Тема Родины в творчестве А.Блока.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок по творчеству А.Блока. Основная форма работы групповая. На уроке работают эксперты-литературоведы, которые дополняют ответы. Мотивацию создает романс на стихи А.Блока в исполнении Сергея Зыкова. Активизации мыслительной деятельности способствует и проблемная ситуация, созданная уже в начале урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_bloku.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Ирина Петровна
Цель:
- Проследить, как раскрывается тема Родины в лирике А. Блока, помочь увидеть самобытно-неповторимый лирический образ России; проследить, как с течением времени меняется образ Родины, приобретает всё новые черты;
- Развивать умение работать с художественным текстом (поэтическое произведение), анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы; совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений; развивать речь, мышление, воображение;
- Воспитывать нравственные качества: чувство патриотизма, национальной гордости; способствовать эстетическому воспитанию школьников.
Тип урока: изучение нового материала
Мотивация
Романс на стихи Блока в исполнении Сергея Зыкова (2 мин)
Вы, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет разговор?!
Беседа о целях и задачах урока.
Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?
Ответ: Нет.
Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.
Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.(Сравнить с другими поэтами и понять, что нового внес Блок в раскрытие этой темы)
Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока.
- А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.
(Слайд )
Ещё в 1906 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой...”.
(Слайд)
В какое время жил и творил Блок, охарактеризуйте ( рубеж веков, сложное время) Подъем и поражение первой русской революции. Все это не могло не волновать поэта и отразилось на его поэзии. В ходе урока вы должны ответить на вопрос:
(Слайд) А. Блок отпел или воспел Россию? Определим значение этих слов?
(отпеть – совершить чин погребения
Воспеть - прославить)
Каков же образ Родины в творчестве А.Блока? Чем образ уникален? Что нового внёс А.Блок в тему Родины?
Работа в группах: анализ стихотворений
Класс работает в 3 группах, отдельно работают литературоведы-эксперты, которые дополняют ответы групп.
1 группа: «Осенняя воля».
Проследите за настроением, пейзажем. Какие художественные средства помогают передать образы, идею? (обратите внимание на цвета, что они символизируют) Почему так называется стихотворение?
В 2 каких стихотворениях известного русского поэта (Выхожу…., Родина) есть подобные мотивы?
2 группа: Чтение и анализ стихотворения “Русь” (сначала звучит аудиозапись в исполнении Качалова, продолжает ученик)
-настроение
- Какой мы вместе с лирическим героем видим Русь
- художественные средства, размер. Как они работают на идею
- обратите внимание на то, как начинается и заканчивается стихотворение. Как называется этот прием? Что он придает стихотворению?
Работа с репродукциями Врубеля: сравните, казалось бы, несовместимое: картины Б. Врубеля и стихотворение А. Блока, ответить на вопрос: в чем их сходство? найдите символические образы, ассоциативные ряды.
( Ответ: Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др.
Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А.Блок.
А.Блок, подобно Врубелю, вслушиваясь в «музыку цельного человека», смог услышать ее в национальной стихии. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, – писал Блок Д.С.Мережковскому, – тем реальнее и охотней представляешь ее себе, как живой организм. Родина – это огромное, родное, дышащее существо».)
Добавление учителя: Обратите внимание на слово «дремлю». Что за ним скрывается?
(интуитивное постижение тайны народного духа). А кто из русских поэтов высказывал ту же мысль? (Ф.И.Тютчев)
3 группа: анализ стих-я «Россия». Прослушайте романс в исполнении Валерия Агафонова
-настроение
- Какой мы вместе с лирическим героем видим Россию
- как и во что трансформируется образ Родины, какой образ помогает понять это?
- художественные средства, размер. Как они работают на идею
- какой мотив возникает в конце стихотворения. Сравните с отрывком из поэмы Н.Гоголя, найдите общие мотивы.
(Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.
Возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей». Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту)
- В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом».
Сообщение ученика (тема неуспокоенности и движения, 8.09 1830)
Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение, преодоление трудностей. Образ России, устремленной «в даль веков», по внутреннему смыслу близок «птице-тройке» Гоголя. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути», лежащего перед Родиной.
Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены». Россия для поэта — это самое святое.
Слово учителя, вывод
Характер чувства к России, восприятие ее изменялись, но любовь к ней Блок пронес через все свое творчество. Эта любовь помогала ему выжить в тяжелые и переломные моменты, в моменты душевного неустройства.
Блоковская Россия — это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и бешеные тройки, и буйные вьюги, и пожар войны... Однажды Блок, выступая перед публикой, в ответ на просьбу прочесть «о России» сказал: «Это все — о России».
Рефлексия
Так как мы ответим на вопрос: А.Блок отпел или воспел Россию?
Составление синквейна
Домашнее задание
- Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
- Объяснить смысл названия.
- Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России
Конспект открытого урока по литературе
в 11 классе
по теме
«Тема Родины в творчестве А.Блока»
2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема Родины в творчестве Блока
Разработка урока предназначена для учащихся 11 класса. Урок-исследование предлагает внимательно прочитать и сравнить 3 самых известных произведения Блока о Родине: "Русь", "Россия" и "На поле Куликово...
Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.
Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....
Презентация (работа ученика): "Тема Родины в творчестве А.Блока".
В презентации ученица ставит цели своей работы. Целеполагание выдержено. В работе дана краткая общая характеристика творчества поэтаИ более подробно говорится о неразрывной связи Блока с родиной, что ...
Тема Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина
Целью данного урока является подготовка к написанию сочинения по теме "Тема Родины в творческтве А.Блока и С.Есенина"...
Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.
Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...
урок по литературе для 11 класса на тему "Тема Родины в творчестве А.Блока"
Материал подготовлен для самостоятельной работы в качестве и домашнего задания, и групповой работы на уроке. Дан критический анализ стихотворений А.Блока, который можно использовать ученикам при интер...
Урок литературы по теме: «Тема Родины в творчестве А. А. Блока»
Значение образа России в творчестве А. Блока, совершенствование навыков анализа поэтического текста....