Образовательный проект
проект по литературе по теме
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2120
Конкурс «Молодые педагоги – московскому образованию» 2017
Номинация «Образовательный проект»
Проект
«Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско»
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №2120
Болотова Дарья Юрьевна
2017 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» |
ФИО автора проекта, место работы, должность | Болотова Дарья Юрьевна, ГБОУ Школа № 2120, учитель русского языка и литературы |
Обоснование актуальности проекта | И.А. Бунин в своём творчестве всегда обращался к таким вечным ценностям, как любовь к природе, родине, отчему дому. Обострение противоречий современного общества делает изучение этих непростых тем ещё более актуальными. Перед нами стоит задача, как можно более доступно и интересно донести до учащихся старшей школы непростые для понимания и восприятия темы творчества И.А. Бунина. Это возможно сделать посредством метода проектов, т.к. данный формат работы предоставляет детям возможность для творчества, что наиболее благоприятно влияет на усвоение материала. |
Целевая аудитория проекта | Учащиеся 11 классов |
Цель и задачи проекта | I. Обучающие: 1) поисковая – формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; 2) рефлексивная – формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; 3) коммуникативная – формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; 4) научно – практическая – совершенствовать навыки анализа литературного явления, систематизировать явления, объединенные одной темой; совершенствовать умения отбирать главное, применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации. 5) презентационная – развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; II. Развивающие: 1) развивать навыки работы в группе; 2) активизировать творческую деятельность; 3) развивать ассоциативное мышление; III. Воспитательные: 1) воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина; 2) воспитывать эстетический вкус; 3) воспитывать нравственность и гуманизм; 4) воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его точку зрения;
|
Краткое содержание проекта | При изучении темы «Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» учащимся будет предложено более тесное знакомство с рассказом в форме работы над учебным. Учащиеся (совместно с учителем) ставят цель создать продукт (словарь символов), необходимый для более глубокого осмысления символичности рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Вся работа будет поделена на 6 этапов. На 1 этапе ученики определят цель и задачи проекта, далее они будут разделены на три группы для того, чтобы определиться с видом словаря. Одна группа будет делать словарь в форме брошюры, вторая в виде буклета (можно использовать как закладку, читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь), третья группа будет работать над мультимедийной презентацией. После этого учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом. На следующем этапе происходит непосредственно осуществление деятельности (поиск информации, изготовление продукта). На всех этапах учитель осуществляет контроль времени и консультирование учеников. Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря (для каждой группы свой), пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы. После этапа поиска информации старшеклассники приступают к составлению своего словаря: работают в программах Microsoft Office, Power Point, самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь. На последнем этапе ученики представляют готовый продукт и анализируют проделанную работу.
|
География проекта | г. Москва школа № 2120 |
Сроки реализации проекта | Конец сентября – начало октября 2017 г. |
Кадровое обеспечение | Учитель |
Изучая действующие школьные программы по литературе, я прихожу к выводу, что в школьном преподавании в меньшей степени востребован подход к анализу творчества писателя с точки зрения своеобразия его поэтики. Это побудило меня попытаться найти подходы к преподаванию, создающие условия для более глубокого осмысления школьниками идейно-художественного богатства произведений И. А. Бунина, когда учащиеся не просто читают и обсуждают текст на уровне содержания, но и анализируют с эстетической точки зрения. Главное в работе над произведением – внимание к авторской мысли, выраженной не только в слове, но и в композиции, структуре образов и т.п. В связи с этим актуально рассмотрение в школьном преподавании творчества И. А. Бунина с точки зрения своеобразия его поэтики.
Рассмотрим, как можно использовать метод проектов при изучении поэтики рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
I этап. Анализ рассказа начинается с погружения в проблему. Предполагается, что учащиеся на предыдущем уроке уже обращались к данному рассказу, и домашним заданием у них было написать отзыв о нем, делая акцент на символике рассказа. Естественно, найдутся учащиеся, которым будет непонятно, для чего Бунин рассказывает о каких-то людях с волынками? Какое отношение к сюжету имеет старый рыбак Лоренцо? Почему является символом обычный пароход?
Решить эту проблему можно через практико-ориентированный проект, ведь, во-первых, есть социально значимая проблема, во-вторых, есть реальный заказчик, учащийся, которому не понятна символика рассказа.
Далее учитель предлагает учащимся обсудить цель и сформулировать задачи проекта.
Учитель предлагает составить словарик символических образов в рассказе и объяснить их – это и будет продуктом исследования старшеклассников.
Цель проекта – создать учебное пособие, необходимое для более глубокого осмысления значения символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Задачи:
собрать и систематизировать символы, использованные писателем в рассказе;
изучить структуру литературоведческого словаря;
выбрать форму словаря;
издать словарь;
апробировать в практической деятельности.
II этап. Организация деятельности (планирование).
Далее учитель предлагает старшеклассникам определиться с формой словаря. Обязательным условием при работе над составлением словаря является то, что он должен полностью отвечать всем требованиям: обложка, аннотация, вступительная статья «От авторов», где бы прозвучала мысль о роли символов в рассказе «Господин из Сан-Франциско», слова должны быть расположены в алфавитном порядке, каждое слово должно иметь словарную статью.
Для экономии времени учитель предлагает помощь – папки, в которых есть много дополнительный материал по проблеме (цитаты из критических статей, элементы анализа произведения).
Кроме того, учитель предлагает учащимся разбиться на группы и издать три словаря: в форме брошюры, буклета (можно использовать как закладку, читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь), мультимедийной презентации. Заметим, что для экономии времени старшеклассникам можно раздать макеты словарей (брошюра, буклет, презентация).
После этого учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом.
III - IV этапы. Осуществление деятельности (поиск информации, продукт).
На данных этапах учитель консультирует учеников и контролирует время. Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря (для каждой группы свой), пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы. После этапа поиска информации старшеклассники приступают к составлению своего словаря: работают в программах Microsoft Office, Power Point, Microsoft Office Publisher, самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь.
V этап. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.
Учитель говорит учащимся, что наступил момент, когда они должны представить результаты совместной деятельности. Условия выступления:
Доказать, что выбранная форма словаря самая удобная и актуальная.
Ознакомить слушателей с содержанием словаря, чтобы они могли оценить продукт.
Перед презентацией учитель раздает учащимся карточки с критериями оценки (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Оценка проекта
Критерии оценки | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Самостоятельность работы над проектом |
|
|
|
Актуальность и значимость формы продукта |
|
|
|
Полнота раскрытия темы |
|
|
|
Оригинальность решения проблемы |
|
|
|
Артистизм и выразительность выступления |
|
|
|
Как раскрыто содержание проекта в презентации |
|
|
|
Использование средств наглядности, информационных технологий |
|
|
|
Ответы на вопросы |
|
|
|
16 баллов – «5»
от 10 до 15 баллов – «4»
от 6 до 8 баллов – «3»
Презентации проектов:
1 группа. Обосновывая форму словаря-брошюры, учащиеся должны отметить, что брошюра – это, как и словарь, небольшая книга в мягком переплете. Так как эта форма привычна, традиционна, то все знают, как пользоваться таким словарем. Далее выступающий говорит о том, что изданная ими брошюра имеет все структурные части, комментирует статью «От авторов». Для каждого слова в брошюре написана словарная статья. В заключении выступления учащийся читает словарь.
2 группа. «Словарь – буклет».
Комментируя избранную форму словаря, учащиеся отмечают, что буклет меньше брошюры и может быть использован как закладка в книге, поэтому его можно растиражировать и вложить в сборник рассказов И. А. Бунина. Таким образом, читая произведение, старшеклассники смогут использовать буклет одновременно и как закладку, и как словарь. Как и предыдущая группа, эта тоже комментирует вступительную статью, а в заключении выступления читает буклет.
3 группа. Словарь – компьютерная презентация.
Обосновывая форму, выступающий от группы должен сказать, что она наиболее актуальна среди сверстников, что презентация позволяет на слайдах в полном объеме разместить все структурные элементы словаря. Кроме того, компьютерная программа Power Point даёт более широкие возможности: анимация, цвет, фон, звук. Таким образом, восприятие задействовано сразу на всех уровнях: мыслительном, аудио, визуальном.
VI этап. Рефлексия.
Учитель предлагает подвести итоги совместной деятельности учащихся, для этого использует опорные вопросы:
Что такое символ в художественной литературе?
О чем с помощью символов говорит И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Выводы учащихся:
Символ в художественной литературе – это знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора.
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин говорит о вечных проблемах человечества: смысле жизни, об отношении человека к Богу, о духовности жизни, о праведничестве, добре и зле, грехе и страшном суде.
И. А. Бунин говорит о счастье, которое заключается не в деньгах, ведь в рассказе оказываются счастливы старый рыбак Лоренцо и абруццские горцы, у которых нет миллионов. А счастье семейства Господина и фальшивой пары влюбленных ложно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_v_rasskaze_i._a._bunina_gospodin_iz_san-frantsisko.pptx | 630.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование актуальности проекта И.А. Бунин в своём творчестве всегда обращался к таким вечным ценностям, как любовь к природе, родине, отчему дому. Обострение противоречий современного общества делает изучение этих непростых тем ещё более актуальными. Перед нами стоит задача, как можно более доступно и интересно донести до учащихся старшей школы непростые для понимания и восприятия темы творчества И.А. Бунина. Это возможно сделать посредством метода проектов, так как данный формат работы предоставляет детям возможность для творчества, что наиболее благоприятно влияет на усвоение материала.
География проекта: г. Москва, ГБОУ школа № 2120 У частники команды по реализации проекта: учащиеся 11 класса Сроки реализации: конец сентября – начало октября 2017 года
Цели и задачи реализации проекта I. Обучающие: 1) поисковая – формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; 2) рефлексивная – формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; 3) коммуникативная – формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; 4) научно – практическая – совершенствовать навыки анализа литературного явления, систематизировать явления, объединенные одной темой; совершенствовать умения отбирать главное, применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации. 5) презентационная – развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
II. Развивающие: 1) развивать навыки работы в группе; 2) активизировать творческую деятельность; 3) развивать ассоциативное мышление;
III. Воспитательные: 1) воспитывать интерес к изучению творчества И . А. Бунина; 2) воспитывать эстетический вкус; 3) воспитывать нравственность и гуманизм; 4) воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его точку зрения;
Основное содержание проекта При изучении темы «Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» учащимся будет предложено более тесное знакомство с рассказом в форме работы над учебным. Учащиеся (совместно с учителем) ставят цель создать продукт (словарь символов), необходимый для более глубокого осмысления символичности рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Этапы работы Вся работа будет поделена на 6 этапов. На 1 этапе ученики определят цель и задачи проекта, далее они будут разделены на три группы для того, чтобы определиться с видом словаря. Одна группа будет делать словарь в форме брошюры, вторая в виде буклета (можно использовать как закладку, читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь), третья группа будет работать над мультимедийной презентацией. После этого учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом. На следующем этапе происходит непосредственно осуществление деятельности (поиск информации, изготовление продукта).
На всех этапах учитель осуществляет контроль времени и консультирование учеников. Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря (для каждой группы свой), пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы. После этапа поиска информации старшеклассники приступают к составлению своего словаря: работают в программах Microsoft Office , Power Point , самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь. На последнем этапе ученики представляют готовый продукт и анализируют проделанную работу.
Ресурсное обеспечение Компьютер Проектор Многофункциональное устройство Раздаточный материал (предоставляется учителем) Интернет- ресурсы Канцелярские принадлежности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"
Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...
Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»
VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...
Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»
Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".
В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....