Печорин и контрабандисты
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Краткий анализ главы из романа "Герой нашего времени!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краткий анализ текста | 159.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (Глава "Тамань")
"Тамень" - третья глава романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и первая (для нас) часть "журнала" Печорина. Мы уже услышали о герое из уст добрейшего Максима Максимыча, который, конечно же, любя Печорина, мало что мог понять в нём в силу собственной ограниченности. Мы уже увидели героя глазами "проезжающего офицера", человека одного с ним круга, наблюдательного рассказчика, который дал психологический портрет П.. Мы узнали уже о гибели героя и прочитали комментарий рассказчика к его журналу.
И вот теперь мы получаем возможность перенестись к началу его пребывания на Кавказе и, более того, погрузиться в его внутренний мир. Безусловно, всё то, что мы уже знаем о П., заставляет читать главу "Тамань" с особенным, обострённым вниманием.
Каким же был П., этот во всём разочарованный и равнодушный даже к самому себе человек, более пяти лет назад? Первое, что поражает внимательного читателя, - мысль о том, что это какой-то другой Печорин.
Начало записей звучит динамично и решительно. П. высказывается весьма категорично и излагает суть дела в двух предложениях: "Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голоду, да ещё вдобавок меня хотели утопить."
П. решителен, быстр и смел и в то же время наивен и порывист. Не обращая внимания на смущение десятника, он требует немедленно вести его на единственную свободную от постоя квартиру, "хоть к чёрту, да к месту". Начало записей П. раскрывает ещё одну черту героя: он тонко чувствует природу, умеет оценить и описать её красоту: "Луна тихо смотрела на бескрайную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете её , далеко от берега, два корабля, которых чёрные снасти , подобные паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона." Впрочем, рядом с этим поэтичным пейзажем оказывается вполне прозаическая деловая мысль о том, что в гавани есть суда.
Но самая главная черта П., проявляющаяся в главе "Тамань", - неуёмная жажда жизни, жажда действий и борьбы, стремление участвовать во всём - даже в тех событиях, которые его никак не касаются. "Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасностью, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя хоть чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы деятельностью без всякой цели,"- писал о П. В.Г. Белинский. (Помните: "А он, мятежный, просит бури...") И действительно, измученный герой, не спавший три ночи, увидев что-то подозрительное, без раздумий покидает хату и следует за слепым мальчиком на берег. Зачем? Что ему в чужих секретах? - Пожалуй, П. и сам не ответил бы на этот вопрос. Просто он не мог спать спокойно, когда рядом происходило что-то непонятное. Люди, свидетелем тайной жизни которых он стал, представляются П. сильными, смелыми и непосредственными натурами. П. ещё наивен и доверчив и не понимает, кто перед ним. Его интерес к ним так велик, что герой совершает опрометчивые поступки, которые могли бы стоить ему жизни. Он дразнит "ундину" вопросом: "А если б я, например, вздумал донести коменданту?" Потом легкомысленно соглашается на странное свидание в лодке, не умея плавать, а чудом оставшись в живых, решается на берегу наблюдать за развязкой драмы.
Что же выяснил П.? - Что он оказался кинут судьбой "в мирный круг честных контрабандистов". (Честных - потому что они не занимались контрабандой оружия.) Это открытие едва не стоило жизни ему самому и заставило бежать Янко с "ундиной", бросив на произвол судьбы старуху и слепого мальчика.
Приключение, в которое , не раздумывая, бросился П., принесло ему лишь разочарование. Девушка, казавшаяся ему таинственной и необыкновенной, в одно мгновение превратилась в расчётливую, жестокую и корыстную. Романтическое свидание обернулось схваткой. Контрабандист Янко вначале предстал в романтическом ореоле. Слепой говорил о нём:"Янко не боится бури... Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей..." Да и сам Янко хвалился своей удалью: "Мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!" Но удалой Янко с жестоким равнодушием бросил слепого мальчика, откупаясь от него мелкой монетой. И ореол рассеялся.
В конце П. уже отказывает "честным контрабандистам" в исключительности. Это люди, живущие по законам корысти и обмана, лжи и воровства. Печорину, ищущему высокого смысла в жизни, соприкосновение с этими людьми ничего не даёт. И мы с грустью видим, что деятельность П. разрушительна для окружающих, а его самого оставляет не обогащённым, а опустошённым. Его попытка приблизиться к людям не удалась, он остался одиноким и несчастным. Глава "Тамань", начавшаяся так бодро и живо, завершается грустной иронией: "Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности." Бурная активность сменилась полной отстранённостью и апатией.
В "Тамани" мы видим, сколько необъяснимого таится в человеке, как тесно переплетаются в жизни причины и следствия, как причудливы бывают повороты судьбы, о которой так часто размышляет в своих записках "герой времени". Эта глава посвящена событиям, которые, если восстановить хронологию, должны были бы открывать роман. Но Лермонтов, подчиняя композицию основной цели - показать "историю души человеческой" - поместил главу в середину произведения. И мы, впервые увидевшие П. так близко, читаем главу с обострённым вниманием. Что же мы понимаем? Что равнодушие и апатия, охватившие героя к моменту его отъезда в Персию, - не изначальное состояние. Он был деятелен и бодр, он смело бросался навстречу судьбе, но не нашёл достойного применения своим недюжинным силам, которые он вынужден был поэтому растрачивать впустую. Его столкновение с "честными контрабандистами" - одно из целой цепи событий, приведших героя к разочарованию в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
Конспект урока по литературе в 9 классе" Печорин и контрабандисты"
Данный урок предполает изучение повести "Тамань" романа М.ЮЛермонтова Герой нашего времени". Приводится ход урока, вопросы для эвристической беседы, вопросы для групповой работы по тексту....
Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".
Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся подготовиться к сочинению....
" И зачем было судьбе меня кинуть в мирный круг честных контрабандистов?" (презентация к уроку по главе "Тамань")
Презентация к уроку по изучению романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ главы "Тамань"....
"И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" (анализ главы "Тамань")
Разработка урока по изучению романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок анализа главы "Тамань"....
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
Конспект урока по литературе в 9 классе на тему «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» (Анализ повести «Тамань»)
Конспект программного урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлена групповая работа обучающихся на уроке. В процесс...