Рабочая программа по литературе (8 класс)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса по УМК В.Я.Коровиной (102 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 8 класса | 87.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Сорокина Н.В./ «__»___________2018 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Марченкова Г.А./ «____»____________2018 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
в 8 классе
Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897», письмом Министерства образования Республики Мордовия № 1718 от 12 апреля 2010 года «О разработке и утверждении рабочих программ», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа».
Она рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной и учебника В. Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В. И. Коровина (2018 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Место учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 8 классе (34 учебные недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год) на этапе основного общего образования.
В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей ХГХ-ХХ вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне.
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее – Р.Р.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.
Из русской литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Контрольная работа (далее – К.Р.). Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
Из русской литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Р.Р. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев -жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А. С. Пушкина.
Р.Р. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
Р.Р. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».
Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Р. Р. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; ФМ. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Из русской литературы ХХ века
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
Р.Р. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
К. Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.
Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
Р.Р. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.
Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
Р.Р. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Р.Р. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан-Батист Мольер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Итоговое тестирование
К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: | ||
уроки развития речи | уроки вне-классного чтения | контро-льные работы | |||
1 | Введение | 1 | – | – | – |
2 | Устное народное творчество | 2 | 1 | – | – |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | – | – | – |
4 | Из русской литературы XVIII века | 3 | – | – | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века | 33 | 6 | 1 | 3 |
6 | Из русской литературы XX века | 21 | 1 | – | 3 |
7 | Из зарубежной литературы | 6 | 1 | – | 1 |
Итого: | 68 | 9 | 1 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | ||||||||||
план | факт | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
I четверть | ||||||||||||||
Введение 1 ч | ||||||||||||||
1 | Русская литература и история | 1 | Разделы «Проверь себя», «Обогащаем свою речь» на с.5 (по вариантам) | |||||||||||
Устное народное творчество 2 ч (1 + 1 ч) | ||||||||||||||
2 | В мире русской народной песни. Частушки | 1 | Разделы «Размышляем о прочитанном» и «Обогащаем свою речь» на с.14-15; (ответы на вопросы по вариантам) | |||||||||||
3 | Р.р. Предания | 1 | С.15-16 (прочитать); подготовить проект (с.20) | |||||||||||
Из древнерусской литературы 2 ч | ||||||||||||||
4 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 1 | Разделы «Размышляем о прочитанном» и «Обогащаем свою речь» на стр.30 (ответы на вопросы по вариантам) | |||||||||||
5 | Повесть «Шемякин суд» | 1 | Раздел «Размышляем о прочитанном» на стр.39, (ответы на вопросы по вариантам) | |||||||||||
Из русской литературы XVIII века 3 ч | ||||||||||||||
6 | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | Раздел «Размышляем о прочитанном» на стр.72-73, (ответы на вопросы по вариантам) | |||||||||||
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | 1 | Раздел «Размышляем о прочитанном» на стр.76-78, (ответить на вопросы по вариантам); подготовиться к контрольной работе | |||||||||||
8 | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | ||||||||||||
Из русской литературы XIX века 33 ч (27 + 6 ч) | ||||||||||||||
9 | Сатирик и баснописец И.А. Крылов. Басня «Обоз» | 1 | Проект (стр.84) | |||||||||||
10 | Р.р. Баснописцы народов мира | 1 | Разделы «Размышляем о прочитанном», «Творческое задание», «Совершенствуем свою речь» на стр.83-84, (ответить на вопросы по вариантам). | |||||||||||
11 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | 1 | Разделы «Размышляем о прочитанном» и «Совершенствуем свою речь» на стр.90-91 (ответить на вопросы по вариантам) | |||||||||||
12 | Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» | 1 | Выучить стихотворение наизусть | |||||||||||
13 | Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К***» и «19 октября» | 1 | Проект (с.227), анализ стихотворения | |||||||||||
14 | Р.р. История Пуга-чевского восстания в произведениях А.С. Пушкина | 1 | С.94-99 (прочитать); ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с.214) | |||||||||||
15 | Жизненный путь Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина | 1 | С.102-119 (прочитать); ответить на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном» на с.214-215 (по вариантам). | |||||||||||
16 | Нравственная красота Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | С.119-142 (прочитать), ответить на вопросы к главам 3,4,5 на стр.215 (по вариантам) | |||||||||||
II четверть | ||||||||||||||
17 | Швабрин – антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | С.142-164 (прочитать); ответить на вопросы к главам 6,7,8 на стр.215 (по вариантам) | |||||||||||
18 | Средства характерис-тики героев повести «Капитанская дочка» | 1 | Проект «Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы» | |||||||||||
19 | Р.р. Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы | 1 | Подготовиться к контрольной работе | |||||||||||
20 | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина | 1 | ||||||||||||
21 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | 1 | Выучить отрывок из поэмы наизусть (от слов «Ты слушать исповедь мою…» до слов «Бежал я долго…») | |||||||||||
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | С.230-241 (прочитать); ответить на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном» на стр.257 (по вариантам) | |||||||||||
23 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | С.242-251 (прочитать), проект (с.258) | |||||||||||
24 | Р.р. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения | 1 | Подготовиться к контрольной работе | |||||||||||
25 | Контрольная работа № 3 по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова | 1 | ||||||||||||
26 | Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии | 1 | С.265-282 (прочитать); ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с.352-353) | |||||||||||
27 | Разоблачение пороков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | С.282-295 (прочитать); ответить на вопросы 1-5 рубрики «Размышляем о прочитанном» на стр.353-354 (по вариантам) | |||||||||||
28 | Хлестаков и хлестаков-щина | 1 | С.296-312 (прочитать); ответить на вопросы 6-10 рубрики «Размышля-ем о прочитанном» на стр.354 (по вариантам) | |||||||||||
29 | Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | Дочитать пьесу до конца; ответить на вопросы на стр.355 (по вариантам) | |||||||||||
30 | Образ «маленького» человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель» | 1 | Проект «Петербург в повести «Шинель»» | |||||||||||
31 | Р.р. Петербург в повести Н.В. Гоголя «Шинель» | 1 | Подготовиться к контрольной работе | |||||||||||
32 | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя | 1 | ||||||||||||
III четверть | ||||||||||||||
33 | Художественная сатира в романе «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Ответить на вопросы рубрик «Размышляем о прочитанном» и «Творческое задание», «Обогащаем свою речь» на стр.14-15. | |||||||||||
34 | Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений» | 1 | Ответы на вопросы рубрик «Размышляем о прочитанном» и «Раз-виваем дар слова» на стр.26 (по вариантам) | |||||||||||
35 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | 1 | Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном» на стр.40-41 (по вариантам) | |||||||||||
36 | Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный прием рассказа | 1 | Задания рубрики «Опыт литературоведческого исследования» на стр.41 (по вариантам) | |||||||||||
37 | Социально-нравственные проблемы рассказа Л.Н. Толстого «После бала» | 1 | Рубрики «Творческое задание» на стр.41-42, «Литература и другие виды искусства», «Развиваем дар слова» на стр.42 | |||||||||||
38 | Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева | 1 | Подготовить проект (с.47) | |||||||||||
39 | Р.р. Поэзия родной природы в творчестве А.А. Фета, А.Н. Майкова | 1 | Ответить на вопросы рубрики «Развиваем дар слова» на стр.47 | |||||||||||
40 | Слово об А.П. Чехове. История создания рассказа «О любви» | 1 | С.50-60 (прочитать), пересказать | |||||||||||
41 | Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Опыт литературовед-ческого исследования» на стр.61 | |||||||||||
Из русской литературы ХХ века 21 ч (20 + 1 ч) | ||||||||||||||
42 | И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ» | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Развиваем дар слова», «Творческое задание» на стр.70 (по ва-риантам) | |||||||||||
43 | Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» | 1 | Проект на стр.80 | |||||||||||
44 | Р.р. Сравнительная характеристика героев рассказов А.П. Чехова, И.А. Бунина и А.И. Куприна | 1 | Рубрика «Развиваем дар слова» на стр.80 | |||||||||||
45 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве А.А. Блока | 1 | Выучить отрывок из стихотворения наизусть; рубрика «Раз-мышляем о прочитан-ном» на стр.92 (по вариантам) | |||||||||||
46 | А.А.Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» | 1 | Рубрики «Учимся читать выразительно», «Опыт литературовед-ческого исследования», «Развиваем дар слова» на стр.93 (по вариантам) | |||||||||||
47 | С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Опыт литературовед-ческого исследования», «Развиваем дар слова» на стр.101-102 (по вариантам) | |||||||||||
48 | Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А. А. Блока | 1 | ||||||||||||
49 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - вос-поминание о пути к твор-честву | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Развиваем дар слова», «Творческое задание» на стр.112-113 (по вари-антам) | |||||||||||
50 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Развиваем дар слова» на стр.121 (по вариантам) | |||||||||||
51 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изобра-жение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А.Т. Аверченко | 1 | Инсценировать одну из сцен рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» | |||||||||||
52 | Сатира и юмор в рас-сказе Тэффи «Жизнь и воротник» | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Творческое задание» на стр.138-139 (по вариантам) | |||||||||||
IV четверть | ||||||||||||||
53 | Сатира и юмор в рас-сказе М.М. Зощенко «История болезни» | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Творческое задание», «Обогащаем свою речь» на стр.144-145 (по вари-антам) | |||||||||||
54 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Изо-бражение жизни народа в поэме «Василий Теркин» | 1 | Выучить отрывок из поэмы наизусть | |||||||||||
55 | Герой и автор в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» | 1 | Рубрика «Размышляем о прочитанном» и «Творческое задание» на стр.172-173 (по вари-антам) | |||||||||||
56 | Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского | 1 | ||||||||||||
57 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов | 1 | Выучить стихотворение М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошани-на, А.Фатьянова наизусть (по выбору) | |||||||||||
58 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | 1 | Прочитать рассказ, пересказать его | |||||||||||
59 | Мечты и реальность военного детства в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Творческое задание», «Обогащаем свою речь» на стр.206 (по вариантам) | |||||||||||
60 | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне | 1 | ||||||||||||
61 | Общее и индивидуаль-ное в произведениях русских поэтов о Родине | 1 | Выучить стихотворение И.Ф.Анненского, Д.С. Мережковского, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова наизусть (по выбору) | |||||||||||
62 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Обогащаем свою речь» на стр.220-221 (по вари-антам) | |||||||||||
Из зарубежной литературы 6 ч (5 + 1 ч) | ||||||||||||||
63 | У. Шекспир. Слово о поэте. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты | 1 | Рубрики «Проверьте себя» на стр.240-241, «Размышляем о прочи-танном» на стр.241-242 (по вариантам) | |||||||||||
64 | Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. Комедия «Мещанин во дворянстве» | 1 | Проект на стр.295 | |||||||||||
65 | Р.р. Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера | 1 | Рубрики «Размышляем о прочитанном» и «Опыт литературовед-ческого исследования» на стр.295 | |||||||||||
66 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | Подготовиться к итого-вому тестированию | |||||||||||
67 | Итоговое тестирование | 1 | ||||||||||||
68 | Анализ итогового тестирования | 1 |
Лист корректировки КТП
Дата согласования с завучем | Раздел/ темы КТП | Отставание от программы | Причина корректировки | Способ корректировки | Сроки корректировки | Подпись заместителя директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...