Татьяна-нравственный идеал Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом: Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное- духовная эволюция героя, его искания, выяснение трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен нравственный и эстетический идеал Пушкина.Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни как основа нравственного совершенства героини.

Цели урока:

образовательная: проанализировать образ Татьяны как нравственный и эстетический идеал поэта; показать искренность ее чувств, глубину и благородство ее натуры; понять тип личности Татьяны, ее принципы;

развивающая: развивать навыки работы над художественным текстом; формировать познавательную и социальную компетентности;

воспитательная: содействовать формированию и воспитанию высоких нравственных идеалов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация.

Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же.

В.Г.Белинский.

ІІІ. Сообщение, представление темы, цели, задач урока и ожидаемых результатов.

Слово учителя.

Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом: Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное- духовная эволюция героя, его искания, выяснение трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен нравственный и эстетический идеал Пушкина.

Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

ІV. Восприятие материала по теме урока.

1. Предоставление необходимой информации.

(Метод «Микрофон»: учащиеся делают сообщения о том, кто был прообразом Татьяны Лариной.)

2. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия.

Цель – практическое усвоение материала, достижение поставленных целей урока.

Задание первой творческой группе:

Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.

  • В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
  • Как характеризует автор семью Лариных?
  • Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?
  • Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
  • Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
  • Какое значение имели для нее книги? Что она читала?
  • Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и крепостных к ней.
  • Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности?
  • Создать ассоциативные рисунки.

Задание второй творческой группе:

Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою…» примерами из текста.

  • В чем проявилась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны?
  • Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
  • Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям.
  • Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается суть ее души, ее внутренний мир в этих эпизодах романа? Скомпоновать факты и проанализировать выражения, в которых автор говорит о близости Татьяны ко всему народному и русскому.

Задание третьей творческой группе:

Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения «… любит без искусства», «…кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…».

  • Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?
  • Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
  • Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том числе)
  • Как характеризует героиню ее письмо к Онегину?
  • Как понимать пушкинские строки: письмо проникнуто «умом и волею живой» «и сердцем пламенным и нежным»?
  • Проанализировать эту сцену. Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна?
  • Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны?
  • Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны?
  • Как понимать слова Пушкина: «…и ей открылся мир иной»?
  • Что помогли ей сохранить любовь к Онегину?

Задание четвертой группе:

Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

  • Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте?
  • В чем изменилась Татьяна?
  • В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная княгиня» осталась прежней Таней?
  • Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. Какие черты прежней Тани угадываются в ней?
  • Что угнетает Татьяну в светской жизни?
  • Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.
  • Как характеризуют Татьяну слова:

Я вас люблю (к чему лукавить),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

* Почему отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему его любит?

3. Проблемный вопрос:

Трагична ли судьба Татьяны? В чем ее трагедия? (в сравнении с трагедией Онегина)

4. Творческое задание.

Попробуйте сделать записи в дневник Татьяны.

5. Чтение учащимися выполненных работ.

6. Выразительное чтение «Письма Татьяны к Онегину».

7. Проектная деятельность (защита тремя учащимися презентации «Образ Татьяны в романе». См. презентацию.

8. Заключительное слово учителя.

Образ Татьяны возрастает в своем значении на протяжении художественного времени романа. В глубине души Татьяна осталась прежней русской женщиной, готовой и сейчас променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережить крушение своих идеалов. Ей представился случай в московских и петербургских салонах и балах внимательно изучить людей вроде Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна – та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь.

Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили путь Татьяны, нам ясны и понятны эти черты ее облика. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.

V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.)

Цель – осмысление того, что было сделано на уроке, выяснение того, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на уроке в будущем.

Ученики высказывают свои впечатления о сегодняшнем уроке.

VІ. Домашнее задание.

1. Задание творческого характера: составить текст рекламного ролика к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2. Индивидуальное задание трем учащимся: подготовить сообщения:

а) образ автора в романе;

б) роль пейзажа в романе.

3. Выучить наизусть отрывок.

4. Выучить наизусть отрывок из романа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок - творческая мастерская "Татьяна - нравственный идеал Пушкина А.С."

Класс: 9 Тип урока: Урок решения частных задач с применением открытого способа (комбинированный) Форма: нетрадиционный «Творческая мастерская» Цель: в ходе исследовательской работы показать нравственн...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга....

Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"

Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...