Один из способов формирования культурологической компетенции обучающихся
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Абакумова Наталья Святославовна

В данной статье представлены этапы работы над составлением толкового культурологического словаря школьников к классическим литературным произведениям и пример из толкового словаря к произведениям Н.В.Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abakumova_statya.docx184.65 КБ

Предварительный просмотр:

Абакумова Н.С.

Один из способов  формирования культурологической компетенции обучающихся

МБОУ «Лицей №3»  г.Братск  Иркутская область

            Аннотация:          В данной статье представлены этапы работы над составлением толкового культурологического словаря школьников к классическим литературным произведениям и пример из толкового словаря к произведениям Н.В.Гоголя.

          Ключевые слова: культурологический словарь, словарная работа на уроке, лексический запас.

             С пятого класса на уроках литературы обучающиеся подробно знакомятся с творчеством писателей 19 века. Для многих произведения авторов этого периода являются сложными даже не для анализа, а просто для прочтения и понимания. С чем это связано? Ответ на этот вопрос прост: современные подростки просто не понимают значения многих слов, которые встречаются в произведениях писателей-классиков. Тогда я решила помочь своим ученикам с решением этой проблемы. Так родилась идея  совместной работы: создание толковых культурологических словарей к изучаемым произведениям. Словарь – способ сохранения национально - исторических традиций своей культуры и охраны этнического менталитета, воплощенного в языке. Данная работа проводится совместно с учителем в 5-9 классах и индивидуально в старших классах.

          В данной статье представлены этапы работы над составлением толкового словаря и пример из толкового словаря к произведениям Н.В.Гоголя.

        Составление культурологического словаря – реализация деятельностного подхода и формирование культурологической компетенции, что соответствует новому ФГОС. 

      При составлении толкового культурологического словаря решаются следующие задачи:

 - через создание словаря исследовать культурные знаки русской литературы;

- сформировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи культурологического словаря;

 - формировать культурологическую компетентность;

- ставить проблему и находить пути ее решения;

- ориентироваться в информационном и культурном пространстве;

- формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей;

 - воспитывать толерантность, умение работать в группе;

- бережное отношение к традициям русского народа, его культуре.

     Технология составления толкового культурологического словаря 

Этапы работы:

1. Этап ориентировки: выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, определяются методы работы.

2. Этап планирования: подбираются тексты для культурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря.

3. Этап реализации: - анализ подобранного текста и создание к нему культурологического словаря.

    Алгоритм работы со словом:

 1. Лексическое значение слова ( "Словарь русского языка" С. И. Ожегова и "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля.)

2. Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. "Этимологический словарь русского языка").

3. Синонимические связи (З. Е.Александрова "Словарь синонимов русского языка").

4. Антонимические связи ( М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка»)

 5. Фразеологизмы, пословицы, поговорки (В. П. Жуков, А. В. Жуков "Школьный фразеологический словарь русского языка"). 6. Ассоциации. (Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры). 

      Рисунок 1. Выдержки из Толкового словаря к сборнику Н.В.Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки», составленного обучающимися 6 класса.

Одежда, обувь, аксессуары

Ону́ча— длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской крестьянской одежды.

https://otvet.imgsmail.ru/download/749bf4d654d3bf94eaa6f10fd50af2fb_i-7451.gif

.https://cdn.vseinet.ru/products/1052/1052169/1_280.jpg

Люлька — трубка для курения

           Деятельность по составлению словарей, выполнение других творческих заданий повысили интерес к русскому языку и литературе как учебному предмету, научила многих ребят правильно пользоваться справочной литературой, в частности, толковыми, этимологическими, словообразовательными словарями, значительно обогатился словарный запас школьников, расширился активный словарь, повысился уровень их речевого развитии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"

Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...

«Формирование культурологической компетенции на уроках литературы через интеграцию с искусством, историей, географией»

Обобщение опыта содержит детальную характеристику интегрированного урока литературы, демонстрирует технологию интеграции литературы с искусством, историей, географией....

Экологическое образование как основа формирования культурологической компетенции учащихся

« Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение челове...

Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся

Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио....

Понятие и смыслы культурологической компетенции

В статье говорится о том, что школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Часть...

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ, САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Мутыгулина Оксана Валерьевна, Суслова Елена Александровна

В данной статье на примере  урока  "Один день Ивана Денисовича ... и всей страны"  ( по повести А.И.Солженицына) интеграция рассматривается как способ формирования информацион...