урок по литературе для 11 класса на тему "Тема Родины в творчестве А.Блока"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Материал подготовлен для самостоятельной работы в качестве и домашнего задания, и групповой работы на уроке. Дан критический анализ стихотворений А.Блока, который можно использовать ученикам при интерпретации текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_tema_rodiny_v_tvorchestve_a._bloka.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ ВАСИЛЬЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА,

 ГБОУ СОШ № 348 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

УРОК: «ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А, БЛОКА»

Цель:

- закрепить  умение работать с поэтическим и прозаическим материалом

Задачи:

- проявить коммуникативную культуру слушателя

- расширить культурологическую составляющую знаний с помощью синкретических межвидовых связей искусств

Оснащение: мультимедийный проектор, презентация по теме урока,  подготовленные учащиеся (чтение наизусть прозы и стихотворений).

Интернет-ресурс: сайт, посвященный А. Блоку, КиберПедия, Инфошкола

ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ БЛОКА

Индивидуальные домашние задания к данному уроку:

- выразительное чтение и осмысление текстов «Россия», «Грешить бесстыдно, непробудно», «Коршун» (по 2 на каждое стихотворение) с обязательным использованием критической литературы (см. приложение)

- изучение критической литературы,   посвященной  циклу «На поле Куликовом», (с обязательным использованием  критической литературы для анализа каждой части цикла на уроке – см. приложение)   (5 человек)

- анализ и выразительное чтение стихотворения «Рожденные в года глухие…» (остальные ученики класса) – см. критическую литературу в приложении

Презентация к уроку (слайды текстовые, изобразительные – художники А. Бубнов «Утро на поле Куликовом», В. Маторин «Удар засадного полка», А. Васнецов «Родина», И. Шишкин «Дорога», И. Левитан «Над вечным покоем»)

Эпиграф к уроку: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…»

I этап – проблемно-мотивационный:

Вопросы задает учитель (эти вопросы высвечиваются на отдельных слайдах презентации к уроку):

1. Тема родины – ведущая, важная, актуальная с пушкинских времен: сразу узнаются стихи гражданского накала, отражающие идею любви к родине, – например, узнайте по строкам  их автора: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим  души прекрасные порывы…» (читает учитель)

Или  «Люблю отчизну я, но странною любовью, не победит ее рассудок мой…»  

Или «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»  

Завершающий вопрос: к  кому из предшественников, на ваш взгляд, ближе по осмыслению указанной темы А. Блок? Докажите свою точку зрения.

2. Верите ли вы, что на предложение прочесть что-нибудь о России, Блок прочитал – «Вхожу я в темные храмы»  и подытожил – «Это все о России». ( Ответы учеников)

Учитель: Известно, как Николай  Гумилев, современник,  прокомментировал творчество А. Блока: «Гадают почитатели таланта А. Блока: образ Прекрасной Дамы – это образ жены или символ России?»

3. Слово  «вочеловечение»  раньше могло быть отнесено только к Иисусу Христу. Блок свой путь поэтический назвал «трилогией вочеловечения». Попробуйте объяснить смысл, который Блок вкладывал в данный термин.

II этап – проблемные вопросы в качестве письменного домашнего задания (на выбор)  к следующему уроку:

В чем отличие раскрытия темы родина в творчестве Блока от предшественников? – 1 вопрос

Есть два противоположных взгляда на эволюцию темы родина в творчестве Блока: 1) воспел 2) отпел –  какой точке зрения вы придерживаетесь и почему? -  2 вопрос (данный вопрос уместно повторить на рефлексии по итогам данного урока)

III этап – презентация  нового материала по группам

План работы: сообщения учащихся по восприятию и интерпретации  стихотворений,  индивидуальные ответы-дополнения, сбор информации, обобщение – рефлексия в конце урока:

1уровень сложности: презентация  цикла «На поле Куликовом» (выразительное чтение,  осмысление: вначале ученики материал, подготовленный дома, сообщают в группе – 5 человек, затем составляют сообщение для озвучивания всему классу)

2 уровень сложности – представляют материал по анализу стихотворных текстов, подготовленный дома,  - в группе из 6 человек (сообщение для озвучивания  классу)

3 уровень сложности – вместе с учителем  класс работает над восприятием и интерпретацией стихотворения «Рожденные в года глухие», пока группы готовятся к презентации своего материала

Критический материал, предложенный каждой группе  к уроку:

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, — одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием — Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая,  - блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее — о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет». В первом стихотворении показано движение воинов по полю боя («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль»).  Хотя содержание его неизмеримо богаче. Оно выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (пятистопных, а в первом стихе и шестистопного) и коротких (трех- и двустопных) ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием «неподвижной» Руси («Река раскинулась, течет, грустит лениво // И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль...»). Постепенно темп скачки и настроение тревоги нарастают. Возникает каскад кратких предложений и восклицательных интонаций:
И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!» Некоторых его современников подобная вольность шокировала (например, М. Горького).  Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово «жена» употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале молодого Блока, о соловьевской «вечной женственности».
Зато всеми безоговорочно были приняты строки, с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль...»
Если первое стихотворение написано пятистопным хореем, то в третьем ритм меняется: пятистопный хорей чередуется  с трехстопным. Возникает новая тема. На берегу Непрядвы перед героем возникает символический образ — «Ты». Сначала герой только предчувствует ее появление («В темном поле были мы с Тобою...», «слышал я Твой голос сердцем вещим //В криках лебедей»), Ho вот «Ты» здесь:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,
He спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.

Кто же эта загадочная «Ты»? Быть может, просто любимая женщина? Или Божья Матерь? Или сама Россия? Символический образ допускает различные толкования. Бесспорно одно — это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени.
Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма, как, скажем, Лермонтов в «Бородино» («Да, были люди в наше время!»). В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем — прошлому. «Куликовская битва, — писал он в примечании к циклу, — принадлежит <...> к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, «частушечного» четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более «строгому» классическому четырехстопному ямбу:
Ho узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
He может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!


Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

По словам самого Александра Александровича Блока, тема, посвященная России, — главная в поэзии. А. А. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни.

В цикле «На поле Куликовом» раскрываются прошлое, настоящее и будущее России.

Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «мглы — ночной и зарубежной», скрывающей ее долгий путь. Эта сипа в вечном движении, для нее характерно отсутствие покоя. Так появляется образ Родины — «степной кобылицы», несущейся вскачь...

Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у А. Блока трагичны. Страдание — плата за движение вперед, поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь».

Сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены: «И нет конца! Мелькают версты, кручи...»

 Основную роль в восприятии поэтом России играют не его внешние впечатления, а, скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями. Образ заката, окрашенного кровью из сердца поэта, лучше всего иллюстрирует такое глубокое личное восприятие родной земли. Традиционным для мировой литературы является образ Родины-матери. У Блока Россия ассоциируется, скорее, с любимой женщиной. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта: «О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..»

Лирическими героями в этом произведении являются древний русич-воин и современный поэт.  

Стихотворение «На поле Куликовом» является настоящим художественным шедевром. Поэт использует эпитеты («скудной», «желтого», «долгий», «древней», «ночной», «святое»), метафоры («река грустит лениво», «в степи грустят стога», «идут испуганные тучи»), лексические повторы («нам путь», «закат в крови»).  Присутствуют восклицательные по эмоциональной окраске предложения. Все эти художественно-выразительные средства языка несут эмоциональную нагрузку, делают стихотворение более выразительным, помогают понять внутренний мир писателя .Нельзя не заметить связи стихотворений из цикла «На поле Куликовом» со статьей «Россия и интеллигенция». Вот одна из цитат: «...есть действительно не только два понятия, но две реальности: народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч — с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном.

Среди сотен тысяч происходит торопливое брожение, непрестанная смена направлений, настроя, боевых знамен. Над городами стоит гул, в котором не разобраться и опытному слуху; такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание. Скрипят бесчисленные телеги за Непрядвой, стоит людской вопль, а на туманной реке тревожно плещутся и кричат гуси и лебеди. Среди десятка миллионов царствуют как будто сон и тишина.

Но и над станом Дмитрия Донского стояла тишина; однако заплакал воевода Боброк, припал ухом к земле: он услышал, как неутешно плачет вдовица, как мать бьется о стремя сына. Над русским станом полыхала далекая и зловещая зарница. Есть между двумя станами — между народом и интеллигенцией — некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. Такой соединительной черты не было между русскими и татарами, между двумя станами, явно враждебными; но как тонка эта нынешняя черта — между станами, враждебными тайно! Как странно и необычно схождение на ней! Каких только «племен, наречий, состояний» здесь нет! Сходятся рабочий, и сектант, и босяк, и крестьянин — с писателем и общественным деятелем, с чиновником и с революционером.

Но тонка черта; по-прежнему два стана не видят и не хотят знать друг друга, по-прежнему к тем, кто желает мира и сговора, большинство из народа и большинство из интеллигенции относятся как к изменникам и перебежчикам.  Не так ли тонка эта черта, как туманная речка Непрядва? Ночью перед битвой вилась она, прозрачная, между двух станов; а в ночь после битвы и еще семь ночей подряд она текла, красная от русской и татарской крови». (материал учителя Кринициной Лидии Артемьевны)

Стихотворение Блока «Россия» передаёт конкретные приметы России того времени («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»). Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

С одной стороны, перед читателем  конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный

Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («Россия, нищая Россия…», «Мне избы серые твоиТвои мне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле – Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», «Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай заманит и обманет… И лишь забота затуманит…», «И невозможное возможно…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая!!!, а последняя – это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.

Заглавие «Россия»  занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.

Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.

В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например,   «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак. Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне русской нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность,  непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.

Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» – и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении – Россия,   изображенная Блоком.

«Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным думой.

Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.

Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлении. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.

Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» - тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.

Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души,  – всё это чисто российские реалии.

Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё. (Сайт учителя Огибалиной В.М.)

Стихотворение «Коршун» завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорность. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены,  и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.

В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает неодолимость этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу?  Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения. (КиберПедия, Информационный ресурс)

В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно … » автор создаёт образ иной России. Что нового появляется в облике России? Какими художественными приёмами создаётся образ? Каково авторское отношение к ней?

Стихотворение написано 26 августа 1914 года и входит в цикл «О Родине». Композиция стихотворения тематическая. Сцены выстраиваются по закону прямой перспективы. На первом плане – сцена в церкви. В центре – действия героя. И наконец, картина спящего в «тяжёлом сне» героя. Завершают произведение слова надежды, звучащие из уст лирического героя, отражающие подлинное отношение автора к изображаемому миру.

Скорее всего, создана картина  купеческой, торгашеской  Руси. Она омерзительна поэту. Не случайна первая строка стихотворения. Она определяется словом «грешить» И дополняется словами «бесстыдно», «непробудно». Грех без стыда подобен беспросветному пьянству, герою не свойственно раскаяние: для него нет ничего святого, а отношение к святыням формальное. Стихотворение строится на антитезе: крест и заплёванный пол, медный грош и зацелованный оклад, икона и купоны.

Это мир материального, мир, в котором нет любви и сострадания, мир бездуховный, поэтому и возникает образ тяжелого сна. Лирический герой ненавидит эту Россию, но он  не может не любить её, так как это его Родина: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краёв дороже мне». Подобно Некрасову, Блок любит Россию любовью-ненавистью.

Главный герой произведения – пьющий, ворующий торгаш. Но в стихотворении прослеживается процесс возрождения человека. Утром, проснувшись, он с головой, затуманенной от хмеля, стыдясь «сторонкой» идёт в храм. Именно момент пробуждения, духовного раскаяния запечатлён в стихотворении. И звучит надежда, что на смену старой, отжившей России идёт новая, светлая, возрождающаяся.

Печальная картина реальной современности в данном стихотворении сказывается во всём строе речи Блока. Язык этого стихотворения соответствует мрачности изображаемого: насыщенность глаголами в неопределённой форме: грешить, потерять, обмерить; эпитеты: головой трудной, бедный оклад, тяжёлый сон. Отвращение к происходящему передают прилагательное – заплёванный и глагол «переслюнить». Суеверность отражает повтор числительных три и семь.

Нельзя остаться равнодушным, не беспокоиться за судьбу своей родины, изучив это стихотворение. В стихотворении дан символический образ пьяной России. Беспробудное пьянство убивает всё живое и прекрасное, что есть в человеке. Но, благодаря двум последним строкам, мы понимаем, что грядут перемены  и,  может,   светлое будущее настанет. (Интернет-ресурс, инфошкола).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.

Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока....

Презентация (работа ученика): "Тема Родины в творчестве А.Блока".

В презентации ученица ставит цели своей работы. Целеполагание выдержено. В работе дана краткая общая характеристика творчества поэтаИ более подробно говорится о неразрывной связи Блока с родиной, что ...

Урок с использованием технологии критического мышления:"Тема Родины в творчестве А.А. Блока».

Использование технологии критического мышления позволяет формировать образовательные компетенции обучающихся....

Тема Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина

Целью данного урока является подготовка к написанию сочинения по теме "Тема Родины в творческтве А.Блока и С.Есенина"...

Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...