программа литература 7класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Литература.7 класс.В 2-х частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2017г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литература для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Программа для общеобразовательных учреждений по литературе (5-11 классы) МО РФ/ Составитель: Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
- Учебный годовой план МБОУ Мало-Куналейской СОШ на 2018-2019 учебный год.
- Образовательная программа МБОУ Мало-Куналейской СОШ
УМК:
1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Курдюмова, Н.Демидова, Е.Колокольцев и др., под ред. Т.Курдюмовой. – М.:Дрофа, 2010
2. Литература. 7 класс. В 2-х частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2017г
3. Литература 7 класс Книга для учителя. / Н.А. Миронова - М.:Дрофа, 2014
Настоящая рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 часов в год (34 учебных недели).
Цели и задачи изучения литературы
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Содержание учебного предметаЛитература» в 7 классе
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержаниетем учебного курса | |
по плану | по факту | |||
1. | Роды и жанры художественной литературы. | 1 | 1 | Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие трёх родов литературы. |
2 | Фольклор. | 2 | 2 | Жанры фольклора. Барин. Детский фольклор. |
3 | Литература эпохи Возрождения. | 3 | 3 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта»; Сонеты. Из истории сонета |
4 | Литература XIX века | 38 | 38 | Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова. Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. Светлана. Перчатка. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия. Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа Барышня-крестьянка. Дубровский. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературеР/р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы. Лермонтов. Мцыри. Из истории комедии. Н. В. Гоголь. Ревизор. Р/р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор». И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда ..... Н. С. Лесков. Левша. Из истории сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. М. Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. А. П. Чехов. Жалобная книга. Хирургия Портрет героя в художественных произведениях разных жанров |
5 | Литература XX века | 24 | 24 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если. М. Горький. Старуха Изергиль. Старый Год. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», « Гимн обеду». М. А. Булгаков. Ревизор с вышибанием. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа. Роман - повесть – рассказ. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. А.В. Вампилов. Несравненный Наконечников.Р/р Рецензирование одного из изученных произведений Великая Отечественная война в художественной литературе. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. М. А. Шолохов « Они сражались за Родину. В. Г. Распутин. Уроки французского. РР Творческая работа по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Научно – фантастическая литература Фантастика и её жанры. Р. Шекли. Запах мысли. Детективная литература Детектив. А. Конан Доил. Пляшущие человечки. |
Итого | 68 | 68 | ||
68 часов в год, из них развитие речи – 9 ч контрольных работ - 2 ч |
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе
и система их оценки
Личностными результатами |
|
Метапредметные результаты |
|
Предметные результаты | 1 )в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. В результате изучения литературы ученик должен знать: -содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; - основные теоретико-литературные понятия; - уметь: работать с книгой; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; - соблюдая нормы литературного произношения, владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; - понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 7 классе
№ урока | №по четв | Тема урока | Кол – во часов |
1 | 1 | Введение. Роды и жанры художественной литературы. | 1 |
2 | 2 | Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин» | 1 |
3 | 3 | Детский фольклор | 1 |
4-5 | 4 5 | Мир и человек в эпоху Возрождения .У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» | 2 |
6 | 6 | Из истории сонета. Сонеты У. Шекспира. | 1 |
7 | 7 | Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни | 1 |
8 | 8 | Р/р. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова) | 1 |
9 | 9 | Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Светлана». «Перчатка» | 1 |
10 | 10 | Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика | 1 |
11 | 11 | Болдинская осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина . | 1 |
12 | 12 | Р/р Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть. | 1 |
13 | 13 | Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Особенности жанра и композиции повести | 1 |
14 | 14 | Герои повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | 1 |
15 | 15 | «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения | 1 |
16 | 16 | История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа | 1 |
17 | 17 | Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 |
18 | 1 | Дубровский и Маша Троекурова. Поступки и судьбы героев романа. | 1 |
19 | 2 | Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
20 | 3 | Р/р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | |
21 | 4 | Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова | 1 |
22 | 5 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. | 1 |
23 | 6 | Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания | 1 |
24 | 7 | Три дня «жизни» героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 |
25 | 8 | Сюжет, композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 |
26 | 9 | Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Характеристика героев комедии | 1 |
27 | 10 | Н.В.Гоголь «Ревизор». История Хлестакова. Нравы уездного города . | 1 |
28 | 11 | Н.В.Гоголь «Ревизор». Женские образы комедии | 1 |
29 | 12 | Смех в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина | 1 |
30 | 13 | Р/р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор». | 1 |
31 | 14 | Контрольная работа | 1 |
32 | 1 | И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра | 1 |
33 | 2 | Урок – зачет. Чтение наизусть стихов в прозе. | 1 |
34 | 3 | Н.А.Некрасов. Жанры лирики. «Размышления у парадного подъезда» | 1 |
35 | 4 | Р/р Чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова | 1 |
36 | 5 | Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа | 1 |
37 | 6 | Характеристика героев сказа «Левша». Судьба Левши | 1 |
38 | 7 | Проверочная работа по сказу Н.С.Лескова «Левша» | 1 |
39 | 8 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя | 1 |
40 | 9 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 |
41 | 10 | М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Памфлет | 1 |
42 | 11 | А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы. Рассказ «Жалобная книга» | 1 |
43 | 12 | Портрет героя в художественных произведениях разных жанров. | 1 |
44 | 13 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова | 1 |
Жанры лирики К.Д. Бальмонта и И.Северянина | 1 | ||
45 | 14 | Жанры лирики К.Д. Бальмонта и И.Северянина | 1 |
46 | 15 | Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…» | 1 |
М.Горький. Сборник «Старуха Изергиль» | 1 | ||
47 | 16 | М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко | 1 |
48 | 17 | Два типа морали и общественного поведения личности. Идеал писателя (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль») | 1 |
49 | 18 | М.Горький. «Старый год» | 1 |
50 | 1 | В.В. Маяковский – поэт-новатор. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» | 1 |
51 | 2 | Литературные пародии В.В. Маяковского и М.Булгакова | 1 |
52 | 3 | К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского. | 1 |
53 | 4 | Р/р Рецензирование одного из изученных произведений | 1 |
54 | 5 | М.Шолохов «Они сражались за Родину». Трагические события отступления армии | 1 |
55 | 6 | М.Шолохов «Они сражались за Родину». Стойкость и героизм участников сражений | 1 |
56 | 7 | В.Г.Распутин «Уроки французского». Гуманизм рассказа | 1 |
57 | 8 | Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы | 1 |
58 | 9 | РР Творческая работа по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 |
59 | 10 | Из истории эссе. Ф. А. Абрамов Рассказ «О чем плачут лошади» | 1 |
60 | 11 | Нравственные, экологические и этические проблемы рассказа «О чем плачут лошади». | 1 |
61 | 12 | Водевиль как драматический жанр. А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников» | 1 |
Научно – фантастическая литература | |||
62 | 13 | Р.Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. | 1 |
63 | 14 | Герой рассказа «Запах мысли» и обитатели планеты З-М-22. Особенность юмора в произведении | 1 |
Детективная литература | |||
64 | 15 | А. Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс | 1 |
65 | 16 | Новелла «Пляшущие человечки» и ее герои | 1 |
66 | 17 | Контрольная работа | 1 |
67 | 18 | Р/р Защита итоговых творческих проектов по литературе | 1 |
68 | 19 | Подведение итогов года. Литература на лето. Рекомендации для летнего чтения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе, 7класс
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс
Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...
Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс
Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...
программа по литературе 7класс
рабочая программа по литературе для 7 класса...
рабочая программа по литературе 7класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...