С чистого листа (по рассказу К .Г. Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Цель урока: развитие коммуникативной, социальной и информационной компетенции.
Задачи:
- Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся;
- Формировать навыки анализа рассказа на основе духовной проблематики произведения;
- Развивать речь, мышление, творческие способности обучающихся через применение приёмов технологии РКМ;
- Воспитывать нравственные качества обучающихся (чуткость, состарадание, милосердие).
Оборудование:
- Мультимедийная презентация;
- Отрывок «Письмо матери» из аудиозаписи по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»;
- Музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года. «Октябрь»);
- Стихотворение А. Дементьева «Как важно вовремя успеть»;
- Листы формата А4.
Тип урока: интегрированый урок русского языка и литературы.
Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и
воспитывающий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chistogo_lista_po_rasskazu_k.paustovskogo_telegramma.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
С чистого листа (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма)
Цель урока: развитие коммуникативной, социальной и информационной компетенции.
Задачи:
- Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся;
- Формировать навыки анализа рассказа на основе духовной проблематики произведения;
- Развивать речь, мышление, творческие способности обучающихся через применение приёмов технологии РКМ;
- Воспитывать нравственные качества обучающихся (чуткость, состарадание, милосердие).
Оборудование:
- Мультимедийная презентация;
- Отрывок «Письмо матери» из аудиозаписи по рассказу К.Г. Пауствоского «Телеграмма»;
- Музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года. «Октябрь»);
- Стихотворение А. Дементьева «Как важно вовремя успеть»;
- Листы формата А4.
Вступительное слово учителя
Чистые листы. Вся прелесть их в том, что они чистые, неисписанные. А с какими существительными может употребляться прилагательное чистый? (Ответы обучающихся)
Варианты ответов
На основе данных словосочетаний образуйте прилагательные.
Чистая совесть - незапятнанная
Чистая вода - прозачная
Чистый лист – первозданный, неисписанный
Чистый взгляд – открытый
Чистый звук - гармоничный
Чистое небо - ясное
Чистый воздух – свежий
Чистое золото - настоящий
Показываю белый лист бумаги. А это чистый лист? (Да).
Показываю зелёный лист. А это чистый лист? (Да, но только он зелёный).
У вас на столах тоже есть чистый лист.
Итак, чистый лист, чистая совесть....
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Как будет звучать тема урока (Ответы)
Тема нашего урока Звучит необычно «С чистого листа. По рассказу замечательного писателя К.Г. Паустовского»
Чтение произведений это писателя требует большой работы мысли и сердца. Все творчество Пустовского – это заповеди, оставленные нам, потомкам. Паустовский - тонкий психолог, он чутко улавливает и воспроизводит мельчайшие детали и в природе, и в человеческой душе. Писатель создает в своих произведениях определенное настроение, старается подчинить ему читателя, даёт возможность поразмыслить и сделать определенные выводы.
Рассказ «Телеграмма» входит в сборник «Золотая роза».
А что такое телеграмма? (Сообщение, известие. Бумажный лист, бланк с текстом какого-то сообщения).
Какое чувство рождает слово «телеграмма»? (Тревоги, ожидание чего-то ).
Обратимся началу рассказа. На фоне музыки звучит отрывок.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые криши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
Анализ отрывка
- Основная тема отрывка? (Осень, затяжная, долгая, унылая)
- Тип текста? (Повествование с элементами описания)
- Каким настроением проникнуто начало отрывка? ( Тоскливое, грустное, нерадостное настроение. Осень – время замирания жизни до весны)
- Какими средствами художественной выразительности автор предаёт грустное настроение пейзажной зарисовки? (Осень холодная, ненастная - эпитеты. Рыхлые тучи – эпитет. Крыши почернели – метафора. Травы полегли, дождь сыпался, тучи тащились, цеплялись – олицетворение).
Какой вывод можно сделать? Почему именно олицетворения использует писатель? (В природе, как и в жизни человеак наступает медленное увядание).
Природа у Паустовского не просто фон, а действующее лицо).
Главные действующие лица в рассказе? (Катерина Петровна, Настя)
Вспомните, что такое синтаксический параллелизм?(
Посмотрите на пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма». Обратимся к тексту. Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть душевное состояние Катерины Петровны?
- «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» - параллель:К.П. как бы тоже позабыли , и звёзды это понимают и смотрят пронзительно.
- «Доцветал и все никак не мог доцвесть т осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - параллель : К.П. доживала в своем доме.
- Озябший клен –«Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»- параллель: К.П. некуда идти, её никто не ждёт, она просто доживает. Клен-это память, видя его, она вспоминает себя.
Вывод: Эта безрадостная картина соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны.
Последняя надежда - это напомнить о себе. Из последних сил Катерина Петровна пишет письмо. (Звучит письмо).письмо.mp3
С чего начинается письмо? (С обращения «ненаглядная моя»).
Кому оно адресовано? (Насте)
Какое слово самое важное? (Ненаглядная)
Как вы понимаете смысл этого слова? (Дорогая, любимая, единственная).
А вас поразило что-либо поразило в этом письме?
Расскажите, как живется К.П., каково её душевное состояние? (работа с таблицей)Приложение1.docx
Вывод: Катерине Петровне плохо, одиноко. Она нуждается в помощи и поддержке.
Катерина Петровна, так редко писавшая Насте, вдруг ночью написала письмо? Почему? (Она поняла, что жить ей осталось совсем мало, захотела попрощаться с дочкой).
Как Настя поступила с письмом? (спрятала в сумочке, не прочитав).
Используя таблицу, опишите Настю?Приложение2.docx
Глаза – зеркало человеческой души.
Холодные глаза. То есть какие? (Равнодушные, пустые, безразличные, спокойные, неэмоциональные). Какой разоблачающий эпитет. Страшно, когда встречашь человека с холодными глазами. У такого человека не только глаза холодные, но и ……. СЕРДЦЕ.
Настя занимается жизнью незнакомых ей людей, совсем забывая о родной матери. Осуждает её кто-нибудь за это?
(Зачитали отрывок стр 86 «В наши дни… Эх,ты!»
Почему именно Гоголь? ( Гоголь – великий сатирик, знаток человеческих душ, обладающий способностью угадывать человека, видит Настю изнутри. Доброта, забота Насти, показная, ненастоящая. О Насте можно сказать словами классика : «В красивом фантике бездушная начинка».
Словарная работа.
Сочувствие, сострадание, бескорыстие, чуткость, милосердие, гуманность, участие, доброта, забота. Как вы понимает эти слова?
Каким одним общим словом можно объединить эти слова? (ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ-гуманный , отзывчивый, внимательный).
Каким образом проблема человечности коснулась героев рассказа, и прошли ли они испытание на человечность?
Настя? (Она неправильно распределила жизненные приоритеты. Она занимается делами пусть и хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой).
Раскаялясь ли Настя? (Осуждая Настю, Пауствоский верит в её искренне раскаяние. Не случайно и значение имени «Настя» - воскрешающая).
Тихон? Манюшка? (Да. Это простые люди, они незаметны, но не пройдут мимо чужого горя).
А для чего вводится в рассказ образ молоденькой учительницы? (Это образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у неё доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку « покойной).
А почему она это сделала? ( Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала перед ней вину, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и воспитает своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми).
Рассказ «Телеграмма» - это телеграмма, обращенная к нам с вами. Паустовский оставил нам нравственные заповеди. Какие? Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой.
Как важно вовремя успеть.... (Дементьев).mp4
Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески. Будьте ЧЕЛОВЕКОМ! Не забывайте о сових самых близких и родных людях.
Возьмите свой чистый лист и с чистой совестью напишите телеграмму своим близким…
Приложение1
Катерина Петровна | ||
Вспомогательные вопросы:
- Где живёт Катерина Петровна? В каком доме?
- Кем был её отец?
- Какие качества характера можете назвать?
- Как относится к дочери?
- Как проводит одинокие ночи?
Приложение 2
Настя | ||
Вспомогательные вопросы:
- Где живёт Настя?
- Чем занимается?
- Где работает?
- Как относится к матери? К её письмам.
- Когда последний раз была дома?
- Как звали её художники?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матфея гл.16) (по рассказу Т. Толстой «Чистый лист»)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе...
Мастер-класс С чистого листа…
Кластер как активный метод реализации деятельностного подхода в обучении....
Авторская позиция в рассказе Т. Толстой "Чистый лист" и Е. Долгопят "Два сюжета в жанре мелодрамы".
Презентация к элективному курсу "Формирование исследовательской позиции учащихся на материале современной прозы"...
С чистого листа (по рассказу К .Г. Паустовского "Телеграмма"
Цель урока: развитие коммуникативной, социальной и информационной компетенции.Задачи:Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся;Формировать навыки анализа рассказ...
Упражнения-разминки перед рисованием для преодоления «страха чистого листа»
Упражнения-размУпражнениУпражнения-разминки перед рисованием для преодоления«страха чистого листа»я-разминки перед рисованием для преодоления«страха чистого листа»инк...
« Приём концептуализации в при изучении литературы. Т.Толстая. «С чистого листа»
Хочу рассказать о системе интенсивного изучения литературы с помощью приёма – КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ. О концепте много сказано в литературоведческих монографиях М.Бахтина, Ю.Лотмана, но мне ближе опре...