ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ, САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Мутыгулина Оксана Валерьевна, Суслова Елена Александровна
статья по теме
В данной статье на примере урока "Один день Ивана Денисовича ... и всей страны" ( по повести А.И.Солженицына) интеграция рассматривается как способ формирования информационной, культурологической, самостроительной компетенции обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mutygulina_suslova.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ, САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мутыгулина Оксана Валерьевна
Суслова Елена Александровна
Представлен опыт работы по формированию информационной, культурологической, самостроительной компетенций обучающихся на интегрированных уроках истории и литературы. Анализируются возможности использования художественного текста для изучения исторических событий, характеризуются способы развития эмоционального интеллекта, предлагаются разные способы организации деятельности обучающихся по развитию вышеперечисленных компетенций.
Ключевые слова: интеграция, компетенции, эмоциональный интеллект, метапредметная образовательная среда, исследовательская деятельность, тоталитаризм, познание, цитаты, эпиграф.
Современное общество характеризуется стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями производства, ему присущи изменчивость, динамизм и невероятная мобильность. Мы видим, как размываются границы, подвергается сомнению то, что еще совсем недавно не вызывало сомнений. Современное общество становится полиэтническим, многоязычным, поликультурным, пространство – многомерным. Привычные понятия приобретают новый смысл: еще совсем недавно, называя человека грамотным, мы в первую очередь имели в виду грамотность лингвистическую. Сегодня грамотность может быть финансовой, правовой, компьютерной, потребительской и др.
Этим и объясняется необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что в свою очередь, поэтому и предъявляются принципиально новые требования к системе образования. Соответственно формируется новый социальный заказ: образование должно быть таким, которое будет способствовать успешной интеграции обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного образовательного пространства. Чтобы быть конкурентоспособным, современный человек должен владеть множеством универсальных компетенций. Данному требованию способствуют интегрированные уроки литературы и истории. На примере одного из них мы хотим показать, как работаем над формированием информационной, культурологической, самостроительной компетенций. К столетию А.И. Солженицына мы разработали и провели урок по его произведению «Один день Ивана Денисовича».
Работу на интегрированных уроках всегда начинаем с организации метапредметной образовательной среды.
Метапредметная образовательная среда – специально организованная среда обучения и воспитания, которая осознаётся ребёнком как значимая (поворотная) в его образовании и развитии. В этой среде учащийся обретает новые знания, развивает способности, формирует компетентности, собственную субъективность, вынужден менять стереотипы действий. При этом он является активным участником происходящего, глубоко его переживает и оценивает как значимое в своей жизни.
Условия проектирования метапредметной среды:
Место проведения (оно должно отличаться от традиционного) или должно быть оформлено таким образом, чтобы создавалось впечатление чего-то нового. (Создание метаобразовательной среды на данном уроке: в одной части кабинета - атмосфера, передающая Сталинскую эпоху: на чёрных шторах плакаты, лозунг « Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь», портрет Сталина, в другой- фотографии концлагерей, лиц заключённых, обелиска в г.Свияжске, посвящённого памяти жертв политических репрессий)
Время проведения ( оно условно, может варьироваться в зависимости от ситуации «проживания» события)
Новый взрослый (специалист, имеющий отношение к теме)
Ситуация разрыва ( ситуация, в которой ребёнок понимает, что того жизненного опыта, которым он обладает, не хватает)
Новое содержание ( предметное и метапредметное): история, обществознание
-развитие мышления, памяти
-монологической и диалогической речи
- информационной, лингвокультурологической компетенций обучающихся
- развитие умения выразительного чтения
- освоение методик работы с текстом
Рефлексия ( определение успехов и дефицитов, то есть соответствий и разрывов между идеальным и реальным), обучающиеся самостоятельно оценивают собственные знания, то, что приобретено в ходе подготовки, осознают, какие сведения и темы необходимо еще изучить.
На интегрированных уроках важна эмоциональная составляющая, она, безусловно, способствует развитию эмоционального интеллекта. Среди множества смыслов, вкладываемых современными психологами в это понятие, можно выделить наиболее важные аспекты: 1. Способность осознавать собственные эмоции и контролировать их, 2.Умение поставить себя на место собеседника, понять его чувства.
3.Способность видеть положительные качества и потенциал другого человека, уважать его личность 4.Использование этих способностей в непосредственном общении
Также для совершенствования эмоционального интеллекта необходимо развитие эмоционального мышления. Эмоциональное мышление — это процесс, содержанием которого является потребность выражения эмоций, связанных с квалификационной деятельностью человека. Все, что представляет для нас интерес, вызывает эмоции.
Поэтому важно создать такую атмосферу, чтобы учащиеся смогли не только услышать, увидеть, но и примерить ситуацию на себя.
В начале урока звучит песня «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача, которая постепенно стихает, звучат строки из поэмы А.Ахматовой «Реквием» ( читаются шёпотом, монолог переходит в многоголосье, и снова звучит песня, заглушая хор голосов, на проекторе - фрагмент из художественного фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем», когда солнце закрывает поднимающийся в небо портрет И.Сталина).
Далее начинается работа с цитатами, написанными на доске:
« ... Я тогда была с моим народом, /там, где мой народ, к несчастью, был.../»
А. А. Ахматова
« Широка страна моя родная,/ Много в ней лесов, полей и рек./
Я другой страны такой не знаю,/Где так вольно дышит человек...»
В. Лебедев-Кумач
Учащимся предлагается подумать, каким образом связаны две цитаты, вынесенные на доску, с произведением А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
Предлагается данные цитаты записать в качестве эпиграфов к нашему уроку.
Следующий этап – планирование деятельности на уроке, как правило, это формулировка вопросов, которые возникают после прочтения произведения. Постановка вопросов – это процесс инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. Кроме того, умение задавать вопросы способствует развитию критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, что является целью обучения в школе в условиях ФГОС. Поскольку неопределенность и неизвестность - это характерная черта современного общества, то развитие умения задавать вопросы является очень актуальным, и, соответственно, обязательным этапом работы. Роль учителя на данном этапе работы заключается в том, чтобы подвести обучающихся к нужным вопросам.
На основании данных вопросов учитель выстраивает план урока, вопросы обучающихся записываются на доске.
Перечень примерных вопросов:
- Как люди могли жить и выживать в тоталитарном государстве?
- Возможно ли было что-либо изменить в данной системе?
- Каким образом в этих условиях человек мог остаться Человеком?
- Почему писатель обратился к образу И.Д. Шухова?
- Что общего между автором и главным героем произведения?
- Определите социальный состав людей, находящихся в лагере, и причины, по которым они там оказались.
- Есть ли существенные различия между заключенными и теми, кто находится на свободе?
Обучающиеся, последовательно отвечая на вопросы, приходят к пониманию, насколько сложной была жизнь «маленького человека» в СССР в 30-х – начале 50-х годов.
Одним из этапов работы с художественным текстом является сопоставление образов главного героя и автора произведения. Группа литераторов представляет биографическую справку о Солженицыне. Учащиеся сравнивают отдельные фрагменты биографии Солженицына и Шухова, отвечают на поставленные вопросы. Работа с биографическими данными реального человека и с образом героя из художественного текста предполагает развитие умения находить нужную информацию, сопоставлять, отбирать необходимый текст. Примерные ответы обучающихся: и тот, и другой – крестьяне по происхождению, оба воевали, оба прошли советские лагеря: Шухов осуждён за измену Родине « А было вот так: в феврале 1942 года на Северо-Западном окружили их армию всю...И так помалу немцы по лесам их ловили и брали...Шухов в плену побыл пару дней». Впоследствии его обвинили в измене Родине : выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание- ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили: просто -задание.» Солженицын - за переписку.
Далее продолжается работа с текстом художественного произведения. Учитель предлагает обучающимся определить социальный состав людей, находящихся в лагере, и причины, по которым они там оказались. Группа социологов заранее подобрала цитаты для ответа на данный вопрос.
Задание для класса: проанализировать данные фрагменты текста и разработать свой вариант социологической карты : какие пункты возможны для составления социологического портрета заключённых.
Разделы таблицы: 1) имя героя, 2) социальный статус, 3) причины ареста, 4) фрагмент текста.
Обучающиеся приходят к выводу, что в лагере находятся и художники, и студенты, и киносценаристы, и баптисты, и крестьяне, и военные – представители всех социальных групп, которые были в СССР.
С одной стороны, учащиеся работают с художественным текстом, но по сути мы учим выделять статистические данные, отбирать только нужную информацию, оптимизировать, формулировать чётко и кратко, фактически проводят небольшое социологическое исследование. Кроме того, мы выходим на повторение одной из сложных тем курса «Обществознания» - «Познание» и выделяем отличия между научным и художественным познанием. Внимание обучающихся акцентируется на том, что способ предъявления обществу новых знаний может быть разным, писатель использует для этого слово, художник - цвет, музыкант – звук. Ученый стремится к объективности, писатель наполняет факты эмоциями, переживаниями, размышлениями.
С помощью художественного текста мы развиваем эмоциональную составляющую, но при этом мы выходим на историческое исследование.
Работа над художественным текстом на уроках требует нового методологического подхода, учитывающего, что в авторском слове всегда взаимодействуют, с одной стороны, личностный смысл и социально обусловленное психологическое значение, с другой, – индивидуальный и социальный языковой опыт.
Художественные тексты позволяют взглянуть на язык с точки зрения отражения в нём культурных ценностей народа. Более того, работу по анализу текста можно рассматривать как один из способов познания мира, национальной культуры. Трудности, связанные с выработкой определённой методики работы с художественным текстом, являются объективными и объясняются многоаспектной природой этого сложного (лингвистического, психологического, социального, культурологического) феномена.
Тематика и проблематика художественного текста, идеи, выражаемые его автором, могут глубоко затронуть сознание и душу учащихся, вызвать у них познавательные побуждения и эмоциональные порывы, желание задуматься над прочитанным и выразить свою точку зрения о нём, чтобы поделиться ею с другими и сравнить свои суждения с их мнениями.
Тексты из художественной литературы своей эмоциональной окрашенностью делают учащихся как бы свидетелями описываемых событий, связанных с историей или традициями страны, знакомят со специфической стороной языка и культуры , являясь наиболее значимым средством усвоения получаемой информации.
Анализируя отдельные эпизоды, учащиеся приходят к выводу, что Солженицын не прибегает к каким-либо сложным литературным приёмам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. Рассказ написан языком простого лагерного заключённого, даётся характеристика лексики арго.
В конце урока класс разбирает вопросы: зачем автор показывает читателям такое разнообразие человеческих судеб? Что объединяет этих героев? И приходит к выводу, что фактически представлен социальный портрет страны, в лагере могут находиться люди разных социальных слоёв: от крестьян до военачальников – никто ни от чего не застрахован. Многие обвинения надуманы, люди оказывались в местах заключения за то, что не совершали).
Учитель: Задание для класса: прослушав информацию, составьте онлайнкарту, указав наиболее крупные концлагеря на территории Советского Союза. Определите масштабы репрессий.
Д.З: 1.Составить экскурсию по лагерю, в котором находился И.Д.Шухов
2. Подберите цитаты из произведений, песен, иллюстрирующих официальную и неофициальную жизнь советских людей, сделайте выводы.
3. Напишите эссе на тему « Сталинская эпоха глазами неочевидцев».
Планируемые результаты:
Личностные: подвести обучающихся к осмыслению трагической судьбы личности в тоталитарном государстве, формирование осознанного патриотизма ( любви к родине, основанной на понимании исторического прошлого своей страны и принятия его, стремления не повторить ошибок прошлого)
Предметные: обучащиеся познакомятся с биографией А.И.Солженицына, научатся соотносить конкретный художественный текст с историческим временем, продемонстрируют умение анализировать художественное произведение, понимать авторскую позицию
Метапредметные: обучающиеся продемонстрируют умение аргументировать свою позицию, выстраивать монологические ответы, преобразовывать сплошной текст в несплошной, разрабатывать критериальную модель оценивания ответов, демонстрируют умение производить самооценку и оценку ответов.
Сведения об авторах:
Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ ПГО «СОШ – Лицей №4 «Интеллект»
Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ ПГО «СОШ – Лицей №4 «Интеллект»
Использованная литература:
1. Старченко Г. Н. Художественный текст как лингводидактический объект [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 86-88. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2621/ (дата обращения: 14.05.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интеграция как средство формирования ключевых и предметных компетенций на уроках словесности"
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим дет...
«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика....
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Химия» как способ формирования общих и общеучебных компетенций и повышения эффективности преподавания дисциплины.
Предложены виды самостоятельных работ для студентов по дисциплине "Химия" и обоснован выбор именно этих видов работ....
интеграция как способ формирования метапредметных связей
метапредметные связи на уроках физики...
Интегрированный урок литературы, французского и английского языков «Межпредметная интеграция как способ формирования компетентных качеств учащихся»
Учащиеся гуманитарного класса помимо русского языка изучают английский и французский языки, возникла идея проведения интегрированного урока....
Обобщение опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года - 2015" по теме "Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы"
Представление и описание опыта, презентация....
Интеграция как способ формирования гармонически развитой личности
Статья из сборника научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции "НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ", 2015г....