Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Казань литературная. Улица Маяковского»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
«Казань литературная. Улица Маяковского»
Цели: углубление знаний о жизни и творчестве В.Маяковского; развитие творческих способностей; воспитание любви к родному краю, интереса к личности поэта и его творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._meropriyatie_ulitsa_mayakovskogo.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие
КАЗАНЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ
«Улица Маяковского»
Составила:
учитель русского
языка и литературы
Харитонова Н.С.
«Казань литературная. Улица Маяковского»
Цели: углубление знаний о жизни и творчестве В.Маяковского; развитие творческих способностей; воспитание любви к родному краю, интереса к личности поэта и его творчеству.
Учитель:
Улицы Казани… Их много. Они протянулись по берегам Волги и Казанки почти на тысячу километров.
О многом могут поведать улицы. Пройдитесь по ним, присмотритесь! И каждая из них – будь то современный проспект или тихая, маленькая улочка – имеет свое имя, свою историю…
1 ведущий:
О Казань, лучезарная наша столица!
Сколько светлых имен в твоем сердце хранится!
…Пушкин здесь проезжал по следам Пугачева,
Лобачевского горд и город Толстого!
Город Горького – здесь пролетал буревестник!
Здесь Тукай запевал свои славные песни!
Маяковский шагал тут, товарищ наш старший,
По-татарски твердя строки «Левого марша».
Здесь Такташ вдохновенные строки вынашивал.
Здесь родились певучие марши Сайдашева.
Учитель:
Улица Маяковского – бывшая Горшечная – названа в честь Владимира Владимировича Маяковского – советского поэта, посетившего Казань трижды.
2 ведущий:
В 1914 году Маяковский вместе с поэтами Давидом Бурлюком и Василием Каменским ездит по России. В феврале они приезжают в Казань (ведущий указкой показывает по карте маршрут Владимира Маяковского по России и город Казань). 20 февраля они выступили в переполненном колонном зале Дворянского собрания (ныне Дом офицеров на площади Свободы). Об этой встрече Каменский вспоминает:
Мальчик (Каменский):
В огромной зале Дворянского собрания собрались казанские студенты, запрудившие проходы и окна, так нас горячо приветствовали, что полицмейстер 6 раз прерывал наше выступление. Желтая кофта Маяковского не внушала никакого доверия полиции.
3 ведущий:
Молодежь Казани по достоинству оценила талант Маяковского, восторженно приветствовала его, в то время как чиновничья, буржуазная Казань покинула зал собрания. Она не могла слушать обвинения в свой адрес.
Маяковский:
На шее
Кучей
Гучковы,
Черти,
Мать их за ноги!
Министры,
Родзянки…
4 ведущий:
В свой первый приезд в Казань Владимир Маяковский встречался с членами студенческого литературного кружка в доме Барановых на Академической улице. На этой встрече поэт сказал:
Маяковский:
«Наше дело прежде всего разбить спячку и благодушие, крепкую спячку приходится нарушать крепким воздействием, заснувшему пьяному трут уши. Нечто подобное проделываем мы в своих выступлениях».
1 ведущий:
Вторично поэт посетил Казань зимой 1927 г. и выступил в здании тогдашнего Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала. Он с великим трудом пробился в зал сквозь огромную толпу казанской студенческой молодежи.
2 ведущий:
Из воспоминаний современников поэта:
(Инсценирование)
1 ученик:
Маяковский сам входил в нашу жизнь – уж такова была сила его огромного таланта.
2 ученик:
Мы читали его стихи в классе после окончания уроков (звучит небольшое стихотворение поэта).
3 ученик:
Наш учитель русского языка и литературы, тонкий знаток и страстный любитель поэзии, приносил нам новые произведения Владимира Маяковского, как только они появлялись в печати.
4 ученик:
Нам очень нравилось, как он пишет, свежие слова и острые рифмы запоминались сразу (звучит отрывок из сатирического стихотворения поэта).
5 ученик:
Вот бы послушать его самого!
6 ученик:
Увидеть Маяковского, услышать его голос стало нашей заветной мечтой.
1 ученик:
Каждый из нас откладывал в копилку сколько мог, чтобы потом купить билет «на Маяковского».
2 ученик:
Ежедневно мы бегали на центральные улицы города проверять, нет ли афиш, извещающих о приезде любимого поэта.
3 ученик:
Однажды я вбежал в класс с радостным криком:
- Приехал! Маяковский приехал!
4 ученик:
На следующий день, зажав в кулаке входные билеты, мы отправились в театр на вечер Маяковского.
5 ученик:
В зале не было уже ни одного свободного места, вся галерка забита студентами, школьниками, и каждый старается протиснуться вперед, чтобы лучше было видно и слышно.
6 ученик:
Маяковский вышел на сцену. Мы все стояли, не шевелясь, боясь проронить хоть одно слово.
Маяковский:
Мой стих трудом
Громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима.
1-6 ученики:
Браво! Бис! (Аплодисменты)
3 ведущий:
Довольный тем, что казанцы тепло его приняли, Маяковский, уезжая в Пензу, пообещал:
Маяковский:
Обязательно еще раз приеду сюда.
4 ведущий:
На следующий год Владимир Владимирович сдержал свое слово и снова приехал в Казань.
1 ведущий:
Это было зимой 1928 г. Поэт прибыл в Казань на поезде. Остановился вновь в «Казанском подворье». Поэму «Левый марш» по-татарски ему прочитал Адель Кутуй (звучит отрывок из поэмы на татарском языке).
2 ведущий:
23 января Маяковский выступил в кинотеатре «Колос». Театр был переполнен. Поэт сделал доклад о литературе и прочитал поэму «Хорошо».
3 ведущий:
Утром 24 января выступил в университете, затем отправился на вокзал к свердловскому поезду.
4 ведущий:
Казанские впечатления нашли отражение в стихотворениях: «По городам Союза», «Три тысячи и три сестры», «Казань», очерке «Рожденные столицы» (звучит стихотворение «Казань»).
1 ведущий:
Поэзия Маяковского оказала большое влияние на Хади Такташа, Хасана Туфана, Аделя Кутуя, Мусу Джалиля, Ахмета Исхака.
2 ведущий:
Даже кратковременное пребывание Маяковского в Казани позволило заметить его зоркому глазу мощь преобразований, и он посвятил Казани крылатые строчки:
Маяковский:
Сказанием
Встает Казань,
Столица
Красной Татарии.
3 ведущий:
Здания города, в которых был и выступал Владимир Маяковский, отмечены мемориальными досками. Имя его носит улица Вахитовского района города Казани.
4 ведущий:
О Казань, лучезарная наша столица!
Посчастливилось здесь мне бывать и родиться!
И склоняю я голову в чувстве святом
Перед каждым твоим дорогим уголком!
Звучит стихотворение собственного сочинения:
Колючие фразы и меткий язык!
Кумир молодежи, студентов кумир!
Кто мог притянуть так к себе молодежь?
И стать фаворитом, любимцем для всех?
Лишь он, Маяковский, раскрыл нам глаза
И дал нам понять, что так больше нельзя.
Долой бюрократов, помещиков всех!
Ведь должен же вновь улыбнуться успех.
Всем тем, кто работал, кто жил для земли.
Чиновникам – вон, вон «царям» из страны!
«Тот царь, кто работал!»- твердил он друзьям.
Лишь он, Маяковский, раскрыл всем глаза.
(Ибатуллина Динара)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по литературе по творчеству В.В. Маяковского
разработка внеклассного мероприятия по литературе для страших классов по творчеству В.В. Маяковского....
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»
Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"
Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...
Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"
Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...
Методическая разработка мероприятия по литературе "Конкурс знатоков поэзии"
Интересное соревнование между командами 9-11 классов на знание поэзии. Ученики показывают знание изучаемых в школе произведений и самостоятельно прочитанных стихов. Много читают наизусть, показывают а...
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни «Женщины-поэты ХХ века», 9-11 кл.
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов «Женщины-поэты ХХ века»Ты — женщина, ты &m...