Урок литературы 10класс "Сон Обломова. Анализ 9 главы"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

Цели урока: показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; сделать наблюдения над стилем Гончарова; раскрыть роль второстепенных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon son_oblomova.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Молодость Обломова. Былые духовные увлечения героя.

Цели урока: показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; сделать наблюдения над стилем Гончарова; раскрыть роль второстепенных героев.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова. 

  1. Проверка индивидуального дом. задания. Пересказ-анализ 5 главы.

     «70/1»,- открывается 5 главка.

 Служба, увлечение светом (73-74) – через них прошёл герой, прежде чем обосновался на диване.

 Он «70/2».

 Но служба оказалась отнюдь не «72/3». Обломов прослужил кое-как 2 года, но, отправив однажды бумагу вместо Астрахани в Архангельск, так перепугался, что  подал в отставку. Привычка к покою, «домашней свободе», меланхолический темперамент - вот что привело его на диван.75

  1. Но 6 главка неожиданно вносит в одноплановую характеристику Обломова новые, диссонирующие с уже известными человеческие приметы.

Она приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. Ключом к новой странице Обломова становится фраза: «77/5».

 Обломов, собственно, не гоголевский персонаж, а скорее сын Маниловых – подсказывает автор романа.

 Правда, знания, полученные в пансионате, университете, герой не сумел сделать «своими»(79/4; голова его была как будто «79-4».

   Но пережитый в молодости, в дни знакомства с поэзией, искусством, 78/2» полет мысли,мечты навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в  ней высокие мечты, отвратил от пошлых забот о служебной карьере.

   Заканчивая «этюд» о юношеских увлечениях Обломова, писатель замечает: «82-1», как бы предлагая читателю вернуться в «исходное положение» - видеть в Обломове того байбака, какой нарисован в первых главках.

 Но такое возвращение невозможно. Благодаря 6-й главке, казалось бы, крепко сцементированное представление об Обломове как гоголевском персонаже, дало глубокую трещину.

  1. Пусть основная сфера духовной жизни Обломова мечтательность. Но в его мечты врываются соображения, чуждые Маниловым. Мечты Манилова анекдотичны – Обломову
  2.  И пусть, рисуя мечтания Обломова, автор прибегает к иронии – «80-81-82»- перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках.
  3. Но неожиданности 6 главки  не исчерпаны.

Логика читательского восприятия героя в  конце 6 главки оказывается зафиксированной в авторском резюме. Выходит, сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто «внешним показателям», объясняющим гоголевский персонаж, но не гончаровский: «82-6».

   Над нами крепко довлеют впечатления от 1-х глав (байбак, перебранивающийся с Захаром, приятель Тарантьева и …о нём же: «внутренняя волканическая работа», «гуманное сердце».)

   Сам писатель наталкивает на «крамольную» мысль: Обломов начала романа – тот Обломов, каким он казался («Так о нём представляли везде…»), а не настоящий, которого знает автор, о котором и написал роман.

 

  Так образ главного героя серьёзно усложняется, новое содержание взрывает гоголевскую «маску». За обликом «пошлого человека» скрывается живая душа!

6. Но Гончаров, приоткрыв в 6-7 гл. «лицо» героя, в последующих – 8-9 – снова живописует его «маску». Опять перед нами Обломов только такой, как о нём все «думали».

Перебранка с Захаром из-за сора.

Письмо квартирохозяину,

разговор с доктором – комический элемент: обличается пошлость пошлого человека, кА и в 1-х эпизодах

 

  Но это не движение по кругу. Теперь за поступками встаёт психология.

 «Как туча гремит» над головой Захара патетическая сцена: Обломов возмущён тем, что слуга сравнил его с «другими». 103-104

     Социальная психология Обломова – это психология барина-помещика, сознающего своё право ничего не делать и принимающего труд на себя других как должное.

 «Патетическая сцена» с Захаром – кульминация того главного мотива 1 части романа, который призван обнажить в Обломове всё «обломовское», типовое и по-гоголевски обличить его.

     И ответ следует сразу за вопросом. Он содержится в 9 главе – «Сон Обломова»

. «Отчего я такой?» - спрашивает себя Обломов. И засыпает.

И ему снится «Сон  Обломова». Сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки в полной мере так и остались  нереализованными, почему пропал.

 Погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и  ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.

  1. «Сон, подобный смерти». (Анализ 9 главы) Сон Обломова вовсе не сон в точном смысле слова, а произведение, написанное по мотивам сна. 
  2. «Сон Обломова» - рассказ об утраченном рае.

а) Реалистическая литература признаёт связь человека и среды, характера и обстоятельств, настойчиво обращается к дням детства, годам воспитания своих героев.

Для раскрытия характера своего  героя автор выбирает мотив сна.

Давайте послушаем, какую роль играет мотив сна в художественном произведении.

(Сообщение

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма).

  Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором.

Сновидения вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.

Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.

Учитель: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

  А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

- Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна. 

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Кто рассказывает нам сон?

(Сон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.)

 Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. В условиях жизни ищет искусство разгадку человеческой судьбы.

     Вместе с тем «Сон Обломова» имеет самостоятельную смысловую значимость. Это своего рода утопия, каким он видится главному герою романа и самому автору.

  Так появились знаменитые пушкинские строфы:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня…

.

 «Будто одни лета делают старыми. А сама натура, а обстоятельства? Я старался показать в Обломове, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель. – Климат, среда, захолустье, дремучая жизнь – и ещё частные индивидуальные у каждого обстоятельства»

. В этом признании Гончарова квинтэссенция (Квинтэссенция (в переносном значении) — самое главное, самое важное, наиболее существенное, основная сущность, самая тонкая и чистая сущность, концентрированный экстракт ,основа, на которой строится мир.). сна Обломова.

б).

   Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. «Благословенный уголок земли» - это вся Россия с её бесконечной пространственностью, скромной красотой, противопоставленной романтической красоте шотландских пейзажей и замков.

Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

 

Словарная работа:

Что такое идиллия?

(Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 3.мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).)

Жанр главы близок народной волшебной сказке, в которой мир непоколебимо держится на добре, и , конечно,  идиллии. Жанр этой главы можем отнести и к жанру идиллии.

Как вы думаете, какие черты идиллического мира?

 (Основные черты идиллического мира:

-идеальный пейзаж

-единение человека и природы

-замкнутость пространства

-неопределённость времени

-мифический характер

-бессюжетность

-бесконфликтность.

Учитель: Какова композиция главы?

Весь текст можно разделить на три основные части:

1) два первых абзаца (чудный уголок);

2) с 5-го по 17-е предложения — картина дикой природы;

3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и градации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации —усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку.

Необязательно:

Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей.

Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

план 9 главы.

1.Пейзаж Обломовки.

2. Описание времён года.

3.Природные явления.

4.Описание деревни.

5.Представления о мире.

6.Что нарушает привычный ход жизни (смерть – редкость, кузнец Тарас угорел, чужой мужик в канаве).

7. Утро маленького Илюши.

8. Овраг.

9. Ребёнок убегает от няни. Наблюдения (темно – светло, тени).

10.Домашний быт.

11. Послеобеденный сон – подобие смерти.

12.Мечты о будущем Илюши.

13.Сказки.

14.Приметы.

15. Учение Илюши.

16.Обряды. Норма жизни. (Крестины, именины, свадьба)

17. «Труд» (галерея, плетень).

18. Приём гостей.

19. Вечерние беседы. (Воспоминания, толкования снов, приметы).

20. История с письмом.

21. Учение, мечты об аттестате.

22. Игра в снежки.

Учитель : Итак, мы попадаем в «благословенный уголок»… (чтение начала главы учеником)

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Учитель: Какие средства выразительности употребляет Гончаров при описании «чудного края»?

(благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

     - Идиллический пейзаж: природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле» и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.

     Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире

. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть ползут по камушкам, будто задумавшись  

      Природа здесь как ласковая мать заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И даже грозы не страшны, а благотворны там: Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю.

УЧИТЕЛЬ Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти — это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности.

 Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой

Учитель: И вот мы в Обломовке… Кем заселен «чудный край» в этом описании

? ( Крестьянами)

- Какие детали крестьянского быта появились в тексте?    ( Весна, подготовка крестьянина к труду, ожидание и приветствие дождя.    По полям и деревне ходят коровы, куры, овцы

      Сказочная атмосфера царит в Обломовке.

Природный ландшафт здесь словно игрушечный («Горы там как будто модели тех страшных где-то воздвигнутых гор…») или «мастерски нарисованный» на «живописных этюдах».

Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращённых матерью-природой.

   Обломовка – обыкновенная барская усадьба с крепостническим укладом, с другой же стороны, она изображена художником как «чудный край», «благословенный уголок земли», жизнь в котором течёт по своим внутренним законам.

в) Характерные черты Обломовки: Что делает похожей Обломовку на островок золотого века?

     - Из жизни исключены всякие движения, потрясения – правильно и невозмутимо совершается там годовой круг (116); обломовский мир искусственно отделён от большого мира: «117.4».

    - Жизнь обломовцев природоподобна. Здесь «всё идёт обычным, предписанным природой порядком».  Времена года чередой сменяют друг друга, а в человеческой жизни за рождением приходит свадьба и смерть.

      Из жизни, как из окружающей природы, изъяты сильные движения,         весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, какого – либо напряжения…

Сумма воспитательных наказов няньки состоит из бесконечных «нет» и «не»: «124-1». Постоянные запреты, неутомимая опёка, в итоге формировался характер бесформенный, пассивный.

 

    Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда 127и сон.

- Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон: «128/3». С каким упоением предаются обломовцы сну! «129/1»

 Никто и ничто не в силах «противиться обаянию сна»:  ни человек, ни матушка-природа. Даже воздух «сонно висит без движения», даже солнце будто дремлет, «стоит неподвижно». Нет места духовности. Полным контрастом этой статичной картине выступает описание поведения Илюши во время «сна»: «129/1».130

 

     - Первая главная жизненная забота в Обломовке – забота о пище: «127/1».

Забота о пище была первая и главнейшая забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»


В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий.

 Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

Учитель: В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год.

Подробно Гончаров описывает изготовление «исполинского пирога», поедаемого в течение целой недели. (128-1)Пирог, которого хватает всем, начиная от господ и кончая дворником Антипом, служит в романе символом всеобщего равенства и земного  благополучия

Вспомним, что пирог в народном мировоззрении — один  из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни.

 Пирог — это «пир горой», рог изобилия, вершина всеобщего веселья и довольства. Вокруг пирога собирается пирующий, праздничный народ.

От пирога исходят тепло и благоухание; пирог — центральный и наиболее архаический символ народной утопии.

 Обломовка — это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема. Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок-кусок громадного когда-то пирога. Само слово «пирог» созвучно слову «пир». Это праздничное пиршественное блюдо.

И действительно, «пир» — центральное событие каждого дня для обломовцев; они проводят свою жизнь не в трудах, считают труд наказанием, а в пирах, ибо их жизнь — гармония, где неразрывно слиты и телесное, и духовное начала.

 Ну чем не сказочное царство с ревами мёда и молока?  В состав «обломовщины» входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки…

.

- Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, - причастность к миру сказки, легенды, мифа.

Развивая мечтательность, сказка только больше привязывала мальчика к дому. Ведь в сказках живёт та же Обломовка, только поэтически украшенная; няня «133/2».

 В Обломовке всё овеяно сказкой про «Емелю-дурачка», про «добрую волшебницу, являющуюся… в виде щуки» и осыпающую его «ни с того ни с сего разным добром», про «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», про «неведомую сторону», где «текут реки мёду и молока». Духовная жизнь такого рода культивирует созерцательность, бездействие. Псевдожизнью подменяется подлинная жизнь: 134

     Так духовное переживание оказывается не стимулом движения, а тормозом его. Сказки, мифы заронили в душу Илюши страх перед жизнью, робость перед всем непонятным, внутреннюю скованность: «134/1», «135.2». Не случайно у воспитанного в атмосфере сказки Ильи Ильича и во взрослом состоянии «сказка… смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

136-137

     - Отношение обломовцев к труду. Труд воспринимали как наказание: , избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

- Как обломовцы воспринимают время и пространство?  

Найдите описание течения времени в Обломовке.

«Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется  беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы».

Учитель:Смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.

Сонное царство Обломовки мы изобразили в виде замкнутого круга, замкнутым кругом нам представилась жизнь Обломова в Петербурге на Гороховой.  В этом есть определенная закономерность.

Какие слова повторяются чаще? Почему?

Чаще всего звучат слова «тишина, сон, покой». Создаётся картина неспешной, неторопливой, ленивой жизни. Время как бы замедляет своё течение. Автор передаёт радость от размеренной жизни, наслаждение ею. В атмосфере неги растёт  маленький Илюша.

Учитель:        Какой можно сделать вывод?

 (Вывод: никто не стремится выйти из этого мира, ибо там чужое, враждебное. Их вполне устраивает своё житьё-бытьё. Любовь, рождение, брак, смерть этот жизненный круг неизменен, как времена года. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции).

Эта обессмысленность узаконена традиционным повторением такой жизни из поколения в поколение. Не разум, а традиция, привычка, - главный аргумент в этом мире, иррациональном по существу.

. Пространство Обломовки ограничено, оно  не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали, что в 80-ти верстах о них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове. И о Москве, Питере, что «120.

     Они очень настороженно настроены к чужакам (121-121).    Никто из жителей Обломовки не стремился выйти из этого мира, ибо там – чужое, враждебное, их вполне устраивало счастливое «житьё – бытьё», и их мир – самостоятельный, целостный и завершённый.

      Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность.

   Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

   

 -  Любовь в Обломовке носит совсем иной хар – р, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они «139/3».

 

      - В состав обломовщины входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружён и взлелеян Илья Ильич. «101/1».

Учитель:Часть главы  похожа на сказку.

Почему в Обломовке сказка играет такую важную роль ?

(  Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает.

Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного ( лентяя) , которого все обижают, и осыпает его добром. ).

   - Обряды, обычаи обломовцев. 

Учитель:Каковы обычаи, обряды обломовцев. Найти в тексте.

(«Ощупью жили бедные предки наши, наивно дивились всему. Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар – от того, что собака выла три ночи под окном. Верили и оборотням и мертвецам. Расскажут им, что копна сена разгуливала под окном, -  они не задумаются и поверят. Сильна вера в чудесное в Обломовке.»

Учитель:Вывод: Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Это свидетельствует о мифологическом сознании людей. То, что для иных естественно, здесь – таинственно, свято.

Особое отношение к времени суток – тоже мифологическое: вечернее время опасно, послеобеденное обладает могущественной силой.

 Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба .

Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость.

Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала 124

   

Учитель:В этой главе очень много образов-символов. Расшифруйте символическое значение оврага.

(Когда Илюша убегал от няни, ему хотелось «попасть и в березняк, и на голубятню», и понаблюдать за насекомыми. Здесь проявляется любознательность, свойственная любому ребёнку.

«Хочется ему и в овраг сбегать; ребёнок прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он ни жив ни мёртв, дрожа от страха, мчится к няне».

Учитель: Овраг – это незнакомое, опасное. Рассказ о чудище в овраге («там, говорят, и лешие, и разбойники. и страшные звери») передан автором комически.

 Сравнение «как в кратер вулкана» пугает Илюшу, для него это неведомый мир, и  он вспоминает все суеверия, услышанные от взрослых.

Учитель:Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

(Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов.

 «Норма жизни была готова и преподана Обломову родителями, а те приняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Так и текла река жизни, в лени, апатии.

 

Чем же заняты родители Ильи Ильича? (чтение уч-ся)126-127

Как родители относятся к Илюше? А окружающие? Зачитайте.131

Учитель:Еще один немаловажный момент в жизни обломовцев . Каково отношение обломовцев к просвещению, книгам?

Обломовцы – люди невежественные, суеверные.

Умственным трудом никто себя не утруждал. На книгу смотрели как на вещь, предназначенную для развлечения.».

Вот и «Обломовы понимали выгоду просвещения, но только внешнюю.

 О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие.

 Они мечтали обойти тайком разбросанные по пути просвещения камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть учиться слегка, не до изнурения души и тела.»

Гончаров прибегает к перифразе, чтобы читатель осмыслил услышанное и понял отношение автора к сказанному.

Учитель:Понимают ли взрослые обломовцы необходимость просвещения ?139-140

(Старики – да , но только внешнюю сторону. О внутренней потребности обучения они имели очень смутные представления. Им необходимы для Ильюши только некоторые блестящие преимущества).

Учитель:Кто и как противостоит влиянию Обломовки на подростка Илью?137

(Штольц , получивший трудовое практическое воспитание ).

 Имело ли новое влияние успех ?156-158

 (Нет. «Сегодня не поедешь- в четверг праздник, стоит ли ездить взад-вперед». «Сегодня не до ученья, родительская неделя». «Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Посиди-ка эту недельку дома»).

 Есть ли в этом отрывке черты сказочности ?

( Нет . Менятеся слог повествования. Эта часть больше подходит взгляду Штольца, который, по мысли автора, должен противостоять обломовскому сну, развенчивать сказочное сознание Ильи, сделать его современным).

( Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки ?161

      { Обломов подсознательно жаждет деятельности).

     Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свеча, «». И дальше начнётся заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается.

     Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно – следственных связей, которые очевидны для аналитического ума. Вопрос «почему?» - это не обломовский вопрос. Бытие обитателей Обломовки не отягчено глубокими раздумьями о смысле жизни. Обломовцы не ставят перед собой никаких целей.

 

Учитель:Каково значении фамилии героя?

Обратим внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни. Фамилия тоже помогает раскрыть характер. Она имеет общий корень со старорусским словом «обло» - круг, колесо (отсюда, «облако», «область»). Именно круг ассоциируется с Ильёй Ильичом. Жизнь его идёт по замкнутому циклу, то есть по кругу, без заметного поступательного движения.

Такой смысл вполне соответствует мягкокруглому человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине.

Учитель:Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.

 Итак, нравственный идеал Обломова — цельная гармоничная личность, социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни.

   - Название деревни: одно из архаических значений слова «обло» - круг,         окружность.  

 «Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине», - таково заключение исследователя Ю. Лощица.

 

Вывод.    По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего  человека. Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы с. 117; кормление булочками – 102, история с письмом с. 124.) навсегда остались для И. И. идеалом настоящей жизни – спокойной, сытой.

 И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьёзно поколебать.

 И это, по Гончарову, естественно, потому что «113» в обломовском доме воспиталось в Илюше и чувство избранничества, на которое опирается его убеждение «я – другой» и бессознательный эгоизм, чуждый его кроткой и доброй натуре.

 А главное, с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни.

   «Сон Обломова» и должен объяснить, почему И. И. стал таким, каким он показан в начале романа. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Он, как жидкость, принял форму сосуда, в который был налит.

   Если в первых главах Обломов был представлен читателю как воплощение своей среды, то «Сон Обломова» доказал правомочность такого представления.

 Нет никаких намёков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребёнке воспитанием.

«Сон Обломова – это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена,- был  первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной», - писал критик Александр Васильевич Дружинин.

8. Захар Комический свет бросает на обломовского слугу Захара его хорошо ощущаемая в романе параллель с оруженосцем Дон Кихота. Подобно Санча Пансе, Захар искренне предан своему барину и в то же время едва ли не во всём «перечит» ему. В особенности отличается от понятий Ильи Ильича взгляд Захара на женщин, вполне выразившийся в его «гордо» мрачном отношении к своей жене Анисье.    

Д. з.: Перечитать 2-3 части романа и ответить на вопрос: каким «испытаниям любви» подвергается герой романа?

задания: 1) Штольц: портрет - гл. 2, часть 2. История Штольца (краткий пересказ).

-  Почему главы о Штольце заканчиваются горячим «комплиментом» Обломову?

2) Сцена гл. 3, части 2. Та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Как они изменились? О чём говорят?

3) 2-й разговор Обломова и Штольца (гл. 4. ч. 2) (новое объяснение бездеятельности Обломова. Найти в эпизодах «парада гостей» подобные реплики.)

5) Часть 2, гл.5. Ольга: - найти черты сходства с Татьяной.

Что подчёркнуто в её облике?

6) Почему пробудил Штольц интерес Ольги  к Обломову? (Часть 2, гл. 6)

Что общего между Ольгой и Обломовым?

- Почему роман Ольги – Обломова сопровождается «аккомпанементом», пеньем Ольги?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

С какой целью было написано письмо Обломовым Ольге? (10 гл., ч. 2.)

             Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная программа

Взгляды на жизнь

Цель жизни

Дружба

Восприятие жизни

Испытание любовью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"

Материал содержит разработку урока литературы в 9 классе по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин": "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Презентация к уроку литературы по изучению 8 главы романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Данная презентация подготовлена к уроку , на котором анализировалась 8 глава "Евгения Онегина"....

Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...

Конспект урока литературы 10 кл "Анализ сцен споров Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова"

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: "Анализ сцен споров Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (фрагмент урока)...