Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Работа по этой презентации поможет совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими мотивами, биографией автора, - с тем, что непосредственно связано с произведением.
На слайдах предусмотрены вопросы и задания, цель которых - формировать умение понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафора, перекличка заголовков стихов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tragediya_lichnosti_i_tragediya_naroda_v_poeme.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила Андреева Алла Юрьевна, преподаватель словесности ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы
Из истории публикации В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». В 1963 году поэма была опубликована за границей. В 1987 году стала известна широкому кругу читателей в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)...
История создания
-Как Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие года запись этих стихов? - А я их не записывала, я пронесла их через два инфаркта в памяти.
Найти приметы времени «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать?»… «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами , которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом ): - А это вы можете описать?»…
Перед этим горем гнутся горы В «Посвящении» есть заимствованный образ. Найдите и прокомментируйте его.
Это было, когда улыбался Только мёртвый, спокойствию рад…
Какими изобразительными средствами создаёт Ахматова образ города? И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград… Сравнение Песню разлуки паровозные пели гудки… Безвинная корчилась Русь Эпитеты Метафоры ( Олицетворение) Под кровавыми сапогами… Под шинами чёрных марусь …
Звёзды смерти стояли над нами… Какие ассоциации возникают в связи образом «звёзды смерти»?
Почему лирическая героиня даёт себе приказ: «Не забыть!» ?
Временное пространство в поэме Почему героиня вспоминает стрелецких жен?
Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом… Кто она, лирическая героиня поэмы ? Какую мелодию приобретает этот стих?
Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской весёлой грешнице, Что случится с жизнью твоей…
Дерзновенные образы-символы Кидалась в ноги палачу… Скорой гибелью грозит Огромная звезда…
И упало каменное слово… Надо, чтоб душа окаменела… Почему?
Распятие С какой целью включен этот эпизод? Почему «туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел»?
Под красною ослепшею стеной Дайте толкование образа «красной ослепшей стены» (Ассоциативные связи, образный смысл эпитетов)
Какую стилистическую фигуру часто использует Ахматова? Как из-под век выглядывает страх, Как летописи жесткие страницы… …И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой… Забыть громыхание черных марусь , Забыть, как постылая хлопнула дверь… Анафора
Памятник Своеобразие темы памятника у Ахматовой Назовите известных поэтов, поднимавших тему памятника
Трагедия матери или трагедия народа? «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия» (И.Бродский) « Реквием»- воистину «томов премногих «тяжелей»… Останется навсегда безмолвный приговор зверству. (Б.Зайцев) «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына». (А.Солженицын )
В презентации использованы отдельные слайды или картинки из презентаций учителей, иллюстрации учениц к «Реквиему»: 1. Литвинова Т.И. Из опыта работы учителя рус. яз. И лит. ГОУ СОШ № 388 СВАО г. Москва. «Я была тогда с моим народом». Поэма А. Ахматовой «Реквием» : http//900 igr.net/ prezentatsii / literatura / Urok-Rekniem-Akhmatona / 2. Валеева Н.А., учитель рус. яз. и лит. МОУ « Пивкинская СОШ. «Трагическое звучание поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» : http/images.yandex.ru/ yandsearch ? p/ 3. Хлебушкина К., ученица ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москва. Иллюстрация к «Реквиему» А. Ахматовой 4. Есюткина А., ученица ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москва. Иллюстрация к «Реквиему» А. Ахматовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"
Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...
Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".
Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...
Урок литературы "Трагедия России. Как в творчестве М.А.Шолохова отразилась трагедия народа?" (11 класс)
Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"....
Трагедия "Матери и сына - трагедия народа"
Урок литературы в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"...
Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...
Презентация на тему: «Кавказская война – величайшая трагедия адыгского народа»
Там за добро – добро, и кровь – за кровьИ ненависть безмерна, как любовь&helli...