проблематика рассказа Н. Тэффи «Жизнь и воротник»
Цели:
- познакомиться с новым автором Н.А.Тэффи и её рассказом "Жизнь и воротник"; повторить литературоведческие термины (олицетворение, юмор, ирония);
- выявить проблематику рассказа "Жизнь и воротник";
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.
Оборудование:
- Видеофильм «Биография и творчество Н. Теффи»
- Портрет Н.А.Лохвицкой (Тэффи), обложки её книг, текст рассказа;
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.. Обозначение целей урока.
- В течение этого года мы знакомились с жизнью и творчеством многих писателей. Большинство из них вам уже знакомо, но есть и такие, художественный мир которых еще не открыт, и вам предстоит это сделать.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с новыми понятиями при изучении его произведения; постараемся выявить проблематику рассказа через анализ текста; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека.
- Итак, перед вами портрет писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)
Давайте посмотрим фильм о ней и отметим интересные факты из её биографии, запишем их в тетрадь.
3. Просмотр фильма (Надежда Тэффи - биография и творчество. "Книжная полка" - выпуск 80.) -5мин. Что получилось? Какие факты ее биографии вы отметили? Что заинтересовало?
4. Ответы учащихся.
- Владела смехом как никто другой.
- К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну________!"
- Герои-разные люди.
- Ее истории, взятые из жизни,-это веселье вперемешку с печалью.
- Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква).
- Под псевдонимом была опубликована и первая пьеса.
- Смех, по ее мнению,-лучшая терапия.
- Смех помогал ей забыть о страхе смерти и страхе жизни.
- Эмигрантская жизнь, смерть в Париже в 1952г
- Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть.»
Учитель:
Как видите, ключевое слово в ваших тезисах-смех. Это значит, что рассказы Тэффи юмористические, и мы обращаемся к одному из них. Но вначале постараемся разобраться с незнакомыми словами. Внимание на экран:
1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать – промотать, потратить.
5. Анализ текста.
Учитель:
Все эти слова встретятся вам в рассказе, с которым мы познакомимся. Он называется "Жизнь и воротник". Запишите тему в тетрадь. ( В рассказах Тэффи сравнения часто предопределяют направление развития сюжета: "Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия".) Как же соединить или сопоставить жизнь с воротником?
Предположения детей.
- В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.
Учитель:
Как и для чего делает это автор- нам предстоит выяснить. Обратимся к тексту произведения и прочтем первый абзац. Чем он является в рассказе? Что в нем утверждается?
Ученик:
Вступлением. Автор пишет о том, что иногда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека.
Учитель:
Иногда… Это когда? Можем ли мы, не зная дальнейшего повествования, ответить на вопрос? Нет. Продолжим чтение, попутно в тетради будем записывать следующие сведения:
Приобретения Олечки Розовой и ее поведение | Потери | Моральное состояние героини |
Воротничок | Деньги, заработанные мужем | «Еще что выдумали!» |
Кофточка | Деньги, отложенные на хозяйственные нужды | Олечка мучилась всю ночь |
Юбка | Серебро, браслет | На душе у нее было беспокойно и жутко |
Башмаки | Часы | легла в постель и проплакала весь вечер |
Шляпа, пояс, перчатки | Деньги, занятые у бабушки обманным путем. | бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила |
Диван | Деньги, выклянченные у родных и знакомых обманным путем. | от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку |
Распутный образ жизни | Деньги, полученные из ломбарда от заложенных вещей | опустила руки и поплыла по течению: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу |
-Что приобрела Олечка Розова?
- Вещи.
- Почему Олечка купила сначала воротничок (мелочь, аксессуар), а не юбку, туфли или более крупную вещь?
- Всё начинается с мелочей! Такая мелочь как воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником)
-К чему это привело?
-К распутному образу жизни.
-Что потеряла? Во имя чего?
-Все. Вещи, деньги, честность, мужа, покой во имя этой отвратительной жизни.
-Почему?
-Героиня не смогла, не нашла в себе силы противостоять воротничку. Она стала вести воротничковую жизнь, чужую для неё, но изменить её была уже не в силах)
- Символом чего выступает воротник?
-Символом человеческих слабостей, с одной стороны, а с другой-символом роскошной жизни, вседозволенности.
- Кто виноват в случившемся?
-Реальна ли ситуация рассказа?
- Какое средство использует автор, когда наделяет вещь чертами живого человека
-Олицетворение. Воротник, основной «герой» рассказа, символизирует роскошную жизнь, вседозволенность, раскрепощенность, распущенность. Он сильно отличается от героини. Можно даже сказать, что воротник в этом рассказе противопоставлен Олечке. Воротничок “пошло хихикнул”, в то время как Олечка смущается от слова омнибус.
-Как я уже сказала, этот рассказ юмористический. Одним из способов создания смешного является ирония, т.е. выражение употребленное в смысле противоположном прямому. Она очень широко используется автором в произведении "Жизнь и воротник" . Оленька слабая и бесхарактерная, а Воротничок властный и распутный. Сама ситуация иронична. То, как воротник управляет Оленькой, вызывает и смех, и страх.
Но произведение написано не только с юмором, в нем есть и сатира, которая направлена на таких людей, как Олечка, инфантильных, лживых, не способных противостоять соблазнам.
- Современна ли, на ваш взгляд, проблема замещения людей вещами, поднятая Тэффи в начале 20 века?
- А для нас с вами?
Заключительное слово.
- Произведение направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания её сути как погони за вещами.
Запишите выводы по уроку в форме синквейна по схеме
1-я — слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
2-я — два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
3-я — три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
4-я — предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию; 5-я — слово-резюме, которое выражает суть темы.
Олечка
Слабая, бесхарактерная
Покупает, обманывает, деградирует
В борьбе с воротничком проигрывает
Жертва
Воротник
Наглый, распутный
Просит, требует, настаивает,
В борьбе с Олечкой укрепляет свою власть
Деспот
Дом. задание:
- Посмотреть кадры современной рекламы.
- Подготовить творческий пересказ описания поведения воротника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"
В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...
Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)
Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...
Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади"
Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 7 классс. Урок составлен с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Юмор и сатира в рассказе Тэффи "Жизнь и воротник"
На данном уроке учащиеся 8 класса изучат биографию Тэффи , проанализируют рассказ, найдут юмор и сатиру в рассказе "Жизнь и воротник"...
Конспект урока литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»
Решаемая учебная проблема:Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно...