Профилактика национализма и экстремизма на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе (9 класс) на тему

Иванова Елена Николаевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы современности: экстримизм и национализм, ведётся поиск истоков этих страшных явлений,также предлагаются возможные пути решения прблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstremizm.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Экстремизм – приверженность к крайним взглядам» (Словарь иностранных слов)

Это поведение, основанное на убеждениях человека. Каковы истоки экстремизма? Кто становится  экстремистом? Экстремисты – это сильные или слабые люди? Что скрывается под маской экстремиста?

«Как , по-вашему, защитить себя и общество от экстремистов? Как сделать, чтобы их стало меньше?» Все эти вопросы предлагаются учащимся 9-ого класса при изучении повести Бориса Савинкова (В. Ропшина ) «Конь бледный».

Автор повести – знаменитый террорист  Борис Викторович Савинков, один из руководителей партии эсеров, в частности, ее Боевой организации, жертвой которой пали столь высокопоставленные особы, как Плеве П.А. и Великий князь Сергей Александрович. Савинков был организатором и других террористических актов.

«Конь бледный» - это не мемуары террориста, а настоящее художественное произведение, раскрывающее психику, чувства и стремления террористов.

В современном мире, в котором процветает террор, чуть не ежедневно взрываются бомбы, познание внутреннего мира террориста, в частности, побудительных причин, которые управляют его поступками, очень полезно! Конечно, русский дореволюционный террор протекал в иных исторических  условиях, но мы знаем, что подчас «история повторяется…»

Исследуя текст , мы приходим к выводу, что персонажи  повести – члены террористической организации, считают убийство средством достижения Высшей цели. Это люди разного социального статуса, разных профессий, разных взглядов –рабочий, студент, верующий… Кто-то встал на этот путь просто от неумения делать что-то другое, кто-то оправдывает свои деяния защитой веры, кто-то борется за свободу, кто-то против власти.

Наблюдая за героями, мы выделяем высказывания центрального персонажа – Жоржа:

«Я не хочу быть рабом. Я не хочу, чтобы мы были рабы.»

«Я привык к нелегальной жизни. Привык к одиночеству… У меня нет родины, нет имени, нет семьи».

«Мне все это чужое». (о Пасхе, о колокольном звоне)

«Да плевать на весь мир»

«Я один…я сам себе покровитель»

«Нету грани, нету различия. Почему для идеи убить – хорошо, для отечества – нужно, а для себя – невозможно»?

«Вся моя жизнь борьба. Я не могу не бороться. Но во имя чего я борюсь? –не знаю. Я так хочу».

Анализируя реплики центрального персонажа, дети понимают, что у этого человека нет твердых убеждений, принципов, налицо его эгоизм, эгоцентризм и полная внутренняя пустота. Люди такого типа не умеют жить, они не способны ни на что другое, кроме убийства, только так они чувствуют жизнь. Но ведь такая жизненная позиция неизменно ведет к саморазрушению и самоуничтожению.

Конь бледный – образ Апокалипсиса, Откровения Иоанна Богослова, последней главы Библии. Он воплощает стихию смерти, разрушения. Это Апофеоз Смерти…

Конь бледный – это конечная остановка на пути саморазрушения, по которому идут герои произведения. Поразмышляем над вопросами: почему этих разных по возрасту, социальному положению,  психотипу людей сблизил террор, политика  устрашения, подавления политических противников насильственными мерами?

Все герои повести – люди восприимчивые, душевно развитые, но не нашедшие, как им кажется, достойного места в жизни.

Но это могут быть и неудачники, неудовлетворенные жизнью люди, в конце концов выбравшие месть. Это могут быть люди, склонные к умозрительным решениям, мечтательные, желающие исправить несправедливую жизнь. Их может привлечь ореол героической праведности.К террору могут быть склонны  люди циничные, не верящие ни во что, желающие во что бы то ни стало утвердить себя.

В ходе совместных размышлений мы приходим к выводу,что террористы ЛОЖНО полагают, что борьба со злом впрямую связана с устранением носителя зла.Это люди, в которых угасает любовь, любовь к ближнему. Ее заменяет игра между жизнью и смертью. Эти люди одержимы стихией разрушения.

НА КОНЕ БЛЕДНОМ ВОССЕДАЕТ СМЕРТЬ.

Заканчивается разговор озвучиванием вопросов для домашнего осмысления: «Что же можно противопоставить и что должно противостоять подобным взглядам?»

Предлагаем поразмышлять над проблемами и найти для себя ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...