Урок обучения начальным навыкам исследовательской проектной деятельности на примере комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" .
план-конспект урока по литературе (8, 9 класс) на тему
Тема «Творчество А.И. Грибоедова» -1 урок.
Материал содержит технологическую карту проведения урока – обучения навыкам исследовательской проектной деятельности на примере темы «А.С.Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума» и его творец» в 9 классе.
Цель урока: дать представление о личности А.И.Грибоедова и его трагической судьбе; развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя; проследить историю создания «Горя от ума».Познакомиться с основными понятиями метода исследовательского проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griboedov_ur._1.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I Тема «Творчество А.И. Грибоедова» (8 ч.) -1 урок.
II. Технологическая карта проведения урока – обучения исследовательской проектной деятельности (этап организации исследовательской деятельности учащихся) при изучении темы «А.С.Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума» и его творец» в 9 классе.
III Цель урока: дать представление о личности А.И.Грибоедова и его трагической судьбе; развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя; проследить историю создания «Горя от ума».Познакомиться с основными понятиями метода исследовательского проекта.
IV Оборудование: компьютерная презентация, включающая портреты Грибоедова работ И.Крамского и В.Машкова и запись двух вальсов А.И.Грибоедова; слайды «Как организовать исследовательский проект)[1]
V Домашнее задание к уроку:
1.Прочитать комедию Грибоедова;
2.Объяснить при помощи словаря понятия: проект, гипотеза, проблема, исследование.
3.Индивидуальные задания: рассказ о внешности и чертах характера писателя; отзывы современников о комедии.
Ход урока.
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Копия записи в тетради (или выданная таблица) | Наглядность для промежуточных выводов (слайд) | Промежуточные выводы | Время. |
Организационный 1.Постановка целей и задач урока (тема закрыта) |
Определение цели и задач деятельности: На одном из уроков мы знакомились с методом проекта. Мы с вами создавали проект творческий. Сегодня у нас две важные задачи: первая- знакомство с биографией великого человека и его произведением, вторая задача – узнать, как создать исследовательский проект. То, что мы сегодня будем делать ,и будет нашим маленьким исследовательским проектом. В центре такого проекта всегда стоит проблема, которую необходимо разрешить. Наиболее главный этап - научиться задавать проблемные и так называемые основополагающие вопросы. Удивительная биография и творчество, автора, с которым мы познакомимся сегодня, позволяют нам это сделать | Восприятие темы урока, осмысление цели и задач деятельности: Провести мини-исследование. Собрать необходимую информацию о человеке, изображённом на портрете. Ответить на вопрос: «Кто изображён на портрете?» | Тема: Жизнь и творчество… Этапы проведения проекта 1.Выявление проблемы исследования; 2.Постановка цели и задач. | Постановка цели и задач. 1.Знакомство с биографией великого человека и его произведением. 2. Узнать, как создается исследовательский проект. | В центре исследовательского проекта всегда стоит проблема, которую необходимо разрешить. Нам необходимо решить, кто человек, изображённый на портрете. | 1 мин. |
2. А)Вступительное слово учителя Б) Аналитическая беседа (Определение предмета исследования, постановка задач и главного вопроса исследования) | Рассказ учителя с : А)демонстрацией портретов Грибоедова; Б)чтением отрывка и «Путешествия в Азрум» А.С.Пушкина В)прослушиванием вальса Грибоедова Задание перед слушанием: - Все, что мы сейчас увидим и услышим, касается одного и того же человека. Нам нужно узнать, кто этот человек (объект исследования) и чем он нам интересен (предмет исследования). Помощь в определении объекта, предмета исследования, постановке задач и главного вопроса исследования -Проанализируйте определения понятий (слайд) Определите предмет и объект нашего исследования.
-На какой вопрос мы должны будем ответить? | Слушание рассказа, аналитическая деятельность. Определение объекта исследования: Жизнь и творчество……… Определение предмета исследования: Факты из жизни …….., примеры из художественных текстов, воспоминаний современников, содержащих информацию о его личности Учащиеся формулируют вопрос | Определение объекта и предмета исследования; Формулировка главного вопроса | Портреты Грибоедова, отрывок из произведения А.С.Пушкина Объект исследования… Предмет исследования… Определение объекта и предмета исследования. Постановка проблемы 1. Кто человек, изображенный на портрете(объект исследования) 2. Чем нам интересен этот человек(предмет исследования)? ( на доске) | 4 мин. 2 мин. | |
3. Актуализация знаний: Аналитическая беседа А) Определение способов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез Б) Формулирование основной гипотезы. В)Формулирование проблемного вопроса 4. Сообщение учителя и сообщения учащихся о Грибоедове. 5. Актуализация знаний: аналитическая беседа (Формулирование тем исследований и основных вопросов, освещаемых в докладах) . 6. Эвристическая беседа о творчестве Грибоедова с опорой на прослушанные сообщения. (Презентация, слайд ) | Осуществление помощи в формулировке гипотез и поиске путей их проверки -Вы можете определить, кто он? -Какие можно выдвинуть предположения, гипотезы? Значит, нам нужно провести небольшое исследование, чтобы проверить наши гипотезы. -Давайте наметим пути исследования. -Как на уроке подтвердить гипотезы? -Какую проблему нам нужно решить? -Значит, объект нашего исследования человек, личность. Какие вопросы мы будем задавать сами себе? -Я отвечу, что это мужчина. Наша проблема решена? -Чтобы получить информацию, нужно заложить эту информацию в вопросе -А теперь попробуем соединить ваши гипотезы в одном вопросе. Работа с понятием «Проблемный вопрос» Помощь в формулировании вопроса -Вот мы и получили проблемный вопрос. Вопросы, которые определяют направление добывания ответа, называются проблемными. -Уточним наш проблемный вопрос. Формулировка задач слушания. Контроль выступлений, анализ сообщений. -Предположим , что я и два моих помощника получили задание провести мини-исследование по темам и ознакомить нас с результатами этого исследования. Сейчас мы послушаем их сообщения. Задание: Послушать сообщения выступающих. Сформулировать тему высказывания каждого выступающего(записать в 1 столбик) и вопрос, на который отвечают рассказчики,- во 2 столбик тетради(по вариантам) (текст сообщений- электронное приложение) Помощь в формулировании тем высказываний и основных вопросов, освещаемых в докладах . -Итак, мы получили темы исследования выступающих и вопросы учебных тем . -Попробуйте сформулировать эти вопросы как проблемные. А вот как вопросы задала я Сравните(на слайдах): 1.В чем необычность фактов, которые мы узнаем из биографии Грибоедова? 2.Какими личностными качествами обладал Грибоедов, по мнению современников? 3.Чем необычна история создания комедии Грибоедова «Горе от ума?» Организация беседы по поставленным выше проблемным вопросам и другим вопросам по теме.
| Учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают пути их проверки -Нет, это сложно -Композитор, военный …… -Получить информацию: послушать рассказ учителя, сообщения учеников… -Выяснить, кто этот человек. -Кто человек, изображенный на портретах? -Нет, мы ничего не узнали, значит, проблему не решили. -Судя по внешнему виду, этот человек военный, как Вам кажется? -Этот человек композитор? -Этот человек был знаком с Пушкиным? -Нам кажется, что этот человек был военным или композитором. Нам кажется, что он имел отношение к литературе, потому что , по-видимому, был знаком с Пушкиным. Так ли это? ( главная гипотеза) Учащиеся формулируют проблемный вопрос: -Человек, изображенный на портрете . военный или композитор? Слушание докладов, аналитическая работа -Записи формулировок тем в тетрадях Ответы на вопросы, поставленные учителем. | 3.Формулировка гипотез исследования. Гипотеза-предположение, требующее объяснений. 4.Определение способов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Вопросы, которые определяют направление добывания ответа. называются проблемными. Проверка гипотез; Сбор информации; аналитическая работа, консультации учителя, корректировка. 1 В: Т: «Биография А.И.Грибоедова»/ в. -Какие факты мы можем узнать из биографии Грибоедова? 2 В: Т: «Прижизненные портреты Грибоедова и воспоминания современников»/ в. -Что говорили о Грибоедове совремненники? 3 В: Т: «История создания «Горя от ума»/ в. -Как создавалась комедия «Горе от ума?»? | Формулировка гипотез Определение способов сбора информации -Сбор информации -Аналитическая работа Консультации -Анализ и обобщение фактов -Дальнейший поиск информации -Обобщение полученных данных 1.В чем необычность фактов, которые мы узнаем из биографии Грибоедова? 2.Какими личностными качествами обладал Грибоедов, по мнению современников? 3.Чем необычна история создания комедии Грибоедова «Горе от ума?» | 3 мин. 4 мин. 3 мин. 8 мин. 4 мин. 3 мин. | |
7 Итоговая беседа по вопросам урока А) Формулирование основополага- ющего вопроса, рассматриваемого на уроке Б) Возвращение к теме урока, формулировка темы, запись в тетради В) Обобщение знаний по теме «Исследовательский проект» 7 Самостоятельная домашняя работа (корректировка, дальнейший поиск информации анализ новых фактов, обобщение получение данных, оформление результатов исследования) Домашнее задание | Осуществление помощи в формулировке основополагающего вопроса -Итак, мы собрали информацию. Вспомним, какую проблему мы решали в ходе сбора этой информации? -А теперь представьте, что мы сейчас пребываем в начале урока: посмотрели портреты, послушали музыкальный отрывок -вальс, отрывок из произведения А.С.Пушкина. Задайте наш вопрос «Кто этот человек?» так, чтобы ученикам хотелось искать на него ответ, т.е. заложите в его гипотезы, даже самые невероятные. Запишите вопрос в тетрадь. -Это и есть основополагающий вопрос нашей аналитической работы. -Выберем наиболее удачный основополагающий вопрос, а дома запишем его в тетрадь. Организация обобщающей беседы Помощь в формулировании темы -Как мы ответим на наш основополагающий вопрос? Помощь в обобщении материала таблицы (слайдов) -В ходе знакомства с личностью одного из самых замечательных людей своего времени А.И.Грибоедова мы реализовали настоящий исследовательский проект .Давайте ещё раз вспомним , какие этапы организации проекта мы осуществили? -Но наш проект ещё не завершён и требует доработки. Вот этапы, которые мы ещё не осуществили:
-Первые 4 этапа, представленных выше, вы сможете осуществить дома. С 5 этапом мы познакомимся на следующем уроке. Разъяснение вопросов задания 1.Памятка «Как организовать исследовательский проект?»(изучить) 2.Прочитать I и II действие комедии «Горе от ума» Вспомнить основные правила классической комедии. -Где начинается завязка действия? 3.Записать прижизненные отзывы о комедии «Горе от ума»(1-2) Дополнительно(на «4» и «5»): А)Изучить дополнительный материал о А.С.Грибоедове.- пособие «Читаем, думаем, спорим…» ,стр. 39-42. Оформить ответ на основополагающий вопрос в тетради в виде рассуждения(см.памятку) Б)Оформить ответ на основополагающий вопрос в тетради в виде компьютерной презентации. Инд. зад.: Рассказать о правилах классицистической драмы. | -Мы хотели узнать, кто этот необычный человек, о котором мы говорим. Учащиеся записывают вопрос в тетрадь, читают варианты ( один из учеников записывает их на листочке и читает классу) Запись основополагающего вопроса в тетради Формулирование темы урока и запись в тетради Обобщение и выводы по теоретическому материалу урока (слайды) Консультации с учителем литературы и информатики по вопросам создания презентации | Основополагающий вопрос: Грибоедов. Кем он был: драматургом, военным, дипломатом, музыкантом, политиком? А может быть, всеми вместе? (Ответ на основополагающий вопрос записывается дома) Тема: А.И.Грибоедов- выдающаяся личность своего времени. Личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума» Письменно: 1. Прижизненные отзывы о комедии «Горе от ума»(1-2) 2.Дополнительно: Ответ на основополагающий вопрос в тетради в виде рассуждения | Основополагающий вопрос - это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий , абстрактный, философский», не имеющий определенного ответа . | 3 мин 3-4 мин. 3 мин. 3 мин. . |
[1] См. электронные приложения к работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция предметов в проектной деятельности (на примере метрологии старинных мер)
Проет предназначен для внеурочной деятельности....
Методическая разработка "Педагогические подходы к развитию интеллектуального потенциала школьников через освоение навыками исследовательской, проектной и иной краеведческой деятельности"
Представляемый материал может быть полезен в урочной и внеурочной деятельности учителям и педагогам гуманитарной направленности...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
Английский язык: открытый урок в рамках городского семинара "Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования"
Ниже представлены материалы городского семинара "Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования", который прошел 23 марта 2015 года на базе школа 37.1) програ...
Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"
Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...