Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

 

Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ahmatova_rekviem.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева  Алла Юрьевна,

 преподаватель  литературы

ГБОУ СОШ  № 353  им. А. С. Пушкина

 Г. Москва

Трагедия личности и трагедия народа в поэме

А. А. Ахматовой «Реквием»

 И небо скрылось, свившись как  свиток; и всякая гора

И остров двинулись с мест своих.

Из  «Откровения Иоанна Богослова»

 Цели: 

  1. развивающие

-учить понимать, формулировать авторскую мысль, оценивать её значимость  в контексте времени;

-помочь осмыслять проблемы произведения, спорные  оценки  другими читателями и критиками авторской идеи, учить  высказывать свою точку зрения;

-  совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими  мотивами,  биографией  автора, - с тем, что непосредственно  связано с  произведением;

-  формировать умение  понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть  и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы  (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафоры, перекличка заголовков стихов);

-развивать способность воспринимать литературный процесс  в культурном пространстве, взаимосвязанный, обогащающий поэтические личности.

  1. Воспитательные

 -  способствовать воспитанию  патриотизма: чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны, памяти и уважения к прошлому, истории. Воспитание гражданского мужества на примере судьбы и творчества Ахматовой;

-через  духовно-эмоциональное восприятие «Реквиема» - к чувствам сострадания, сочувствия.

  1. Образовательные 

- продолжить знакомство  учащихся с личностью Ахматовой, своеобразием её «Реквиема»;  обратить внимание учеников на   приметы времени, показать, как история страны переплавляется  в своеобразные  ахматовские художественные образы;

- обеспечить  представление о страшном периоде массовых репрессий в истории  России,  трагической  судьбе  поэта в сталинское время.

Методы обучения – работа по слайдам  презентации; беседа по проблемным вопросам; «В творческой лаборатории поэта» - исследовательский  анализ  отдельных стихотворений «Реквиема»; экскурсы в библейские тексты  и  к историческим  аналогиям, решение проблем.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: 

  1. Моцарт. «Реквием». Лакримоза. Видеоролик. http://моцарт+реквием+лакримоза.
  2. Авторская презентация  урока «Трагедия личности и трагедия народа» в «Реквиеме» А. А. Ахматовой. (см. Приложение 1)
  3. Тексты «Реквиема».

Ход урока

I.  Актуализация знаний.  Фронтальный опрос о судьбе А. А. Ахматовой. Прослушивание 1-2-х стихотворений гражданской тематики.

II. Знакомство с новой темой.

1. Создание эмоционального настроя для восприятия новой темы. Просмотр видео ролика Моцарт. «Реквием».  Лакримоза. (1,5 – 2 мин.)

-Значение слова реквием?

Словарная работа

Реквием - католическое богослужение  по умершим. Траурное музыкальное произведение.

2.  Демонстрируются слайды презентации.

1, 3 и 4 слайды – без комментариев. Информация к сведению.

Слайд 1.  Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Слайд 3.  Из истории публикации.

Слайд 4.  Истории создания.

Дополнительная информация к арестам сына Льва Гумилёва: первый арест - 1935 г. (Ахматова ходила на поклон к Сталину просить за сына); 1938 – приговорён к 5 годам исправительно-трудового лагеря; 1949 году –  приговорён к 10 годам заключения.

Слайд 5.  Как Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие года запись этих стихов?

Слайд 6. Найти приметы времени: факты, поэтические образы и художественные детали  в  главе  «Вместо предисловия». Чтение «про себя». Учитель договаривает последние 2 предложения.

        Историческая справка:  Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 38 год.  В 1940 году приговорён к смертной казни «за необоснованные репрессии против советского  народа».

        Искомая информация: «ежовщина», «опознал», «говорили шёпотом», «женщина с голубыми губами», далее по тексту поэмы: «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом» (NB: повторяющийся образ  и его детали  – в «Эпилоге»: «узнала я, как опадают лица», «улыбка вянет на губах покорных»).

Слайд 7. Перед этим горем гнутся горы.

Чтение «Посвящения».

-Как называется приём, использованный автором в 1 и 2-ой строках?

(Гротескная метафора)

Обратить внимание на эпиграф к уроку – библейское высказывание Иоанна Богослова.

- В «Посвящении» есть заимствованный образ.  Найдите и прокомментируйте его.

(Пушкинский образ - «каторжные норы» из послания «В Сибирь».

Словосочетание в тексте взято в кавычки умышленно. Это перекличка поэтов.)

Слайд 8. Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад.

-Как называется этот стилистический приём?

(Оксюморон)

«Вступление»: чтение.

Слайд 9. Какими изобразительными средствами создаёт Ахматова образ города?

Работа с материалом, подобранным на слайде. Повторение поэтических троп (сравнение, метафора, эпитет).

Слайд 10. Звёзды смерти стояли над нами.

-Какие ассоциации  возникают в связи  образом «звёзды смерти»?

 (Политический подтекст поэтического образа.

Кремлёвские звёзды.

Звёзды на погонах НКВД

Символы многострадального  государства,

т.е. и не Вифлеемская звезда 

и не манящие романтиков  звезды)

Слайд 11. Почему лирическая героиня даёт себе приказ: «Не забыть!» ?

Чтение I стихотворения и размышления над вопросом.

(Героиня не только страдалица-мать, но и поэт, обязанная запомнить

 всё пережитое, чтобы  поведать людям о том, что умалчивалось, скрывалось).

Слайд 12. Временное пространство в поэме.

-Почему героиня вспоминает стрелецких жен?

(Расширяя временное пространство, героиня ищет ответы на трагические

вопросы в истории. Подобное было в России, например, при Петре I,

 жестоко подавивший  бунт стрельцов.)

Слайд 13. Тихо льется  тихий Дон, / Желтый месяц входит в дом…

Чтение II стихотворения.

-Кто она, лирическая героиня поэмы?

(Мать заключённого, поэт, собирательный

 образ женщины-страдалицы «тех осатанелых лет»)

-Какую  мелодию приобретает этот стих?

(Колыбельная. Естественная  материнская потребность:

 убаюкать ребёнка, убаюкать боль…)

Чтение III стихотворения.

Слайд 14. Показать бы тебе, насмешнице
                 И любимице всех друзей,
                 Царскосельской весёлой грешнице,
                 Что случится с жизнью твоей…

Чтение IV главы.

-Каков   звуковой фон поэмы?

(Тишина. «Ни звука». «Тихо»…Ощущается  парализовавший страну

 страх,  боязнь произнести слово в защиту невинно осуждённого.)

Слайд 15. Дерзновенные образы-символы

Чтение V главы. Осмысление информации слайда.

Кидалась в ноги палачу…

Скорой гибелью грозит

Огромная звезда

(И сама поэма, и эти образы – акт

 гражданского  мужества Ахматовой, обвинительный акт).

Слайд 16. И упало каменное слово…

Чтение главы VII. «Приговор».

-«Надо, чтоб душа окаменела…»  Почему?

(Можно оставить слайд без комментария, но обратить внимание на композиционную перекличку заголовков: «Приговор»         «К смерти» (создающих  дополнительный подтекст.)

Слайд 17. Распятие.

Чтение главы X «Распятие». 1 и 2 строфа.

-С какой целью включен этот эпизод?

(Напоминание об  искупительной трагической миссии  Христа - смелая параллель:

«высокий крест»,  святая миссия политических  заключенных 30-х годов)

-Почему «туда, где молча Мать стояла, / Так никто взглянуть и не посмел»?

Дополнительная  информация:

о страданиях Матери Марии немного сказано и в  «Библии»…

(Посмотреть в её сторону не смеют, потому что

-мучительно больно видеть материнское горе,

-мучительно стыдно за себя

- и за других).

Слайд 18. Под красною ослепшею стеной

Чтение «Эпилога». 1 стих.

-Дайте толкование образа «красной ослепшей стены»

(Ассоциативные связи, образный смысл эпитетов)

(Думается о Кремлёвской стене, но красной не из-за кирпичной кладки, а словно кровавой.  Понятно, что у Кремля не расстреливали, но виновники – там.

 В пространстве поэмы  – географическое смещение. События разворачиваются в Ленинграде.

«Ослепшая стена», потому что за ней укрылись те, кто наделён властью, но не хотел видеть творившегося.)

Слайд 19. Какую стилистическую фигуру часто использует Ахматова?

Работа с текстовой подборкой слайда:

     Как из-под век выглядывает страх,

     Как летописи жесткие страницы…

                …И ту, что едва до окна довели,

                    И ту, что родимой не топчет земли,

                    И ту, что красивой тряхнув головой…

            Забыть  громыхание черных марусь,

        Забыть, как постылая хлопнула дверь…

(Анафора)

Словарная работа.

Маруси – черные воронки, машины НКВД, они обычно приезжали по ночам.

Слайд 20. Памятник

Чтение 2-й части «Эпилога».

-Назовите известных поэтов, поднимавших тему Памятника.

(Гораций, Ломоносов, Державин, Пушкин, Некрасов…)

-Своеобразие темы Памятника у Ахматовой?

(Памятник у тюрьмы. Памятник женщине,

 оплакивающей несчастных  заключённых).

Слайд 21. Трагедия матери или трагедия народа?

На слайде – подборка противоречивых высказываний о тематике  «Реквиема»: Б. Зайцева, А. Солженицына, И Бродского.  Задумаемся над  проблемой: это узкая тема личного горя или всенародной беды?  Ученики должны определиться. Найти собственные аргументы. Некоторые из них уже были предложены на 1-ом слайде (формулировка темы, эпиграф, дописанный в 1961 году, думается,- для расширения диапазона. Не обойти вниманием  строки  2-ой части «Эпилога» - «Измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ» и др. аргументы, найденные учениками).

Вывод

Поэма «Реквием» - поэтический памятник гражданскому мужеству поэта, осмелившейся рассказать трагическую правду о времени и о себе.

III.Закрепление

Написать 5-10  предложений о  Родине  Ахматовой «После прочтения «Реквиема».

        (Работа идёт на фоне «Реквиема» Моцарта).

IV. Домашнее задание

Домашнее сочинение по лирике Цветаевой или Ахматовой. Анализ избранного стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока

На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели:  формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...

Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...

Трагедия "Матери и сына - трагедия народа"

Урок литературы в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"...

Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...