Часть 1. Хронотоп в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»
статья по литературе (5 класс) на тему

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда». На ее примере ребята могут познакомиться с такими понятиями, как «хронотоп»и «точка зрения»; рассмотреть, какими средствами автор создает образы героев и какую роль в этом играют связи с другими литературными сказками; выявить роль названия литературного произведения и его взаимосвязь с темой и идеей сказки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анна Скаскевич

Хронотоп в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»

С понятием «хронотоп» школьники часто знакомятся лишь в старших классах. Однако на уроках литературы в 5 классе это понятие может быть усвоено при анализе авторских сказок. На примере «Синей звезды» можно рассмотреть пример идиллического хронотопа.

С первых строк читатель оказывается идеальном пространстве сказочной страны Эрнотерры. Королевство Эрнотерра – это малый  мир, отгороженный от большого. Эта отгороженность всячески подчеркивается – упоминаются различные препятствия, лежащие на пути того, кто захочет преодолеть границу, – такие как «крутые скалы, глубокие пропасти и густые леса». Кроме того, природная недоступность Эрнотерры усилена стараниями человека – велением короля «разрушить и сделать навсегда недосягаемой ту страшную горную  тропу, по которой впервые вскарабкались с невероятным трудом наверх он сам и его дружина».

За этой неприступной оградой спрятан идеал. Упоминание о «мирном пастушеском народе» сразу отсылает читателя к идиллическому хронотопу. Даже когда «страна с ее кротким народом, умеренно теплым климатом, вкусной водой и плодородной землею», жители которой «не ведали ни зла, ни орудий войны» привлекает чужеземцев, они не нарушают ее покой, а даже стараются улучшить ее. Безымянная земля, став Эрнотеррой, получает цивилизацию, но не утрачивает своего счастья. Идиллия превращается в утопию.

Время в идиллической Эрнотерре циклично, и даже изменения входят в ее жизнь незаметно, как должное, и скрадываются общей атмосферой покоя. Менталитет сказочного народа, «давным-давно, с незапамятных времен» жившего «на  одном высоком плоскогорье» не изменило проникновение чужеземцев. Он так и остался «мирным» и «пастушеским». «История не помнит и не знает, сколько веков назад» произошло вторжение – оно вошло в жизнь как эволюция, а не революция, и народная память не сохранила даты.

И все же как бы хороша ни была безымянная земля, демиургом этой страны и ее точкой отсчета становится ее завоеватель - Эрн Первый. «Это   он,   мудрый  Эрн,  научил   жителей   Эрнотерры   хлебопашеству, огородничеству  и  обработке железной  руды.  Он открыл  им  письменность  и искусства. Он же дал им начатки письменности и закона: религия заключалась в чтении молитвы на  непонятном  языке,  а основной  закон  был всего  один: в Эрнотерре никто не смеет лгать. Мужчины и женщины были им признаны одинаково равными в своих правах и обязанностях, а всякие титулы и привилегии были  им стерты с  первого дня  вступления  на престол.  Сам король  носил лишь титул "Первого слуги народа"».

Этот человек сумел понять и оценить устройство жизни без борьбы, хотя сам и не был рожден таким. Он пришел из иной вселенной, он видел мир, который мог противопоставить этому. Видел и отказался от него. «Эрн Первый, знавший многое  о соблазнах, разврате и  злобе, царящих там внизу, в покинутых им  образованных  странах» велит разрушить дорогу в Эрнотерру, чтобы сделать ее недосягаемой для внешнего зла.

Это условное подразделение на большое и малое, внешнее и внутреннее имеет, однако, и иную сторону.

Автор, следуя традициям легенд, смешивает реальные время, пространство и людей с вымышленными. Действие разворачивается в выдуманном королевстве, которое занимает место на карте среди стран настоящих – «в диких горах на северо-востоке» от Франции. Скорее всего, автор спрятал идеальные земли на краю современных Франции и Германии, ведь вождь «людей, пришедших с юга» носит в сказке древнегерманское имя.

Конечно, Франция здесь не тождественна Франции исторической, но сохраняет многие ее черты и может быть противопоставлена Эрнотерре. Эти миры изначально несоединимы, однако конфликт возникает не на их границе, а в самом сердце Эрнотерры.

Поначалу история давних времен кажется фоном действия, установлением идиллической нормы. Но в самой этой норме заложено зерно ее нарушения. Жизнь принцессы, которая никогда не сможет быть вполне счастливой здесь, – отзвук истории ее пращура, сумевшего если не найти личное счастье, то осчастливить свой народ.

 Итак, мир утопии начинается на Эрне Первом и длится тысячу лет. Нет каких-то особых данных, чтобы заявить об окончании этого периода после ухода Эрны. Однако сам факт, что идиллия осталась в прошлом, вполне очевиден: автор смотрит на Эрнотерру с сожалением и ностальгией, зная ее будущее. Он дает разглядеть, что и эти дни давно миновали. В Эрнотерре «еще» не знали замков, «в те счастливые времена» король и народ были одной семьей. И это время миновало.

  Время внешнего пространства, окружающего сказочную страну, хоть и не тождественно историческому, но весьма с ним схоже. Рассуждать об этом можно исходя из упоминания о Нострадамусе, который все-таки имеет реального исторического прототипа, жившего в XVI веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"

Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"....

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Часть 2. Система персонажей в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 3. Литературные связи сказки А.И. Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 4. Точка зрения как литературный прием в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 5. Анализ композиции сказки А.И.Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 6. Смысл названия сказки А.И.Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...