Трагедия Печорина
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Стадник Лена Николаевна
Цели данного урока:
  • рассмотреть проблему одиночества отдельной личности и поколения I половины 19 века в историческом и общечеловеческом плане в целом.
  • попытаться найти пути решения данной проблемы.    
  • развивать умение обучающихся логично, последовательно мыслить и излагать мысли.
  • формировать и развивать позитивно – личностные качества: толерантность, милосердие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Трагедия Печорина983 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трагедия Печорина ( по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Слайд 2

Цели урока Рассмотреть проблему одиночества отдельной личности и поколения I половины 19 века в историческом и общечеловеческом плане в целом. попытаться найти пути решения данной проблемы. развивать умение обучающихся логично, последовательно мыслить и излагать мысли. формировать и развивать позитивно – личностные качества: толерантность, милосердие.

Слайд 3

Почему человек одинок? Личные черты характера: эгоизм, озлобленность, отношение к окружающим, непонимание со стороны родных, друзей; жизнь в большом городе; отсутствие семьи; отсутствие навыков общения.

Слайд 4

Период правления Николая I (1825 – 1855 гг.) Полный абсолютизм Создание III отделения; Борьба с «крамолой», жесткая цензура; Жесткое подавление разномыслия;

Слайд 5

Что означает слово «лишний человек» В литературе человек значительных способностей, который не может реализовать их в жизни. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению.

Слайд 6

Счастливы те, кому удалось избежать духа времени! Счастливы те, которые перешли через пропасть, глядя в небо! Альфред де Мюссе

Слайд 7

Великие люди первой половины 19 века Н.И.Лобачевский М.В.Остроградский Создал Неевклидовую геометрию

Слайд 8

Э.Х.Ленц Его работы по превращению тепловой энергии в электрическую.

Слайд 9

Б.С.Якоби Провел соединения подземельным кабелем, столицу с Царским селом.

Слайд 10

Н.М.Карамзин- писатель, историк, автор «Истории государства российского»

Слайд 11

Рылеев К. Ф. поэт, декабрист.

Слайд 12

Н.И.Пирогов. Впервые начали использовать при операциях –наркоз. Он применил обезболивающие средства в полевых условиях. А.М.Филомафибский работал в области переливания крови.

Слайд 13

Современники М.Ю.Лермонтова о Печорине 1. Николай I : «Герой нашего времени» - подражание модным иностранным романам «с преувеличенным изображением презренных характеров»; 2. С.Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение»; 3.С.Шевырев: образ Печорина «не имеет в себе ничего существенного относительно к чисто русской жизни… Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас Западом…»; 4.В.Белинский: «Печорин… герой нашего времени»; 5.М.Ю.Лермонтов: Герой нашего времени…- это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения… Кто, по-вашему, более объективен в оценке главного героя?

Слайд 14

Печорин о себе « В первой моей молодости я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями…, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело. Я стал читать – науки также надоели… Тогда мне стало скучно. … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня.» Найдите в этом монологе ключевые слова, которые характеризуют Печорина, помогают нам понять его поступки.

Слайд 15

Печорин о себе Я чувствую в себе ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы…честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.

Слайд 16

Честолюбие Жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. Честолюбивый человек. В.В.Лопатин. Русский толковый словарь.

Слайд 17

Отношение Печорина к Бэле, Вере, княжне Мери Способен ли Печорин на настоящую любовь? Почему?

Слайд 18

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». (Первое послание к коринфянам святого апостола Павла. Гл.13,4-5.)

Слайд 19

Отношение Печорина к дружбе «… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».

Слайд 20

Печорин о себе В груди моей родилось холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что не знал о существовании погибшей ее половины.

Слайд 21

Заповедь Строго обязательное правило поведения. Христианские заповеди. Первая заповедь( самое непреложное правило). В.В.Лопатин. Русский толковый словарь.

Слайд 22

Заповеди 1.Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов. 2.Не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи ему. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего попусту. 4.Помни день Господень. Шесть дней работай, а седьмой отдай Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6.Не убивай. 7. Не прелюбодействуй (храни супружескую верность). 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего(не клевещи). 10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (не завидуй).

Слайд 23

Фатализм Вера в неотвратимость судьбы, в то, что в мире заранее предопределено таинственной силой, роком . Фаталист- человек, склонный к фатализму. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Слайд 24

Погубляет человека не множество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце. Святитель Тихон Задонский

Слайд 25

Причины трагедии Печорина скука безразличие к людям душевная опустошенность. честолюбие гордость двоедушие

Слайд 26

Ужасно стариком быть без седин; он равных не находит за толпою Идет, хоть с ней не делится душою; Он меж людьми ни раб, ни властелин, И все, что чувствует, он чувствует один. М.Ю.Лермонтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...

Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...

Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".

Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся  подготовиться к сочинению....

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»

Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Цель урока: обзор и обсуждение ...