программа литература 7класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

вера анатольевна иванова

   Литература.7 класс.В 2-х частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2017г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литература для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  • Программа для общеобразовательных учреждений по литературе (5-11 классы) МО РФ/ Составитель: Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
  • Учебный годовой план МБОУ  Мало-Куналейской СОШ на 2018-2019 учебный год.
  • Образовательная программа МБОУ  Мало-Куналейской СОШ

УМК:

1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Курдюмова, Н.Демидова, Е.Колокольцев и др., под ред. Т.Курдюмовой. – М.:Дрофа, 2010

2. Литература. 7  класс. В 2-х частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2017г

3. Литература 7 класс Книга для учителя. / Н.А. Миронова - М.:Дрофа, 2014

   Настоящая рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 часов в год (34 учебных недели).

Цели и задачи изучения литературы

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


Содержание учебного предметаЛитература» в 7 классе

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержаниетем учебного курса

по плану

по факту

1.

Роды и жанры художественной литературы.

1

1

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие трёх родов литературы.

2

Фольклор.

2

2

Жанры фольклора. Барин. Детский фольклор.

3

Литература эпохи Возрождения.

3

3

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»; Сонеты. Из истории сонета

4

Литература XIX  века

38

38

Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.

Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.

Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. Светлана. Перчатка.

Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.

Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия.   Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа Барышня-крестьянка. Дубровский. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературеР/р.  Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы. Лермонтов. Мцыри.

Из истории комедии. Н. В. Гоголь. Ревизор. Р/р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор».

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда .....

Н. С. Лесков. Левша.

Из истории сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

 М. Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету.

А. П. Чехов. Жалобная книга. Хирургия

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

5

Литература XX века

24

24

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если. М. Горький. Старуха Изергиль. Старый Год. В. В. Маяковский  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», « Гимн обеду». М. А. Булгаков. Ревизор с вышибанием. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа. Роман - повесть – рассказ. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. А.В. Вампилов. Несравненный Наконечников.Р/р Рецензирование одного из изученных произведений

Великая Отечественная война в художественной литературе. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. М. А. Шолохов « Они сражались за Родину. В. Г. Распутин. Уроки французского. РР  Творческая работа по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Научно – фантастическая литература

Фантастика и её жанры. Р. Шекли. Запах мысли.

Детективная литература

Детектив. А. Конан Доил. Пляшущие человечки.

Итого

68

68

68  часов в год,  из них

 развитие речи – 9 ч

 контрольных работ -  2 ч

Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе

и система их оценки

Личностными результатами

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.        

Предметные результаты

1 )в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы ученик должен знать:  

-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

-  основные теоретико-литературные понятия;

- уметь:  работать с книгой;

-  выражать свое отношение к прочитанному;

-  выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;

- соблюдая нормы литературного произношения, владеть различными видами пересказа;

-  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

- понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 7 классе

№  урока

№по четв

Тема урока

Кол – во часов

1

1

Введение. Роды и жанры художественной литературы.

1

2

2

Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

1

3

3

Детский фольклор

1

4-5

4

5

Мир и человек в  эпоху Возрождения .У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

2

6

6

Из истории сонета. Сонеты У. Шекспира.

1

7

7

Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни

1

8

8

Р/р. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова)

1

9

9

Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Светлана». «Перчатка»

1

10

10

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика

1

11

11

Болдинская осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина

.

1

12

12

Р/р  Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть.

1

13

13

Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Особенности жанра и композиции повести

1

14

14

Герои повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1

15

15

«Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения

1

16

16

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа

1

17

17

Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».

1

18

1

Дубровский и Маша Троекурова. Поступки и судьбы героев романа.

1

19

2

Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1

20

3

Р/р.  Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

21

4

Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова

1

22

5

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история.

1

23

6

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания

1

24

7

Три дня «жизни» героя поэмы М.Ю.Лермонтова  «Мцыри»

1

25

8

Сюжет, композиция  поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

26

9

Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Характеристика героев комедии

1

27

10

Н.В.Гоголь «Ревизор». История Хлестакова. Нравы уездного города .

1

28

11

Н.В.Гоголь «Ревизор». Женские образы комедии

1

29

12

Смех в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина

1

30

13

Р/р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя « Ревизор».

1

31

14

Контрольная работа

1

32

1

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра

1

33

2

Урок – зачет. Чтение наизусть стихов в прозе.

1

34

3

Н.А.Некрасов. Жанры лирики.

«Размышления у парадного  подъезда»

1

35

4

Р/р Чтение наизусть  отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова

1

36

5

Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа

1

37

6

Характеристика героев сказа «Левша». Судьба Левши

1

38

7

Проверочная работа по сказу Н.С.Лескова «Левша»

1

39

8

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя

1

40

9

М.Е.Салтыков-Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

41

10

М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Памфлет

1

42

11

А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы. Рассказ «Жалобная книга»

1

43

12

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров.

1

44

13

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова

1

Жанры лирики К.Д. Бальмонта  и И.Северянина

1

45

14

Жанры лирики К.Д. Бальмонта  и И.Северянина

1

46

15

Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…»

1

М.Горький. Сборник «Старуха Изергиль»

1

47

16

М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко

1

48

17

Два типа морали и общественного поведения личности. Идеал писателя (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)

1

49

18

М.Горький. «Старый год»

1

50

1

В.В. Маяковский – поэт-новатор. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»

1

51

2

Литературные пародии В.В. Маяковского  и М.Булгакова

1

52

3

К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского.

1

53

4

Р/р Рецензирование одного из изученных произведений

1

54

5

М.Шолохов «Они сражались за Родину». Трагические события отступления армии

1

55

6

М.Шолохов «Они сражались за Родину». Стойкость и героизм участников сражений

1

56

7

В.Г.Распутин «Уроки французского». Гуманизм рассказа

1

 57

8

Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы

1

58

9

РР  Творческая работа по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

59

10

Из истории эссе. Ф. А. Абрамов  Рассказ «О чем плачут лошади»

1

60

11

Нравственные, экологические и этические проблемы рассказа «О чем плачут лошади».

1

61

12

Водевиль как драматический жанр. А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»

1

Научно – фантастическая литература

62

13

Р.Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.

1

63

14

Герой рассказа «Запах мысли» и обитатели планеты З-М-22. Особенность юмора в произведении

1

Детективная литература

64

15

А. Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс

1

65

16

Новелла «Пляшущие человечки» и ее герои

1

66

17

Контрольная работа

1

67

18

Р/р Защита итоговых творческих проектов по литературе

1

68

19

Подведение итогов года. Литература на лето. Рекомендации для летнего чтения

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе, 7класс

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс

Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс

Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...

программа по литературе 7класс

рабочая программа по литературе для 7 класса...

рабочая программа по литературе 7класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...