Конспект урока по литературе в 9 классе на тему «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» (Анализ повести «Тамань»)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Ухова Наталия Петровна

Конспект программного урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлена групповая работа обучающихся на уроке. В процессе урока  девятиклассники начинают познавать внутренний мир героя через его «самораскрытие»; осознают причины  поступков Печорина, выявляют значение пейзажа.На уроке отрабатывается умение анализировать эпизоды прозаического текста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

Конспект урока

по литературе в 9 классе на тему

      «И зачем было судьбе кинуть меня

в мирный круг честных контрабандистов?»

(Анализ повести «Тамань»)

Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Ухова Наталия Петровна

Йошкар-Ола

2021


Цель урока: Проанализировать роль главы «Тамань» в романе; выявить характер Печорина, вырисовывающийся из описываемых событий; начать познавать внутренний мир героя через его «самораскрытие»; понять причины  поступков Печорина; выявить значение пейзажа.

Задачи:

1. Учить анализировать эпизоды  прозаического текста.  Развивать способность к оценке психологического состояния героя. Совершенствовать умение работать с текстом, извлекать из него главное, понимать подтекст художественного произведения, способы выражения авторской позиции.

2. Развивать навыки сравнения, аргументирования, анализа; формировать УУД.

        3. Прививать любовь к русской классики. Формировать этические нормы и правила.

Планируемые  результаты:

Предметные: Обеспечить усвоение обучающимися содержания произведения, правильное его понимание, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Метапредметные:

Познавательные: Подбирать аргументы для подтверждения своей точки зрения,

анализировать, обобщать результаты наблюдений, делать выводы, выявлять причины и следствия явлений.

Регулятивные: Выбирать учебные действия в связи с поставленной задачей, планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать результат. 

Коммуникативные: Создавать развернутое высказывание, вести диалог, взаимодействовать в группе.

Личностные:  Формирование внутренней позиции обучающегося, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, способности самостоятельно справляться с недостатками своего характера.

Тип урока: Открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технологии: технология проблемного обучения; технология обучения           в сотрудничестве; информационно - коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование и материал к уроку: текст изучаемого произведения, презентация, рабочие тетради, раздаточный материал (Приложения 1, 2, 3), мяч для физкультминутки.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к деятельности – 3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Включая обучающихся в деятельность, предлагает ответить на лично-значимые вопросы:

Кто из вас ведет (вел) личный   дневник?

А как бы вы отреагировали, если бы кто-нибудь его прочитал?

Почему?

Предлагает закончить фразу (прием незаконченных предложений):

Дневник – это записи интимного характера, человек не предполагает, что они будут известны кому-либо еще, поэтому…..

(например, предельно откровенно пишет о своих поступках и чувствах)

Предлагает ответить на вопросы:

Какое отношение имеет наш диалог о личных дневниках              к сегодняшнему уроку?

(Слайд 1)

Что дает автору использование этого письменного жанра?

Какова роль дневниковых записей в «самораскрытии» героя?

Высказываются, ведут диалог.

 Продолжают предложение.

Определяют связь, записывают тему урока.

Высказывают предположения.

Личностные: формирование потребности в самовыражении,

самоопределение к деятельности.

Коммуникативные: 
умение выражать свои мысли                       в соответствии                  с условиями  коммуникации.

2. Актуализация знаний – 5 минут

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Предлагает вспомнить:

Что вы узнали о Печорине из предыдущих глав романа?

Слушает ответы, при необходимости дополняет, заостряя внимание обучающихся на противоречивости характера главного героя.

Предоставляет слово обучающемуся по теме  индивидуального домашнего задания.

Высказываются о поступках главного героя. Делают вывод относительно его характера.

Прослушивают краткое сообщение «Сколько рассказчиков в романе?», задают вопросы, оценивают.

Личностные:
формирование потребности в самовыражении,

самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:
 умение слушать, задавать вопросы, выражать свои мысли                        в соответствии                  с условиями  коммуникации.
Познавательные:
поиск и выделение информации.

Регулятивные: 
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

3. Проверка выполнения домашнего задания – 2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Проводит блиц-опрос (приложение 1), проверяя знание текста повести «Тамань».

Отвечают на вопросы. Самые активные получают баллы.

Регулятивные: 
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

4. Постановка учебной задачи – 5 минут

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия.

Подготавливает к осознанному восприятию темы.  

Рассказывает о предыстории создания повести:

«Лермонтов посетил Тамань                  в 1837 г., где ему пришлось задержаться в ожидании почтового судна. Здесь он встретился с казачкой, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть тайны контрабандистов. Все эти события и легли в основу повести «Тамань». Сохранился рисунок Лермонтова, сделанный в период пребывания его в Тамани». (Слайд 2)

Подводит к формулировке цели:

Итак, вы уже сказали, что повесть «Тамань» отличается от предыдущих повестей: это первая часть дневниковых записей, с которой начинается «самораскрытие» героя. На  людей, события мы смотрим глазами Печорина, узнаем, о чем он думает, что  чувствует. Он был уверен, что пишет «этот журнал… для себя».

О чем можно говорить в связи  с изучением этой главы и почему?

Уточняет формулировки цели.

Подводит к формулировке проблемного вопроса урока:

предлагает еще раз прочитать цитату  к теме урока, вспомнить финал повести, подумать, что чувствует Печорин после приключений в Тамани, найти слова в финале тексте, точно отражающие его состояние.

Формулирует вопрос вместе с обучающимися:

Что делает человека счастливым?

Предлагает ответить на него в конце урока.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы, дополняют.

Обсуждают в парах и формулируют цель урока, круг вопросом, которые будут затронуты.

Работают с текстом, находят  слова, отражающие состояние главного героя.  

Продумывают проблемный вопрос.

Коммуникативные:
 умение слушать, задавать вопросы, выражать свои мысли                       в соответствии                  с условиями  коммуникации.

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что еще предстоит узнать, планирование своих действий.
Познавательные:
выделение существенной информации. 

5. Открытие учащимися новых знаний и первичное закрепление – 20 минут

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Предлагает обучающимся разбиться на группы, выбрать ответственного группы.

Дает задание группам:

Выбрать эпизоды  в которых раскрывается  характер Печорина. Каждой группе проанализировать один эпизод, выделить черты характера главного героя.

Фиксирует эпизоды на доске. (Слайд 3)

Слушает выступления групп, при необходимости дополняет, обращает внимание на существенные детали, раскрывающие характер главного героя.

 

Предлагает сопоставить Печорина  в  главе «Тамань» с ним же главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

(в «Тамани»  - самый ранний период жизни героя, он здесь совсем другой: далек от апатии и скуки, это деятельная натура)

Обращает внимание обучающихся  на слова В.Г.Белинского (Слайд 4):

«Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца».

Предлагает ответить на вопрос:

Какие эпизоды превращают обыденную действительность в нереальную, поэтическую?

(романтические пейзажи)

(Слайд 5)

Предлагает задание группам:

 (Приложение 2), напоминая, что к нему частично обучающиеся готовились дома: выбирали из текста пейзажные зарисовки, определяли, с какими событиями они связаны, делали предположение о роли пейзажа.

При необходимости дополняет ответы, обращает внимание на существенные детали, раскрывающие роль пейзажа.

 

Предлагает ответить

на вопрос:

Какую роль играет описание природы в раскрытие личности главного героя?

(замечает красоту природы, тонко чувствует все ее проявления, рассказывает о ней языком художника)

Предлагает сделать вывод по работе с эпизодами.

Дополняет:

Печорин - человек эпохи романтизма, воспитанный на романтических романах с благородными стремлениями и высокими порывами, все переводит в возвышенную, поэтическую среду: романтический пейзаж (море, полный месяц, крутые волны) – иллюзорный мир,  Янко - благородный разбойник,

в слепом видит что-то мистическое; девушка – загадочная русалка. Но, сталкиваясь с реальностью, разочаровывается, и все переворачивается в его представлении: русалка -

«змеиная натура»,

таинственный слепой –жалкий слепец, отважный Янко – жестокий человек.             От  романтического мира не осталось и следа. Реальность жестока:  беспомощный слепой никому не нужен, вместе со старухой они обречены на голодную смерть.  

Предлагает ответить на вопросы:

Осознает ли Печорин, что является причиной несчастий людей?

Почему активность героя приносит несчастье людям?

( нечем заняться, его активность не имеет высокой цели, он ее ищет и не находит, поэтому  растрачивает себя по пустякам, ввязываясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье, при этом сам оказывается одиноким и несчастным)

Обращает внимание обучающихся  на слова В.Г.Белинского (Слайд 6):

«Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».

Возвращается к поставленному в начале урока проблемному вопросу и предлагает ответить:              Что делает человека счастливым?

  • (Слайд 7)

Работают в группах. Ответственный группы записывает полученные  баллы за правильные ответы.

Обсуждают и записывают эпизоды в тетрадь.

Анализируют в группах выбранный эпизод, обсуждают поступки героя, выделяют черты характера. Выступают  перед классом.  

Оформляют записи в тетрадях, примерно так:

 Эпизод/черты характера

1. Встреча со слепым мальчиком – интерес Печорина к человеку

2. Ночное наблюдение за слепым – интерес к опасным приключениям, смелость, решительность, наблюдательность («слепой говорил на русском, а со мной – на малороссийском наречии)

3. Очарование ундиной – способен увлечься, оценить красоту девушки

4. Сцена в лодке – критическое отношение к себе: пишет с иронией, что не умеет плавать, уступает в ловкости девушке, не понимает причин интереса к себе

5. Последняя встреча слепого и Янко – способность сострадать

Сравнивают героя.

Отвечают на вопрос.

Обсуждают готовые  ответы на вопросы задания и отвечают.

Оформляют записи в тетрадях, примерно так:

пейзаж/роль

1.«Полный месяц светил на камышовую крышу….» - участвует в развитии действия, усиливает впечатление от ночи, незнакомой местности

2.«Между тем луна начала одеваться тучами….» - настораживает, передает тревожное состояние Печорина

3.«Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь….» - характеризует человека, подчеркивает отвагу, смелость Янко

4.«Казак мой был очень удивлен, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого…» - передает хорошее настроение, спокойствие, новое направление мысли Печорина, который предчувствует скорый отъезд 

 5.«Я завернулся в бурку и сел у забора на камень….» - гармонирует с настроением героя и порождает это настроение, свободная стихия моря сродни душе героя

6.«Идите за мной!» - сказала она, взяв меня за руку….» - предостерегает об опасности, придает таинственности ночи и событиям.

Отвечают на вопрос, добавляя характеристики к раскрытию личности главного героя.

Самостоятельно делают вывод о чертах характера Печорина.

Слушают дополнение учителя.

Активно обсуждают поднятые вопросы, отстаивают свое видение характера, внутреннего состояния Печорина, причин его поведения.

Читают высказывание Белинского.

Обсуждают вопрос, формулируют ответ.

Поиск и выделение небходимой информации Коммуникативные:
понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи.
Познавательные:
структурирование знаний,
установление причинно-следственных связей.

Организует физкультминутку

               

Перекидывают друг другу мяч, называя героев романа Лермонтова «Герой нашего времени».

Коммуникативные:

умение включаться в коллективную игровую деятельность.

                                                                                           

6. Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала – 5 минут

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Предлагает составить пять предложений на тему: «Каким я увидел Печорина в повести Тамань?». (Слайд 8)

Создают текст.

Регулятивные: 
формирование границ собственного «знания» и «незнания»

Познавательные:
структурирование знаний,
построение речевого высказывания в письменной форме.

7.Рефлексия учебной деятельности. Оценочный этап – 5 минут

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Предлагает ответить на вопросы:

Как вы считаете, цель урока нами достигнута?

Что нового узнали о Печорине?

К какому выводу пришли?

Какие еще вопросы у вас остались неразрешенными и вы бы хотели их задать?

Прием «Шкатулка» (Слайд 9)

Предлагает заполнить «шкатулку», положив туда качества характера, которые необходимы главному герою, все, что помогло бы ему в дальнейшем. 

А что бы ты положил для себя?

Отвечают на вопросы.

Называют качества характера и прочее.

Личностные:

 формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
восприятие оценки.
Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме.

Выставляет оценки.

Ответственные  в группах подсчитывают баллы, отмечают активных в работе членов групп.

Домашнее задание:                (Слайд 10)

1. Перечитать  повесть «Княжна Мери».

По выбору:

1. Подготовить выразительное чтение монолога.  (Приложение 3)

2. Составить блиц-опрос по повести.

Поясняет задания.

Уточняют способы выполнения.

                           

Список использованной литературы:

  1. Дмитрова А.В. Литература. Тематические тесты. Варианты ОГЭ – 2019. 9-й класс: учебное пособие/ А.В.Дмитрова; под ред. Н. А.Сениной. – 2-е изд., доп. – Ростов н/Д: Легион, 2018. – 112с.

  1. Удодов Б.Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.

                                                                                                         

                                                                                                             Приложение 1

Блиц-опрос

  1. Почему Печорин  назвал Тамань «самым скверным городишко»? («чуть-чуть не умер с голода», «меня хотели утопить»)
  2. Из-за чего десятник не хотел вести Печорина на постой в «фатеру» у самого берега моря? («там нечисто»)
  3.  Что удивило Печорина в мальчике, который «выполз из сеней дома»? («был слепой, совершенно слепой от природы»)
  4. Кто жил в доме, в котором остановился Печорин? (старуха, девушка слепой)
  5. Что во внешности девушки понравилось Печорину больше всего? («особенно правильный нос»)
  6. С кем сравнивал ее Печорин, как называл – имени своего она не назвала? («моя ундина»)
  7. Где девушка пела песню? («на крыше хаты»)
  8. Чем закончилась борьба в лодке?  («я мгновенно выбросил ее в волны»)
  9. Почему Печорина хотели убить? (намекнул на то, что знает тайну девушки и  может «донести коменданту»)
  10. Какие вещи принес мальчик в мешке беглецам? («шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал»)

                                                                                                        Приложение 2

1 группа

  1. Из абзаца «Полный месяц светил на камышовую крышу….»  выбрать и зачитать только пейзажные зарисовки.
  2. С каким эпизодом связано описание природы?
  3. Какова роль этого пейзажа?

2 группа

  1. Из абзаца «Между тем луна начала одеваться тучами….»   выбрать и зачитать только пейзажные зарисовки
  2. С каким эпизодом связано описание природы?
  3. Какова роль этого пейзажа?

3 группа

  1. Из абзаца «Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь….» выбрать и зачитать только пейзажные зарисовки
  2. С каким эпизодом связано описание природы?
  3. Какова роль этого пейзажа?

4 группа

  1. Из абзаца «Казак мой был очень удивлен, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого…»  выбрать и зачитать только пейзажные зарисовки.
  2. С каким эпизодом связано описание природы?
  3. Какова роль этого пейзажа?

5 группа

  1. Из абзаца  «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень….»  выбрать и зачитать только пейзажные зарисовки
  2. С каким эпизодом связано описание природы?
  3. Какова роль этого пейзажа?

6 группа

  1. Из абзаца «Идите за мной!» - сказала она, взяв меня за руку….»  выбрать и зачитать только пейзажные зарисовки
  2. С каким эпизодом связано описание природы?
  3. Какова роль этого пейзажа?

                 Приложение 3

1. Прочитайте выразительно фрагмент из повести «Княжна Мери».

3-го июня

«… Да, такова была моя участь с самого детства!

                                                                              …, и я вам прочёл её эпитафию»

2.  Прочитайте выразительно фрагмент из повести «Княжна Мери».

3-го июня

«… Я часто себя спрашиваю, зачем я так….

                                                           …я в себе нашёл бы бесконечные источники любви»

3. Прочитайте выразительно фрагмент из повести «Княжна Мери».

                                                                                                                           14-го июня

«… Я иногда себя презираю….

                                                           …, чтоб оно сбылось как можно позже»

4. Прочитайте выразительно фрагмент из повести «Княжна Мери».

                                                                                                                           16-го июня

«… Зачем я жил?….

                                                           …и никогда не мог насытиться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" И зачем было судьбе меня кинуть в мирный круг честных контрабандистов?" (презентация к уроку по главе "Тамань")

Презентация к уроку по изучению романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ главы "Тамань"....

"И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" (анализ главы "Тамань")

Разработка урока по изучению романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок анализа главы "Тамань"....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...