Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ahmatova_rekviem.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Алла Юрьевна,
преподаватель литературы
ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина
Г. Москва
Трагедия личности и трагедия народа в поэме
А. А. Ахматовой «Реквием»
И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора
И остров двинулись с мест своих.
Из «Откровения Иоанна Богослова»
Цели:
- развивающие
-учить понимать, формулировать авторскую мысль, оценивать её значимость в контексте времени;
-помочь осмыслять проблемы произведения, спорные оценки другими читателями и критиками авторской идеи, учить высказывать свою точку зрения;
- совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими мотивами, биографией автора, - с тем, что непосредственно связано с произведением;
- формировать умение понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафоры, перекличка заголовков стихов);
-развивать способность воспринимать литературный процесс в культурном пространстве, взаимосвязанный, обогащающий поэтические личности.
- Воспитательные
- способствовать воспитанию патриотизма: чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны, памяти и уважения к прошлому, истории. Воспитание гражданского мужества на примере судьбы и творчества Ахматовой;
-через духовно-эмоциональное восприятие «Реквиема» - к чувствам сострадания, сочувствия.
- Образовательные
- продолжить знакомство учащихся с личностью Ахматовой, своеобразием её «Реквиема»; обратить внимание учеников на приметы времени, показать, как история страны переплавляется в своеобразные ахматовские художественные образы;
- обеспечить представление о страшном периоде массовых репрессий в истории России, трагической судьбе поэта в сталинское время.
Методы обучения – работа по слайдам презентации; беседа по проблемным вопросам; «В творческой лаборатории поэта» - исследовательский анализ отдельных стихотворений «Реквиема»; экскурсы в библейские тексты и к историческим аналогиям, решение проблем.
Тип урока - комбинированный.
Оборудование:
- Моцарт. «Реквием». Лакримоза. Видеоролик. http://моцарт+реквием+лакримоза.
- Авторская презентация урока «Трагедия личности и трагедия народа» в «Реквиеме» А. А. Ахматовой. (см. Приложение 1)
- Тексты «Реквиема».
Ход урока
I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос о судьбе А. А. Ахматовой. Прослушивание 1-2-х стихотворений гражданской тематики.
II. Знакомство с новой темой.
1. Создание эмоционального настроя для восприятия новой темы. Просмотр видео ролика Моцарт. «Реквием». Лакримоза. (1,5 – 2 мин.)
-Значение слова реквием?
Словарная работа
Реквием - католическое богослужение по умершим. Траурное музыкальное произведение.
2. Демонстрируются слайды презентации.
1, 3 и 4 слайды – без комментариев. Информация к сведению.
Слайд 1. Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Слайд 3. Из истории публикации.
Слайд 4. Истории создания.
Дополнительная информация к арестам сына Льва Гумилёва: первый арест - 1935 г. (Ахматова ходила на поклон к Сталину просить за сына); 1938 – приговорён к 5 годам исправительно-трудового лагеря; 1949 году – приговорён к 10 годам заключения.
Слайд 5. Как Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие года запись этих стихов?
Слайд 6. Найти приметы времени: факты, поэтические образы и художественные детали в главе «Вместо предисловия». Чтение «про себя». Учитель договаривает последние 2 предложения.
Историческая справка: Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 38 год. В 1940 году приговорён к смертной казни «за необоснованные репрессии против советского народа».
Искомая информация: «ежовщина», «опознал», «говорили шёпотом», «женщина с голубыми губами», далее по тексту поэмы: «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом» (NB: повторяющийся образ и его детали – в «Эпилоге»: «узнала я, как опадают лица», «улыбка вянет на губах покорных»).
Слайд 7. Перед этим горем гнутся горы.
Чтение «Посвящения».
-Как называется приём, использованный автором в 1 и 2-ой строках?
(Гротескная метафора)
Обратить внимание на эпиграф к уроку – библейское высказывание Иоанна Богослова.
- В «Посвящении» есть заимствованный образ. Найдите и прокомментируйте его.
(Пушкинский образ - «каторжные норы» из послания «В Сибирь».
Словосочетание в тексте взято в кавычки умышленно. Это перекличка поэтов.)
Слайд 8. Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад.
-Как называется этот стилистический приём?
(Оксюморон)
«Вступление»: чтение.
Слайд 9. Какими изобразительными средствами создаёт Ахматова образ города?
Работа с материалом, подобранным на слайде. Повторение поэтических троп (сравнение, метафора, эпитет).
Слайд 10. Звёзды смерти стояли над нами.
-Какие ассоциации возникают в связи образом «звёзды смерти»?
(Политический подтекст поэтического образа.
Кремлёвские звёзды.
Звёзды на погонах НКВД
Символы многострадального государства,
т.е. и не Вифлеемская звезда
и не манящие романтиков звезды)
Слайд 11. Почему лирическая героиня даёт себе приказ: «Не забыть!» ?
Чтение I стихотворения и размышления над вопросом.
(Героиня не только страдалица-мать, но и поэт, обязанная запомнить
всё пережитое, чтобы поведать людям о том, что умалчивалось, скрывалось).
Слайд 12. Временное пространство в поэме.
-Почему героиня вспоминает стрелецких жен?
(Расширяя временное пространство, героиня ищет ответы на трагические
вопросы в истории. Подобное было в России, например, при Петре I,
жестоко подавивший бунт стрельцов.)
Слайд 13. Тихо льется тихий Дон, / Желтый месяц входит в дом…
Чтение II стихотворения.
-Кто она, лирическая героиня поэмы?
(Мать заключённого, поэт, собирательный
образ женщины-страдалицы «тех осатанелых лет»)
-Какую мелодию приобретает этот стих?
(Колыбельная. Естественная материнская потребность:
убаюкать ребёнка, убаюкать боль…)
Чтение III стихотворения.
Слайд 14. Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской весёлой грешнице,
Что случится с жизнью твоей…
Чтение IV главы.
-Каков звуковой фон поэмы?
(Тишина. «Ни звука». «Тихо»…Ощущается парализовавший страну
страх, боязнь произнести слово в защиту невинно осуждённого.)
Слайд 15. Дерзновенные образы-символы
Чтение V главы. Осмысление информации слайда.
Кидалась в ноги палачу…
Скорой гибелью грозит
Огромная звезда…
(И сама поэма, и эти образы – акт
гражданского мужества Ахматовой, обвинительный акт).
Слайд 16. И упало каменное слово…
Чтение главы VII. «Приговор».
-«Надо, чтоб душа окаменела…» Почему?
(Можно оставить слайд без комментария, но обратить внимание на композиционную перекличку заголовков: «Приговор» «К смерти» (создающих дополнительный подтекст.)
Слайд 17. Распятие.
Чтение главы X «Распятие». 1 и 2 строфа.
-С какой целью включен этот эпизод?
(Напоминание об искупительной трагической миссии Христа - смелая параллель:
«высокий крест», святая миссия политических заключенных 30-х годов)
-Почему «туда, где молча Мать стояла, / Так никто взглянуть и не посмел»?
Дополнительная информация:
о страданиях Матери Марии немного сказано и в «Библии»…
(Посмотреть в её сторону не смеют, потому что
-мучительно больно видеть материнское горе,
-мучительно стыдно за себя
- и за других).
Слайд 18. Под красною ослепшею стеной
Чтение «Эпилога». 1 стих.
-Дайте толкование образа «красной ослепшей стены»
(Ассоциативные связи, образный смысл эпитетов)
(Думается о Кремлёвской стене, но красной не из-за кирпичной кладки, а словно кровавой. Понятно, что у Кремля не расстреливали, но виновники – там.
В пространстве поэмы – географическое смещение. События разворачиваются в Ленинграде.
«Ослепшая стена», потому что за ней укрылись те, кто наделён властью, но не хотел видеть творившегося.)
Слайд 19. Какую стилистическую фигуру часто использует Ахматова?
Работа с текстовой подборкой слайда:
Как из-под век выглядывает страх,
Как летописи жесткие страницы…
…И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопнула дверь…
(Анафора)
Словарная работа.
Маруси – черные воронки, машины НКВД, они обычно приезжали по ночам.
Слайд 20. Памятник
Чтение 2-й части «Эпилога».
-Назовите известных поэтов, поднимавших тему Памятника.
(Гораций, Ломоносов, Державин, Пушкин, Некрасов…)
-Своеобразие темы Памятника у Ахматовой?
(Памятник у тюрьмы. Памятник женщине,
оплакивающей несчастных заключённых).
Слайд 21. Трагедия матери или трагедия народа?
На слайде – подборка противоречивых высказываний о тематике «Реквиема»: Б. Зайцева, А. Солженицына, И Бродского. Задумаемся над проблемой: это узкая тема личного горя или всенародной беды? Ученики должны определиться. Найти собственные аргументы. Некоторые из них уже были предложены на 1-ом слайде (формулировка темы, эпиграф, дописанный в 1961 году, думается,- для расширения диапазона. Не обойти вниманием строки 2-ой части «Эпилога» - «Измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ» и др. аргументы, найденные учениками).
Вывод
Поэма «Реквием» - поэтический памятник гражданскому мужеству поэта, осмелившейся рассказать трагическую правду о времени и о себе.
III.Закрепление
Написать 5-10 предложений о Родине Ахматовой «После прочтения «Реквиема».
(Работа идёт на фоне «Реквиема» Моцарта).
IV. Домашнее задание
Домашнее сочинение по лирике Цветаевой или Ахматовой. Анализ избранного стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока
На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели: формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...
Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"
Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...
Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".
Работа по этой презентации поможет совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...
Урок литературы "Трагедия России. Как в творчестве М.А.Шолохова отразилась трагедия народа?" (11 класс)
Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"....
Трагедия "Матери и сына - трагедия народа"
Урок литературы в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"...
Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...