Часть 2. Система персонажей в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»
статья по литературе (5 класс) на тему
В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда». На ее примере ребята могут познакомиться с такими понятиями, как «хронотоп»и «точка зрения»; рассмотреть, какими средствами автор создает образы героев и какую роль в этом играют связи с другими литературными сказками; выявить роль названия литературного произведения и его взаимосвязь с темой и идеей сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_2._sistema_personazhey_v_skazke_a.i._kuprina_sinyaya_zvezda.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анна Скаскевич
Система персонажей в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»
Главная героиня сказки – принцесса Эрна. Однако Куприн начинает историю с рассказа о ее предке, который стал основоположником и государства Эрнотерры, и этой истории вообще.
Эрн I появляется в первой части истории, или, скорее, в предыстории, как предводитель завоевателей. Автор сравнивает отношение народа к правителю с отношением народов к их легендарным кумирам. «Память об Эрне Первом, Эрне Великом, Эрне Святом, осталась навеки бессмертной в виде прекрасной, неувядающей легенды, сотворенной целым народом, подобной тем удивительным сказаниям, которые создали индейцы о Гайавате, финны о Вейнемейнене, русские о Владимире Красном Солнышке, евреи о Моисее, французы о Шарлемане».
Король Эрн Первый наделен немалым количеством лестных прозваний, и вряд ли какой-нибудь реальный монарх мог похвастаться ими всеми сразу: Великий, Мудрый, Справедливый, Святой. Эпитет «великий» употребляется не только с большой буквы, но и с маленькой, как характеристика отношения к нему других персонажей. Также Эрн охарактеризован и словом «сказочный». Все эти определения задают некую дистанцию, отдаляя короля от других героев, создавая, таким образом, некую историю в истории, легенду и легендарную личность. Он не только мудр, велик и свят – но еще и сказочен. Он уже перестал быть просто человеком из прошлого, а стал олицетворением этого прошлого, которое даже в идиллическом мире имеет особый оттенок ностальгии и восхищения.
Само имя короля восходит к древнегерманскому имени Ernust – «серьезность, старание, усердие».[1] Но оно принадлежит не только первому монарху идеальной страны и его потомкам, но и самой стране, ее народу. Получается, король нарек найденную страну не случайно – Эрнотерра, Земля усердия. Это перекликается со словами, вырезанными им на стене охотничьей комнаты, в которых он характеризует подданных как людей умных и трудолюбивых. То есть имя короля становится характеристикой его собственной, затем его страны, и, наконец, главной героини.
Образ Эрны олицетворяет все существующие противоречия между Эрнотеррой и Францией. Она одновременно и сказочная принцесса, и девушка, принадлежащая несказочному большому миру. «Доброта, участие, справедливость, сострадание изливались из нее, подобно лучам», - говорит автор. Кроме исключительных человеческих качеств, в ней была черта, присущая по легенде истинным монархам – она исцеляла возложением рук. Эта деталь, отсылающая к Библии, приближает образ принцессы к идеалу. И тем резче выступает несоответствие ее внешности и духовного мира.
Путь принцессы Эрны не равен пути фольклорной героини. Она идет не от «недостачи» к «равновесию»[2] через борьбу. Эрна забывает о своей недостаче ради помощи ближнему и оказывается вознагражденной через любовь, внутри которой недостача тождественна равновесию.
Второстепенные персонажи ближе к пропповским фунциям.
Королева, король и кормилица предстают как элементы образа главной героини, принцессы – сказочной и не совсем. Мать и отец скрывают «недостачу» героини, а по вине кормилицы девушка узнает о ней, и конфликт переходит в другую область.
Образ принца-возлюбленного двупланов. С одной стороны, Шарль – сказочный принц, который влюбился в прекрасную принцессу и женился на ней. Причем он ее спас – спас от самой себя. С другой стороны, он принц вовсе не сказочный, он представитель «большого мира»[3]. Именно появление Шарля компрометирует точку зрения эрнотерранов и позволяет ставить вопрос об относительности взгляда на мир. Куприн подчеркивает значимость героя, делая его третьим персонажем после Эрна и Эрны, которому дано имя.
Как внесюжетный, но немаловажный персонаж предстает Нострадамус. Его прототип, Мишель Настрадамус, живший в XVI веке, был и остается одним из самых известных предсказателей в истории. Упоминание о нем делает сказку похожей на легенду, а принца Шарля – на реальное историческое лицо.
Еще одним существенным персонажем представляется народ Эрнотерры. Он как персонаж имеет свои устойчивые взгляды и психологию, которые отличаются от взглядов французского народа, и именно наличие такого коллективного «я» дает право на ведение игры точками зрения.
[1] Материал с сайта «Европейские имена: значение и происхождение»
[2] Термины В.Я. Проппа
[3] Так в серии книг А.М. Волкова про Изумрудный город назывался внешний мир относительно Волшебной страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».
Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
Урок - конспект по литературе в 7 классе...
Часть 1. Хронотоп в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»
В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...
Часть 3. Литературные связи сказки А.И. Куприна «Синяя звезда»
В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...
Часть 4. Точка зрения как литературный прием в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»
В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...
Часть 5. Анализ композиции сказки А.И.Куприна «Синяя звезда»
В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...
Часть 6. Смысл названия сказки А.И.Куприна «Синяя звезда»
В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...