рабочая программа по литературе 7класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_7docx.docx | 26.58 КБ |
ktp_lit._7.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина города Ейска
муниципального образования Ейский район, Краснодарского края
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета
А.П.Кравцова
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень обучения: основное общее образование
Класс: 7
Количество часов: 68 (2 часа в неделю) Уровень базовый
Учитель Коломиец Светлана Григорьевна _
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы".М.:«Просвещение»,2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7-го класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". (М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана), учителем русского языка и литературы С.Г.Коломиец и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Эпоха нравственного самоуглубления, сосредоточенность подростков на нравственном выборе и оценке окружающей жизни побуждает сделать лейтмотивом программы 7-го класса тему поисков смысла жизни. В той или иной степени эта тема присутствует в каждом произведении, включенном в программу, порой открыто, как в Нагорной проповеди, «Поучении Владимира Мономаха», «Песне о Соколе», порой опосредованно, как в «Одиссее», «Тарасе Бульбе», рассказах В. М. Шукшина. Однако, обостряя нравственный акцент курса литературы, необходимо помнить, что художественный текст не просто трамплин для этических бесед, что сам процесс общения с литературой, если он совершается эстетически правильно, способствует нравственному воспитанию. Забота о преодолении субъективности интерпретаций и оценок, свойственной читателям этого возраста, определяет внимание к таким понятиям теории литературы, как эпос, лирика, драма, потому что каждый литературный род требует определенных отношений читателя с автором произведения и разнообразной по смыслу и по форме работы читателя. Эпос побуждает читателя, оценивая события и героев произведения, соотносить свои впечатления с авторской позицией. Лирика требует от читателя эмоционального включения в текст, «попадания на волну» авторских чувств и личностной конкретизации поэтических образов, вбирающих жизненный опыт читателя. Драма, захватывая острым развитием действия, вовлекает читателя в конфликт героев и создает опасность слияния читателя с одним из них, в то время как необходимо сопоставить все позиции героев и найти авторскую. Драма требует от читателя зрительного и слухового воплощения образов пьесы, что возможно лишь при определенном уровне развития читательского воображения.
Сопоставление литературных родов как определенных типов отношения к миру и своеобразных эстетических форм его воплощения в искусстве слова помогает ученикам преодолеть ограниченность узкой позиции и воспитывает необходимость широкого, всеохватного, объективного отношения к жизни и литературе.
7-й класс, как начало нового этапа литературного образования, предполагает переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писателя. Сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода (эпос, лирика, драма) подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.
Напряженность нравственных конфликтов, возникающих при чтении произведения в сознании читателя, побуждает в процессе анализа постоянно обращаться к проблемным ситуациям, специфика которых в данном классе состоит в сопряжении эстетического и этического, литературного произведения в его исторической и художественной конкретике и острейших нравственных проблем времени, которыми живут подростки.
Преодолевая однолинейность мышления и нравственный максимализм, свойственный возрасту, следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя — от замысла произведения к художественному его осуществлению.
Система творческих работ строится на идее переноса выработанных в процессе изучения литературных произведений способов читательской интерпретации героев и ситуаций на реальную жизнь современного школьника с целью формирования свободного от догмы мышления и многомерного восприятия действительности.
Задания по литературному творчеству выполняются по свободному выбору учеников и не являются обязательными при изучении каждой темы. Эти задания носят в большей степени, чем в 5—6-м классах, характер эссе, свободного размышления о жизни и вводят в «репертуар» сочинений учеников жанры дневника, письма, исповеди и т. п.
Курс включает в себя региональный компонент, который помогает формировать у учащихся любовь к своему краю, чувство гордости за него, формировать общие представления о литературном наследии Краснодарского края, воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов Краснодарского края, прививать уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Тематическое распределение часов
№ | Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Введение. Литература в поисках смысла жизни | 1 | 1 |
2 | Народные песни: «Ты взойди, взойди, красно солнышко...», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...», «Ах, да не одна во поле дороженька пролегала...» и др. | 2 | 2 |
3 | Гомер. «Одиссея» (для чтения и обсуждения) | 4 | 4 |
4 | Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь | 1 | 1 |
5 | Владимир Мономах. «Поучение» | 1 | 1 |
6 | М. Басё. Трехстишия (хокку) | 2 | 2 |
7 | У. Шекспир. Сонеты (для самостоятельного изучения); «Ромео и Джульетта» | 5 | 5 |
8 | А. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «19 октября (1825 г.)», «Во глубине сибирских руд...», «И. И. Пущину», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке» | 14 | 14 |
9 | М. Лермонтов. «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри» | 4 | 4 |
10 | Н. Гоголь. «Тарас Бульба» | 4 | 4 |
11 | П. Мериме. «Маттео Фальконе» | 1 | 1 |
12 | И. Тургенев. «Бежин луг», стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви» | 3 | 3 |
13 | А. Н. Островский. «Снегурочка» | 4 | 4 |
14 | Н. Некрасов. «Зеленый шум», «Железная дорога», «Тройка» | 2 | 2 |
15 | А. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль) | 3 | 3 |
16 | М. Горький. «Песня о Соколе», «Сказки об Италии» (для самостоятельного чтения) | 3 | 3 |
17 | А. Грин. «Алые паруса» (для чтения и обсуждения) | 1 | 1 |
18 | С. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери» | 2 | 2 |
19 | В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение...», «О дряни» | 2 | 2 |
20 | Н. Рубцов. «В горнице», «Далекое», «Ночь на родине», «В минуты музыки...», «Тихая моя родина...» | 1 | 1 |
21 | В. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик» | 2 | 2 |
22 | Родина глазами русских поэтов: Г. Иванов.«Россия счастие. Россия свет»;Р. Гамзатов. «Журавли»; В. Высоцкий.«Песенка о Петровской Руси» («Купола»);Б. Окуджава. «Песенка об Арбате»;А. Галич. «Когда я вернусь»;А. Вознесенский. «Флорентийские факелы» | 3 | 3 |
23 | Заключительный урок по теории литературы | 1 | 3 |
Итого | 68 часов | 68 часов |
Так как количество часов авторской программы и рабочей программы совпадает, то в рабочей программе не прописывается содержание предмета, требования к уровню подготовки учащихся.
Формы контроля
№ | Вид контроля | Кол-во часов |
1 | Аудиторное сочинение | 3 |
2 | Домашнее сочинение | 1 |
3 | Тест | 1 |
4 | Выразительное чтение наизусть | 4 |
Литература:
- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Под редакцией В.Г.Маранцмана (М.: «Просвещение», 2008г.)
- В.Г.Маранцман «Литература 7 класс» (М.: «Просвещение», 2008г.)
- Бунеев Р.Н. «Литература 8 класс. История твоей литературы» (М.: «Баласс», 2007г.)
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс. (М.: «Вако», 2008г)
- Зинина Е.А.Теория литературы в таблицах. (М.: «Дрофа», 2007г)
- Кондрашов В.Н.Литературные викторины. (М.: Просвещение, 1998г.)
- Назаров Н.Д,, В.К.Богданов. Кубань литературная (антология) (Краснодар, 2002г.)
- Петрович В.Г., Н.М.Петрович. Литература. Тетрадь для учащихся 8 класса 1-2 части. (Саратов: Лицей, 2002г.)
- Репин А.В. Литература 8 класс. Проверочные работы. (Саратов: Лицей, 2007г.)
Средства обучения
- Словари литературоведческих терминов.
- Раздаточный и дидактический материал.
- Тексты художественных произведений.
- Портреты писателей и поэтов.
- Аудиокниги и видеофильмы.
- Таблицы по литературе.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО Заместитель директора
Е.Н.Шурубура С.О.Борисова
Протокол заседания методического
объединения учителей русского языка
и литературы № 1
Предварительный просмотр:
№ | Изучаемая тема | Кол-во часов | Оборудование, ТСО | Дата (план.) | Дата (факт) |
1. | Введение. Литература в поисках смысла жизни. | 1 | Таблица «Художественные системы в литературе». | 1.09-6.09 | |
2. | Понятие о народной песне. Отражение в песне общенародных идеалов. | 1 | ПК, презентация № 2 | ||
3. | Проявление верховных ценностей народного сознания в песнях. Кубан. Темы кубанских песен. | 1 | ПК, презентация № 3 | 8.09-13.09 | |
4. | Древнегреческий эпос как сочетание бытописания и сказочности. Гомер «Одиссея». | 1 | Таблица «Роды литературы», ПК, презентация № 4 | ||
5. | Контраст как излюбленный прием поэтики Гомера в композиции и стиле «Одиссеи». | 1 | DVD, фильм «Одиссея». | 15.09-20.09 | |
6. | Образы, созданные Гомером в поэме «Илиада». | 1 | DVD, фильм «Илиада». | ||
7. соч | Сочинение на тему «Дороги, которые мы выбираем». | 1 | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | 22.09-27.09 | |
8. | Понятие о проповеди как жанре духовной литературы. Нагорная проповедь — ядро христианской морали. | 1 | Таблица «Жанры духовной литературы» | ||
9. | Владимир Мономах «Поучение». Гуманизм, патриотизм как основы человеческого и гражданского существования. | 1 | Таблица «Жанры древнерусской литературы 10-12 вв.» | 29.09-4.10 | |
10. | Мацуо Басё. Трехстишия (хокку). Глубина чувств и психологизм в стихотворениях Басё. | 1 | ПК, презентация № 10 | ||
11. | Мотивы японской поэзии в поэзии А.Ахматовой. | 1 | ПК, презентация № 11 | 6.10-11.10 | |
12. | Эпоха Возрождения и утверждение свободы личности человека. Понятие о сонете.У.Шекспир. Сонеты. | 1 | ПК, презентация № 12 | ||
13. | Понятие о драме. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт в трагедии. | 1 | Таблица «Особенности драмы как рода литературы» | 13.10-18.10 | |
14. | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. | 1 | DVD, аудиокнига «Ромео и Джульетта» | ||
15. | «Вечные образы и проблемы» в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта». | 1 | DVD, аудиокнига «Ромео и Джульетта» | 20.10-25.10 | |
16. | Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных». Сходство и различие новеллы и трагедии Шекспира. | 1 | Текст произведения | ||
17. | Слово о Пушкине. Основные темы лирики А.Пушкина. | 1 | ПК, презентация № 17 | 27.10-1.11 | |
18. | Композиция и смысл стихотворений «19 октября», «И. И. Пущину». | 1 | Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы». | ||
19. | А.С.Пушкин «Зимний вечер», «На холмах Грузии…». Пейзаж в лирике. Выразительное чтение наизусть. | 1 | Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению» | 10.11-15.11 | |
20. | А.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии романа. | 1 | DVD, аудиокнига А.Пушкин «Повести Белкина. Дубровский» | ||
21. | Основной конфликт произведения. Композиция. | 1 | DVD, аудиокнига А.Пушкин «Повести Белкина. Дубровский» | 17.11-22.11 | |
22. | Честь и бесчестие как нравственная коллизия романа. | 1 | DVD, аудиокнига А.Пушкин «Повести Белкина. Дубровский» | ||
23. | Главные герои романа.Словесное рисование портретов героев. | 1 | Таблица «Образ. Характер. Герой». | 24.11-29.11 | |
24. | Любовь в романе «Дубровский». | 1 | Таблица «Способы раскрытия характера героя литературного произведения» | ||
25. | Народ и дворянство в романе «Дубровский». | 1 | Таблица «Способы раскрытия характера героя литературного произведения» | 1.12-6.12 | |
26. | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и композиция произведения. | 1 | Текст произведения | ||
27. | А. С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника и баллады А. С. Пушкина. | 1 | Тексты летописи и произведения Пушкина | 8.12-13.12 | |
28. | Образность как основа художественного текста. Тема судьбы. Кубан. А. С. Пушкин на берегах Кубани в 1820 году. | 1 | ПК, презентация № 28 | ||
29. | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Сказка как трагикомическое осмысление алогизма жизни. | 1 | Таблица «Сказки» | 15.12-20.12 | |
30. | Чередование мотивов чуда и страха в композиции сказки. Отношение поэта к героям сказки. | 1 | Текст произведения | ||
31. | Слово о М.Ю.Лермонтове. Смена образов и чувств в стихотворении «Тучи». | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики М.Лермонтова». | 22.12-27.12 | |
32. | Размышления о человеке и природе балладе «Три пальмы». Выразительное чтение наизусть. | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики М.Лермонтова». | ||
33. | М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Композиция поэмы. Кубан.М.Ю.Лермонтов на Кубани. | 1 | Таблица «Поэма Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение» | 12.01-17.01 | |
34. | Поэма «Мцыри» в оценке современников. Смысл человеческой жизни для Мцыри и монаха. | 1 | Таблица «Поэма Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение» | ||
35. | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | 1 | ПК, презентация № 35 | 19.01-24.01 | |
36. | Героико-патриотический пафос. Эпическое и лирическое начала в повести. | 1 | ПК, презентация № 36 | ||
37. | Система художественных образов в повести. Нравственная основа человеческого единства. | 1 | Таблица «Характеристика героя литературного произведения» | 26.01-31.01 | |
38. соч | Сочинение-рассуждение «Остап и Андрий» | 1 | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | ||
39. | П. Мериме. «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель. | 1 | Таблица «Характеристика героя литературного произведения» | 2.02-7.02 | |
40. | И.С.Тургенев как певец поэтических начал природы и человека. Сюжеты стихотворений в прозе «Природа», «Путь к любви». | 1 | ПК, презентация № 40 | ||
41. | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Сопоставление героев как прием характеристики. | 1 | Таблица «Цикл рассказов И.Тургенева «Записки охотника» | 9.02-14.02 | |
42. | Портрет и речь. Человек и природа в рассказе «Бежин луг». | 1 | ПК, презентация № 42 | ||
43. | А. Н. Островский. «Снегурочка». Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. | 1 | Таблица «Особенности драмы как рода литературы» | 16.02-21.02 | |
44. | Развитие конфликта в пьесе «Снегурочка». | 1 | ПК, презентация № 44 | ||
45. | Средства выразительности, помогающие в раскрытии образа героев. | 1 | Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы». | 23.02-28.02 | |
46. | А. Н. Островский. «Свои люди — сочтемся». | 1 | Пк, презентация № 46 | ||
47. | Н.А.Некрасов .Судьба русской женщины в стихотворении «Тройка». Природа и человек в стихотворении «Зеленый шум». | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова». | 2.03-7.03 | |
48. | Н.Некрасов «Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте. | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова». | ||
Дс | Домашнее сочинение-рассуждение «Чему учит человека природа». | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | |||
49. | А.П.Чехов «Смерть чиновника». Осмеяние добровольного рабства чиновников в рассказе. | 1 | Таблица «Юмор в литературном произведении» | 9.03-14.03 | |
50. | Гуманизм Чехова, его сочувствие обездоленным людям в рассказе «Тоска». | 1 | Текст произведения | ||
51. | Жанр водевиля. Водевили Чехова. Изображение пошлости и мещанства в пьесе «Свадьба». | 1 | Текст произведения | 16.03-21.03 | |
52. | М. Горький. «Песня о Соколе». Размышление над смыслом человеческой жизни. | 1 | Пк, презентация № 52 | ||
53. | Сюжеты «Сказок об Италии» (по выбору учащихся). | 1 | ПК, презентация № 53 | 30.03-4.04 | |
54. | М.Горький «Челкаш» | 1 | Текст произведения | ||
55. | Александр Грин. «Алые паруса» . Странность судьбы в произведении А. Грина. | 1 | DVD, аудиокнига Грин «Алые паруса» | 6.04-11.04 | |
56. | С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Любовь Есенина к деревенской Руси, природе. | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики С.Есенина» | ||
57. | Сравнение стихотворений Есенина «Молитва матери» и «Письмо к матери». Размышление об образах матери и сына в стихотворениях. | 1 | ПК, презентация № 57 | 13.04-18.04 | |
58. | В.Маяковский «Послушайте!». Крик отчаяния и надежды в стихотворении. | 1 | Таблица «Лирический герой поэзии В.Маяковского» | ||
59. | «Необычайное приключение...». Метафора как основа сюжета стихотворения. Фантастический сюжет и неологизмы. | 1 | Таблица «Лирический герой поэзии В.Маяковского» | 20.04-25.04 | |
60. | Лирика Н.М.Рубцова. Человек и природа в лирике. Выразительное чтение наизусть. | 1 | ПК, презентация № 60 | ||
61. | В. М. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик». Сюжетно-тематическая, идейная и образная связь между рассказами. | 1 | ПК, презентация № 61 | 27.04-2.05 | |
62. | В.Шукшин. Рассказы. Размышления писателя над нравственными проблемами жизни (по выбору учащихся). | 1 | Тексты произведений | ||
63. | Авторская песня как жанр и явление культуры. Союз музыки и поэзии (Б.Окуджава, В.Высоцкий). | 1 | ПК, презентация № 63 | 4.05-9.05 | |
64. | А. Вознесенский. «Флорентийские факелы». Средства создания образа лирического героя. Выразительное чтение наизусть. | 1 | ПК, презентация № 64 | ||
65. Соч. | Сочинения-эссе по теме «Образы моей Родины». | 1 | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | 11.05-16.05 | |
66. | Кубан. Поэзия кубанских поэтов о родине. | 1 | Тексты произведений | ||
67. | Итоговый тест за курс 7 класса. | 1 | Распечатка | 18.05-23.05 | |
68. | Заключительный урок по теории литературы. | 1 | Таблица «Роды литературы. Жанровая система». |
Формы контроля
№ | Вид контроля | Кол-во часов |
1 | Аудиторное сочинение | 3 |
2 | Домашнее сочинение | 1 |
3 | Тест | 1 |
4 | Выразительное чтение наизусть | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе, 7класс
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочая программа изучения литературы 7класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...
Рабочая программа по литературе, 7класс.
Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо____________литературе________________(учебный предмет, курс)Уровень общего образования, класс________основное общее образование 7 класс________(начальное общее, основное обще...
Рабочая программа по литературе 7класс на 2022-2023 уч.год
ФГОС 3 поколения...