Урок - игра "Большие Буквы" по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект обобщающего урока по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshie_bukvy_kavkazskiy_plennik_vneklassnoe_meropriyatie.docx | 52.73 КБ |
kavkazskiy_plennik.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
Урок – игра «Большие БУКВЫ» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 5 класс
УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
Автор: Рублева Т.И.
Цели деятельности учителя: формировать читательский интерес учащихся через игровую форму; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать содержание рассказа, понимать гуманистическую направленность произведения; уметьанализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи, выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | -Добрый день всем, кто собрался в этом зале! Мы приветствуем Вас и начинаем игру «Большие БУКВЫ». Наша игра посвящена произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». На уроках вы подробно изучили произведение, и сегодня на нашей игре вы имеете возможность показать свои знания по данному произведению. -Сегодня в команде будут играть 5 участников, кому выпадет удача. -Итак, начинаем! Приглашаем выйти обладателей №1, №2, №3, №4, №5. Капитаном команды будет игрок под №5. -А поможет нам сегодня БУКВОЕД. А где же он? А вот и Буквоед. Буквоед, ты где был? Почему опоздал? -Я был в библиотеке. Читал рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Теперь я готов к игре. | Подготовка класса к работе. Выходят 5 участников и занимают места. | Самоопределение, смыслообразование(Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Организация и самоорганизация учащихся | 1 раунд. -Начинаем первый раунд. Вам необходимо ответить на 5 вопросов, получить буквы и составить слово. 1. Сколько верст нужно было ехать Жилину домой? (25) 2. Кто это: мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет? (Костылин) 3. Как звали красного татарина? (Кази-Мухамед) 4. Чем кормили татары Жилина и Костылина? (Хлебом, печеными лепешками) 5.Каким занятием увлекся Жилин? (Буквоед раздает буквы). -Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы! Составьте из букв слово и получите первую большую букву. -Команда отгадала слово – РУЖЬЕ . Получите первую большую букву – С. -Чтобы получить первый восклицательный знак, вам необходимо за 1 минуту назвать 15 слов на букву «с». -Команда справилась с заданием и получает первый восклицательный знак. 2 раунд. -А мы продолжаем вспоминать произведение. 1. В чем заключается трудолюбие Жилина? 2. Докажите. Что Жилин любил свою мать. 3. Сколько времени Жилин пробыл в плену? 4. пытался ли Костылин бежать из плена? 5. Почему побег пленников был неудачным? (Буквоед раздает буквы). -Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы! Составьте из букв слово и получите большую букву. -Команда отгадала слово – ВЫКУП . Получите большую букву – В. -Чтобы получить восклицательный знак, вам необходимо за 1 минуту назвать 10 слов, которые оканчиваются на на букву «в». -Команда справилась с заданием и получает восклицательный знак. 3 раунд. «Исправь ошибки». -Вам необходимо исправить за 1 минуту ошибки, допущенные в тексте. Прибижала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чорново похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза чорные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с шырокими рукавами и без пояса. Галава непокрытая, касачорная, и в касе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль сиребряный. -Составьте из букв слово – ПОБЕГ. -Итак, ошибки исправлены, команды получает две буквы ОО. -Сейчас вы получите восклицательный знак, если назовете 5 слов, в которых встречаются ОО (две буквы О). «Игра со зрителями». «Словесный марафон». В произведении блестяще воссоздан национальный и исторический колорит горцев. Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим , как вы ее усвоили.
-Итак. Зрители заработали для команды большие буквы –ТТТТ. 4 раунд. «Реши кроссворд». (Необходимо обязательно разгадать 5 слов). За каждое слово команда получит букву. -Составьте слово – КУКЛА. -Команда получает очередные буквы - ЕЕ. (Кроссворд см. в приложении 1) 5 раунд. «Пословицы». -Определите, какие пословицы можно отнести Жилину, а какие – Костылину? 1. Друг до поры – тот же недруг. 2. Не бросай друга в несчастье. 3. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. 4. Где смелость, там и победа. 5. Трус и в жизни мертв. -Итак, вы справились с заданием. Из букв составьте слово – МУЛЛА. - Буквоед, подарите команде большие буквы – НН. -Итак, у нас получилось слово: ОТ!ЕТ!СТВЕННОСТ! ФИНАЛ. -Вы можете обменять восклицательные знаки на буквы или оставить минуты на суперигру. -Согласны ли вы сыграть в суперигру? - В течение 1 минуты вам необходимо составить как можно больше слов имен существительных – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. (Буквоед проверяет количество слов у участников). - Итак, у нас определился победитель …., у которого самый большой словарный запас! Мы поздравляем его с победой. БОЛЬШИЕ БУКВЫ приведут Вас к большой победе! | Участники отвечают на вопросы, получают буквы (ж,ь,у,р, ё) и составляют слово – ружьё. . Участники называют 15 слов на букву «с». Команда составляет слово – ВЫКУП. Команда называет слова. Команда исправляет ошибки, Буквоед раздает буквы. Участники составляют слово – ПОБЕГ. Участники называют слова. Зрители отгадывают слова. Команда разгадывает кроссворд, зрители тоже работают с кроссвордом. Из букв составляют слово – КУКЛА. Команда составляет слово из букв – МУЛЛА. Участники составляют слова за 1 минуту. Победитель произносит ответное слово. | Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К) |
3. Итог | Все творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей,жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи свои беды.Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим нашу игру об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова: «На все добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». | Участники поздравляю друг друга. |
По горизонтали:
1. Товарищ, который бросил Жилина в беде.
2. Место, где держали пленных.
4. Дина - …
8 .В лесу испугал пленников
9 .Жилин увидел в щёлке сарая.
11. Жилин починил хозяину.
12. Кличка собаки хозяина.
13. Хозяин подарил Жилину.
15. Дина носила Жилину в рукаве.
17. Татары просят у пленных.
По вертикали:
1. Место проживания солдат.
3. Татарская деревня.
4. Татары надевали на ноги пленным.
5 .На ремне у красного татарина.
6 .Жилину прислала письмо.
7. Ягоды, которые принесла Дина Жилину.
8. Способ передвижения из крепости в город.
10. Воинская должность Жилина.
14. Дина носила Жилину.
16. Жилин попросил у Дины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кавказский пленник»
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» I Раунд Р У Ж Ь Ё
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» II Раунд В Ы К У П
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» III Раунд Исправь ошибки: Прибижала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чорново похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза чорные , светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с шырокими рукавами и без пояса. Галава непокрытая, каса чорная , и в касе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль сиребряный
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» III Раунд П О Б Е Г
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Игра со зрителями Словесный марафон: 1. Татарское пиво 2. Сдобно кушанье горцев 3. Мужской головной убор 4. Стеганое пальто 5. Деревянная посуда
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» IV Раунд Реши кроссворд: По горизонтали: 1. Товарищ, который бросил Жилина в беде. 2. Место, где держали пленных. 4. Дина - … 8 .В лесу испугал пленников 9 .Жилин увидел в щёлке сарая. 11. Жилин починил хозяину. 12. Кличка собаки хозяина. 13. Хозяин подарил Жилину. 15. Дина носила Жилину в рукаве. 17. Татары просят у пленных. По вертикали: 1. Место проживания солдат. 3. Татарская деревня. 4. Татары надевали на ноги пленным. 5 .На ремне у красного татарина. 6 .Жилину прислала письмо. 7. Ягоды, которые принесла Дина Жилину. 8. Способ передвижения из крепости в город. 10. Воинская должность Жилина. 14. Дина носила Жилину. 16. Жилин попросил у Дины.
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» IV Раунд К У К Л А
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» V Раунд Пословицы: 1. Друг до поры – тот же недруг. 2. Не бросай друга в несчастье. 3. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. 4. Где смелость, там и победа. 5. Трус и в жизни мертв.
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» V Раунд М У Л Л А
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Финал О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь
Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"
Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...
открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...
Урок внеклассного чтения. Л. Н.Толстой ."Кавказский пленник". Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Урок с применением кейс-технологий....
Уроки литературы по рассказу «Кавказский пленник» в 5 классе.
Урок 1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.В первой части урока на стадии вызова учащиеся выделяют в формулировке темы ключевые с...
Игра по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник"
Игра предназначена для учащихся 5 класса. Может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время. Игра включает в себя 7 туров. Есть игра со зрителями (тест). Учащимся предлагаются разные ...
Урок-путешествие по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Данный урок поможет лучше понять содержание данного произведения...
Групповая работа на уроке литературы по рассказу "Кавказский пленник"
Задания для работы в группе или в паре на сравнение персонажей рассказа Толстого....