Разработка урока по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury5_klass.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок литературы
Тема урока: Владимир- Красное Солнышко?! Крещение Руси. Методы и технологии: Репродуктивный; работа в группах; наглядно-иллюстративный;частичного поиска; технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности; коммуникативное обучение на основе сотрудничества; частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками Оборудование урока: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, компьютер,тексты «Летопись временных лет. Цели урока: Познавательные: определить причины и оценить значение принятия христианства для Руси, сформировать представление о личности князя Владимира. Проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром. Развивающие: развивать широкий спектр аналитических умений:умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты,развивать умения ведения дискуссии ,личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей; развивать умения анализировать текст исторического источника. Ценностные (воспитательные):воспитывать толерантность у обучающихся, чувства уважения к прошлому своей страны,уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны. 1. Ход урока Орг. момент. Эмоционально- психологический настрой (слайд № 1) Звучит колокольный звон . Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И князь Владимир в ней. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возра ждает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей. (слайд № 2) Тема урока:О чем мы будем говорить? (О Крещении Руси, о князе Владимире) -А почему стоит два знака? Сегодня мы совершим путешествие во времени.Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам в Древнюю святую Русь. (слайд№3) Н.М. Карамзин писал: «История предков всегда лыбопытна для того , кто достоин иметь Отечество» Найдите в этом высказывании ключевые слова (история , достоинство, Отечество) -Что значит иметь Отечество? -Как вы понимаете фразу «достоин иметь Отечество» ? 2.Актуализация знаний. Он начал с наведения порядка на Руси Железною рукой громил болгар, поляков. Отправил он из Киева варягов, И в веру христианскую он русичей крестил. О каком князе идёт речь? А что является самым значимым событием в княжестве Владимира? ( крещение Руси) У вас на столах лежат листки .Это « летопись» урока .Вспомним,что такое летопись?(Летопись- это запись исторических событий по годам). Вот и мы будем записывать самые важные события нашего урока,составлять свою летопись. О князе Владимире сохранилось немало докуметов,но мы обратимся с вами к «Повести временных лет» (отрывок из летописи) «И послал Владимир к Рогволду,князю полоцкому,говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жёны» Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка» .Владимир же собрал воинов многих, пришёл к Полоцку, и убил Рогволда и сыновей его, и дочь его взял в жёны» -Как вы можете оценить поступок князя Владимира? (плохой) -Какие его личные качества проявились в этом поступке? (мстительность, жестокость) В русских народных сказаниях- былинах –Владимир именуется « ласковым князем», Красное Солнышко. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. –Какое наблюдается противоречие при сравнении справочных и летописных сведений? (В летописи Владимир описан как жестокий человек , а в народе о нём осталась добрая память) 3.Целеполагание. Формулировка проблемного вопроса. Почему несмотря на такие низкие ,жестокие поступки, князь Владимир оставил о себе добрую память? Принятие христианства на Руси- явление закономерное или «прихоть» Владимира? Итак, в ходе ожесточённых междуусобных войн,в980 году великим князем киевским стал Владимир. Князь понимал, что опираясь только на военную силу,трудно сохранить власть в своих руках, а государство единым. А что ещё нужно для укрепления государства и его процветания?( единая религия, духовное сплочение людей, объединение народа на основе веры ) А каких религиозных взглядов придерживались восточные славяне? (языческих) Что такое язычество? Каких богов почитали славяне?( Перун,Сварог,Мокошь,Велес) -Каковы преимущества единой религии перед язычеством? (государственное объединение на новой духовной основе, укрепление власти князя,приобщение Руси к новым духовным ,культурным ценностям) -Какие религии исповедовали в государствах- соседях Руси?( ислам,иудаизм,римская христианская церковь, христианская церковь Византии ) Владимир мог выбрать любую, но остановился на православном христианстве. Почему? (СЛАЙД).На этот вопрос вам поможет ответить фрагмент из летописи. Работа в группах. Каждая группа выясняет,почему Владимир отверг религии соседей, кроме христианства. Ислам В год 6494(986).Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты , князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание , не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жён, и изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех; та и будет ему женой Но вот, что было ему нелюбо:обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив. сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть» Западная церковь. Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы,посланные папой»,и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша,а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера- свет; кланяемся мы Богу, сотворившего небо и землю, звёзды и месяц и всё, что дышит. А ваша боги-просто дерево». Владимир же спросил их: «В чём заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе: « если кто пьёт или ест, то всё это во славу Божию», -как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого» Иудаизм Пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане,уча тебя каждый своей вере.Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова,Исаакового и Иаковля»И спросил Владимир : «Что у вас за закон?».Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу» Он же спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?».И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам».Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были вы рассеяны по чужим землям.Или и нам того же хотите?» Фрагмент из фильма «Сказание о Крещении Руси» Почему же Владимир отказался от язычества и выбрал именно православие? Дискуссия 5. Рефлексия. Итак, князь Владимир увидел в христианстве силу, которая поможет удерживать под своей властью все славянские земли .Христианству присуще нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество. Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души. Князь Владимир оставил оставил о себе добрую память. Он отказался от первобытного язычества, крестил Русь в православное христианство. Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры. Домашнее задание: Подумайте над смыслом из стихотворения Велимира Хлебникова Туда, где дух отчизны вымер И где неверия пустыня, Идите грозно, как Владимир, Или с дружиною «Добрыня» Я поздравляю вас с Великим христианским праздником Крещения и благодарю за работу. В Крещенскую полночь лица светлей: Вскрывается небо -и звёзды трепещут так близко, Что верится, будто никто из возможных людей Не сделает больно тебе ни сегодня, ни присно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).
Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...
Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс
Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...