Методическая разработка урока на тему "М.Ю. Лермонтов. История создания поэмы "Мцыри".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Острожная Елена Викторовна

Материалы биографии поэта и история созданния поэмы "Мцыри".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 пос. Венцы муниципального образования Гулькевичский район имени дважды Героя Советского Союза

Горбатко Виктора Васильевича

Урок литературы в 8 классе на тему:

 «М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.

 История создания поэмы «Мцыри»

                                                                                             

                                                                                              Учитель русского языка и литературы

                                                  Острожная Елена Викторовна

Тема «М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.

История создания поэмы «Мцыри»

Цель:

- повторить и обобщить знания о жизни и творческом пути М.Ю. Лермонтова;

- подготовить к восприятию поэмы «Мцыри».

Задачи урока: 

Образовательные (предметные):

- повторить и обобщить знания о жизни и творческом пути М.Ю. Лермонтова;

- подготовить к восприятию поэмы «Мцыри».

Развивающие (метапредметные):

- Совершенствование проектной деятельности учащихся;

- развитие умения слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог;

- развитие умения выступать перед аудиторией,

- формирование умения работать коллективно и самостоятельно;

- умения  выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Воспитательные (личностные):

- повышение мотивации к обучению;

- воспитание любви к литературе и уважения к личности поэта;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие толерантности и повышение культурологического образования учащихся.

 Коммуникативная:

- формирование навыков общения;

- умения задавать  вопросы, слушать,

- умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения;

Тип урока:  комбинированный урок повторения и обобщения знаний, изучения нового материала.

1.Оргмомент.

Звучит мелодия из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Учитель.

Сегодня наш урок посвящен жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Нам предстоит вспомнить биографию поэта и познакомиться с историей создания поэмы «Мцыри». Чтобы понять эту выдающуюся личность, в течение урока мы попытаемся объяснить высказывания о Лермонтове известных людей.

  А сейчас с мини-проектом выступит группа экскурсоводов. Они постараются не только рассказать о местах, связанных с жизнью поэта, но и представить Лермонтова-человека.

  1. Творческий проект «Экскурсоводы». ( 1-й учащийся)

Жизненный путь Лермонтова начался в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года.

  • Проведя в Москве зиму, родители поэта выехали в село   Тарханы Чембарского  уезда  Пензенской губернии. Здесь будущий поэт провел свое детство.
  • Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабушка  Е.А. Арсеньева. Она лелеяла его с колыбели, выходила его,  болезненного ребенка, позаботилась дать ему блестящее и серьезное для того времени образование, сосредоточила на нем всю свою любовь и заботы.
  • Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек.
  • « Траншеи» - место военных игр маленького  Лермонтова и его товарищей. Возможно, здесь зародилось желание стать военным – решение, определившее всю дальнейшую судьбу поэта.
  • Продолжим экскурсию, посетив барский дом. Примерно таким был он и во времена поэта.
  • Среди стихотворений Лермонтова есть такие строки:
  • ... я родину люблю
    И больше многих: средь ее полей
    Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать,
    Когда мой прах, смешавшися с землей,
    Навеки прежний вид оставит свой.
  • Слова оказались пророческими: здесь, в Тарханах, и покоится прах поэта.
  •  Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы. Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии.
  • Ираклий Андроников, литературовед

2-й учащийся

  • В 14 лет М.Лермонтов отправляется в Москву и поступает в Московский университетский благородный пансион, а затем в Московский университет, ныне МГУ. В это время уже сформировался гордый и независимый характер Лермонтова, расцвел его поэтический гений. Однако учеба поэта не заладилась. Свободные взгляды юного поэта вызывали неприязнь преподавателей, особенно если случалось Лермонтову знать гораздо больше, чем знают они.
  • «Профессор Победоносцев, читавший изящную словесность, задал Лермонтову какой - то вопрос. Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Профессор сначала слушал его, а потом остановил и сказал:

— Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда могли вы почерпнуть эти знания?

— Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным.

3-й учащийся

А сейчас мы перенесемся в Кропотово - поселок в Ефремовском уезде Тульской губернии, где находилось имение Лермонтовых. Поэт неоднократно приезжал в Кропотово, где жил Ю. П. Лермонтов с матерью и сестрами

Юрий Петрович Лермонтов... происходил от древней шотландской фамилии, переселившейся в Россию в XVI веке, и предки его занимали видные должности при первых царях из дома Романовых. История предков по отцовской линии была предметом гордости юного Лермонтова и будила его творческое воображение. Но к концу XVIII века Лермонтовы обеднели.

 Несмотря на то что отец и сын были вынуждены жить в разлуке, они относились друг к другу с любовью. В 1827 году он провел у него лето. Ю. П. Лермонтов навещал сына в Москве, интересовался его воспитанием, читал его произведения и ценил их. 

Судя по стихотворению «Эпитафия», Лермонтов присутствовал на похоронах отца. Горечью постигшей его тяжелой утраты проникнуто стихотворение Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына...», написанное в скорбные дни октября 1831 года.

Усадебный дом не сохранился: гитлеровцы сожгли его при отступлении в ноябре 1941 года. Лишь молодая поросль поднимается теперь на месте парка

4-й учащийся

В конце 2 курса Лермонтов покидает Московский университет. Начинается петербургский период жизни поэта. Пасмурной, холодной и неприветливой  показалась ему столица в сравнении с Москвой :

Увы!   Как  скучен  этот город,

С  своим  туманом  и  водой!..

Лермонтов 10 ноября 1832 г. поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где проводит, по его собственному выражению, «два страшных года». Ново-петергофский проспект, где стоит это здание,  переименован в Лермонтовский, а перед зданием Гвардейской школы в 1916 году  был открыт памятник поэту скульптора Б.М.Микешина.

 Окончив в ноябре 1834 г. школу в звании корнета лейб-гвардии, Лермонтов был приписан к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе. Такое место службы давало возможность часто наведываться в Петербург. В общей сложности, с перерывами, Лермонтов провел в Петербурге более семи лет. Петербург — город ранней зрелости великого русского поэта и его творческого расцвета

Когда погиб Пушкин, на всю Россию прозвучал гневный приговор убийцам — стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Лермонтов тогда служил  в Царском Селе, где стоял его лейб-гвардии Гусарский полк, но был болен и длительное время находился в квартире Е. А. Арсеньевой на Садовой улице. Доктор, приглашённый к больному, сообщил ему подробности о дуэли и смерти Пушкина. Потрясенный гибелью Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», а наутро это стихотворение повторял весь город, и впервые зазвучало имя нового поэта – Лермонтова, до сих пор неизвестного, не печатавшего свои стихи, которых было уже более 4 сотен.

Никогда, ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рек другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова-трибуна  неразделимы, - пишет Ираклий   Андроников,  литературовед.

А у поэта Леонида Хаустова такие строки:
Словно по велению народа
И убитый он заговорил.
Пушкин жил ещё четыре года,
Потому что Лермонтов творил.

5-й учащийся

       20 февраля  1837 года Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку в Нижегородский драгунский полк, стоявший в Грузии.

Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова.

       Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице. Инстинкт поэта-психолога влёк его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, но горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы, в том числе поэмы «Демон» и «Мцыри».

6-й учащийся

     Примерно через год поэт вернулся в Петербург, но 16 февраля 1840 года на балу произошло столкновение Лермонтова с Э. Барантом, сыном французского посланника, в результате  поручик Лермонтов был переведен в Тенгинский полк тем же чином. Это означало новую ссылку на Кавказ. 

Дуэль происходила так: сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал

Лермонтова, а у Лермонтова шпага сломалась. Тогда перешли на пистолеты. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. Противники помирились и разошлись.

Вероятно, об этой дуэли пишет стихотворение «Дуэль» Николай ‎Рубцов.
Напрасно
дуло пистолета
Враждебно целилось в него;
Лицо великого поэта
Не выражало ничего!‬‬

Уже давно,
как в Божью милость,
Он молча верил
в смертный рок.
И сердце Лермонтова билось,
Как в дни обидчивых тревог.

Когда же выстрел
грянул мимо
(Наверно, враг
Не спал всю ночь!),
Поэт зевнул невозмутимо
И пистолет отбросил прочь...

А ведь это очень похоже на Лермонтова: скучать под пулями, рисковать, играть со смертью… Не зря у поэта есть строки: так жизнь скучна, когда боренья нет!

7-й учащийся

      Лермонтов возвращается в петербургский «свет», за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала А.А. Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта. 

       Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием».

      Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, но весной возвращается на Кавказ. Роковая дуэль с бывшим товарищем по школе гвардейских подпрапорщиков Мартыновым произошла 15 июля 27 июля 1841 года. 

     Поединок состоялся 15 июля 1841 года у подножия горы Машук на условиях самых кровавых: расстояние между противниками - шесть шагов, каждый имеет право сделать до трех выстрелов. На таком расстоянии даже среднему стрелку вполне хватало одного:
     Лермонтов направил пистолет вверх (что известно из достоверных источников), а по некоторым свидетельствам, даже выстрелил первым в воздух. Согласно писаным и неписаным правилам дуэлей, это - знак примирения, после которого противник не имел права стрелять на поражение. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Тот скончался на месте.. .

      Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы, и   в фамильной часовне-усыпальнице состоялось новое погребение, рядом с могилами матери и деда.

Звучит песня на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

3. Прослушав сообщения, попробуем рассказать о поэте, используя слова великих людей.

1. Пушкин — дневное, а Лермонтов — ночное светило русской поэзии.

Д.С. Мережковский, поэт

Предполагаемый ответ:

     Когда умер Пушкин, поэт Жуковский сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». Поэтому Мережковский и называет Пушкина дневным светилом. Солнце освещает и согревает, оно дает радость и тепло. Так и Пушкин был лучшим, самым любимым поэтом, чьи стихи вселяли надежду на лучшее. В отличие от жизнерадостного и веселого Пушкина Лермонтов более грустный, задумчивый. Он живет и пишет стихи  после восстания декабристов, когда в стране наступила реакция, когда Николай 2 отправляет его в ссылку за стихотворение «Смерть поэта». Его поколение уже не такое энергичное, оно не готово к борьбе. В такой мрачной обстановке быть поэтом, а тем более светилом  -   нелегко.

  1. Лермонтов… был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной  

                                                                                             И.Андроников         

Предполагаемый ответ.

    Как сказали, Лермонтов не печатал свои стихи до 1837 года, хотя их было уже более 400. Вероятно, он боялся непонимания. Его не понимали еще и потому, что он был гораздо умнее окружающих. Отсюда и одиночество.

Поэт гордый и независимый.  Неслучайно он спорит с профессорами в университете, пишет эпиграммы и острит в адрес людей, не заслуживающих уважения. Это привело его к дуэлям, а в конечном итоге к гибели. Но унижаться, терпеть оскорбления он не мог. В кругу друзей Лермонтов – душа компании. С ними он делится мыслями, им первым читает свои стихи.

Болезненный с детства, Лермонтов стал великолепным кавалеристом, очень смелым офицером. Именно этой смелости и завидовал Мартынов, его бывший товарищ по школе гвардейских прапорщиков в Петербурге, убивший великого поэта.

Учитель.

 Земные взоры Пушкина и Блока
Устремлены с надеждой в небеса,
А Лермонтова чёрные глаза
С небес на землю смотрят одиноко.                               Игорь Шкляревский

      К тому, что сказано выше, надо добавить, что с неба обычно смотрят ангелы. Вот и сравнил поэт Лермонтова с печальным ангелом. Я читал поэму «Демон» о падшем ангеле, который ослушался богом и наказан за это презрением и одиночеством, а потом безнадежно, но необыкновенно страстно полюбил  земную женщину. Мне кажется, что Лермонтов похож на своего героя и одиночеством, и стремлением противоречить, отстаивать свою правоту, и силой скрытых от людей эмоций.

  1. А сейчас – небольшая разминка. Задания 3 группам.

Попробуйте вспомнить стихотворения М. Лермонтова и из перепутанных строк сложить правильные строфы.

 Задание 2 группам – решить кроссворд.

                    Кроссворд по теме «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»

Б

И

Б

Л

И

О

Т

Е

К

А

П

Е

Н

З

А

Ю

Р

И

Й

М

О

С

К

В

А

Б

О

Р

О

Д

И

Н

О

П

А

Н

С

И

О

Н

Т

А

Р

Х

А

Н

Ы

П

О

Р

Т

Р

Е

Т

К

А

В

К

А

З

1

10

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:
1. Любимое место Лермонтова в пансионе (библиотека)
2. Город – центр губернии,   в которой поэт провел свои детские годы. (Пенза)
3. Как звали отца поэта? (Юрий)
4. Любимый город М.Ю.Лермонтова. (Москва)
5. Первое стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное по событиям Отечественной войны 1812 года. («Бородино»)
6. Место, где М.Ю.Лермонтов жил и обучался в Москве. (пансион)
7. Здесь находится имение бабушки по материнской линии. (Тарханы)
8. Изображения М.Ю. Лермонтова, написанные многими художниками.

9. Бабушка возила его туда на лечение.  Это место является вдохновением для него. (Кавказ)

По вертикали:
10. Фамилия известного поэта, погибшего в дуэли 1841 года. (Лермонтов)

        Тексты стихотворений для реконструкции

***

Мы долго молча отступали,
Ворчали старики:
О русские штыки?»
Не смеют, что ли, командиры
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Чужие изорвать мундиры
Досадно было, боя ждали,

***

На севере диком стоит одиноко

Прекрасная пальма растет

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

.***

Белеет парус одинокой

Как будто в бурях есть покой!

Увы! он счастия не ищет

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

И не от счастия бежит!

Над ним луч солнца золотой...

Под ним струя светлей лазури,

Что кинул он в краю родном?..

Что ищет он в стране далекой?

А он, мятежный, просит бури,

В тумане моря голубом!..

  1.  Новое. Творческий поэт «Историки».

«Мцыри». История создания поэмы

       Сюжет поэмы был взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о возникновении замысла поэмы, изложенные в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова. Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ  в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком  генералом Ермоловым … Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…». Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».

Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности на песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

В начале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально он гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом — «послушник», «не служащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

Историческая основа поэмы «Мцыри»

Прочитаем первые 2 главы и попробуем разобраться в событиях, описанных Лермонтовым. А читать поэму полностью будем к следующему уроку.

Историческая основа поэмы

Грузия находилась в составе Российской империи с 1801 по 1917 год. С XV по XVII век  Грузия была раздроблена и находилась между мусульманскими Ираном и Турцией. Ираклий II сумел объединить два грузинских государства: Картли и Кахетию, , но  объединённое государство не сумело остановить персидскую агрессию. В конце XVIII века из-за частых вторжений Картли-Кахетинское царство было сильно опустошено. В 1783 году Ираклий II подписал Георгиевский трактат, по которому, сохраняя престол, передавал своё царство под протекторат Российской империи. Россия, со своей стороны, ручалась за сохранение целостности и внутренней автономии Картли-Кахети. В скором времени в Картли-Кахетинское царство были введены два батальона русских войск.  

Однако в 1801 году Грузия была превращена в губернию Российской империи. В дальнейшем до конца существования империи в 1917 году и распада государства в1918 году Грузия оставалась в составе России. Российское правление установило мир в Грузии и защитило её от внешней угрозы. 

Генерал Ермолов был назначен наместником Кавказа. Ему пришлось воевать с чеченцами, и пленный ребенок Мцыри, вероятно, тоже чеченец. Лермонтов нигде в тексте поэмы о национальности Мцыри определенно не говорит, но по одной из версий, в поэме Лермонтова отразилась судьба известного художника Петра Захарова.
По рождению Захаров — чеченец, его родной аул Дады-Юрт в 1819 году серьезно пострадал в ходе военных действий.
Окровавленного трехлетнего ребенка, взятого из рук умирающей матери, солдаты доставили Ермолову, который захватил мальчика с собой в штаб-квартиру корпуса. Об этом потом в поэме «Мцыри» и упомянул Лермонтов:

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести…

Пленника Ермолов крестил и передал под присмотр казаку Захару Недоносову, откуда пошла и фамилия — Захаров. Когда ребенок подрос, его взял на воспитание двоюродный брат Ермолова — генерал П. Н. Ермолов, командир 21-й пехотной дивизии.
В дальнейшем, проявив незаурядные способности, Захаров учился в Петербургской академии художеств, завершив курс с серебряной медалью.
Стал известным живописцем, за портрет Ермолова, выполненный в 1843 году, был удостоен звания академика.
Портрет генерала художник подписал так, как и обычно это делал: «П. Захаров, из чеченцев» . С трех лет не слышавший родной речи, выросший в русской семье и воспитанный в лоне русской культуры, он упорно выводил всякий раз на законченном полотне: чеченец. Родина бывает только одна.

  1. Подведение итогов.

        Иллюзия смыкается с действительностью, и Лермонтов живет среди нас… Каждый из нас не только мысленно, но и физически рад был бы подставить свою грудь, чтобы защитить его от проклятой смертной пули…                                                            

        С. Наровчатов, поэт

7. Рефлексия. Какие впечатления оставил урок? Какую цель вы поставили бы для следующих уроков по творчеству М. Лермонтова?

Выставление оценок.

Домашнее задание. Прочитать поэму «Мцыри». Выучить отрывок (строфу на выбор) наизусть.

Отзыв на урок

«13» октября 2014 г.        

 Класс  8 «А»

Предмет литература 

Учитель Острожная Е.В.

Цель посещения аттестация учителя

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.  История создания поэмы «Мцыри».

Тип урока: комбинированный урок повторения и обобщения знаний, изучения нового материала с использованием ИКТ.

Образовательные: 

- повторить и обобщить знания о жизни и творческом пути М.Ю. Лермонтова;

- подготовить к восприятию поэмы «Мцыри».

Развивающие:

- Совершенствование проектной деятельности учащихся;

- развитие умения слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог;

- развитие умения выступать перед аудиторией,

- формирование умения работать коллективно и самостоятельно;

- умения  выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Воспитательные:

- повышение мотивации к обучению;

- воспитание любви к литературе и уважения к личности поэта;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие толерантности и повышение культурологического образования учащихся.

 Коммуникативная:

- формирование навыков общения;

- умения задавать  вопросы, слушать,

- умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения;

Урок дан в соответствии с тематическим планированием. Основная технология, выбранная учителем  для подготовки и проведения  урока – технология групповой проектно-исследовательской деятельности – применялась на этапе повторения биографического материала и при изучении нового: рассказ об истории создания произведения. Все учащиеся хорошо подготовлены. Выразительно читались стихотворения. Речь выступающих эмоциональная.  Презентация отражает  основные этапы жизни М.Лермонтова, она создана с соблюдением основных требований к текстам, иллюстрациям и анимации. Компьютер позволил сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению. В то же время работа с использованием компьютера заняла  примерно 15 минут урока, то есть нагрузка на зрение дозированная.

С целью мотивации учащихся, повышения их познавательного интереса учителем использованы высказывания известных людей о М.Лермонтове. Оживляет урок и создает правильный эмоциональный настрой очень удачно подобранная разнохарактерная музыка в качественном исполнении.  

На уроке осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. Успешно решались метапредметные и личностные  задачи. Учащиеся умеют слушать, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; работать коллективно и самостоятельно; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и условиями её  реализации. Учащиеся показали умение строить монологическое высказывание и выступать перед аудиторией.

За счет применения технологий проблемного диалога, критического мышления, групповой и игровой  технологий поддерживалась активность учащихся в течение всего урока и осуществлялась обратная связь. Кроссворд и перепутанные строфы стихотворений вызвали интерес учащихся.

        Успешно реализована  технология продуктивного чтения 1-2 глав поэмы «Мцыри». Это очень важный вид работы, т.к. правильно понимать прочитанное и  извлекать из текста важную  информацию – главнейшее метапредметное умение.

Корректно и ярко  учитель ввел в урок сравнение христианских и мусульманских религиозных обрядов. Для этого класса характерны дружеские межнациональные отношения, и такие моменты укрепляют взаимоотношения.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока во всех аспектах: по распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение урока – соответствует возрастным особенностям данной возрастной группе и современным требования к уроку. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось.

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Речь учителя была грамотной, точной и эмоциональной.   Учащиеся были  активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков.

Цели и задачи урока выполнены полностью.  Урок проведен на высоком методическом уровне.    

Учитель русского языка и литературы  

МБОУСОШ № 13 им. В.В. Горбатко                              С.С. Конорева                                            

13.10.2014 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....

Методическая разработка урока с применением ИКТ по истории Древнего мира "Греко-персидские войны"

Предлагаемый материал можно использовать в готовом виде, поскольку прилагается и презентация. Учитель может внести  свои коррективы, с учетом  особенностей класса....

методическая разработка урока для 6 класса по истории России.Тема: Галицко - Волынское государство.

Методическая разработка урока для 6 класса по истории России.Тема:  Галицко – Волынское государство.Цель: создать условия для изучения истории Галицко – Волынского государства, познакомиться с вн...

Методическая разработка урока для 6 класса. Предмет - история России.Тема: северо - Восточная Русь.

Методическая разработка урока для 6 класса по истории России.Тема: Северо – Восточная Русь.Цель: создать условия для изучения истории городов и княжеств  Северо -  Восточной Руси, проанализи...