рабочая программа по литературе, 7класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature-7_avtosohranennyy.docx | 62.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крыловская основная общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
педсоветом
Протокол Директор школы _____/Бережная О.В./ №___1__ от«_30___»_августа__2011г
Рабочая программа
по литературе в 7 классе
учителя
первой квалификационной категории
Клименко Любови Васильевны
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка по литературе 5-9 класс
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;
- письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Новосибирской области.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа.
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ЗАДАЧИ
литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
в 5классе - 70 часов;
в 6 классе – 70 часов;
в 7 классе – 70 часов;
в 8 классе – 72 часа
в 9 классе – 102 часа;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Формы организации образовательного процесса
· уроки-лекции
· уроки-собеседования
· урок-практическая работа
· уроки-соревнования
· уроки с групповыми формами работы
· уроки взаимообучения учащихся
· уроки творчества
· уроки, которые ведут учащиеся
· уроки-зачеты
· уроки-творческие отчеты
· уроки-конкурсы
· уроки-игры
· уроки-диалоги
· уроки-семинары
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
№п\п | Тема урока | Тип урока | Содержание | Теория | Контроль усвоения | Домашнее Задание | Дата проведения | ||||
Стандартный уровень | Повышен-ный уровень | ||||||||||
план | Факт. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Введение (1час) | |||||||||||
1 | Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров | Объяснение нового материала | Литература как искусство слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности. Богатство и разнообразие жанров литературных произведений. Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятие родов и жанров в литературном произведении. Уметь: определять роды и жанры произведений; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения произведения | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Эпос, лирика, драма | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с применением ИКТ, с.3-4, вопрос 1* | 06.09 | |||
Фольклор и его жанры (2 часа) | |||||||||||
2 | Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин» | Объяснение нового материала | Представление о фольклоре как особой форме познания действительности; понятие народной сатирической драмы, выявление уровня литературного развития учащихся Знать:своеобразие народной сатирической драмы. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику; отличать стихотворную речь и ее особенности | Свободная работа с текстами; владение монологической и диалогической речью | Сатиричес- Кая драма | Организация совместной учебной деятельности | С. 6-10, презентации с применением ИКТ | 07.09 | |||
3 | Детский фольклор. ДРК. Фольклор Дона . | Объяснение нового материала | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбель- ные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички) Знать: произведения детского фольклора. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику малых жанров детского фольклора | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Детский фольклор: колыбель- ные, частушки, считалки, загадки, скороговор- ки, заклички) | Организация совместной учебной деятельности | С.10-12. Вопросы. Индивидуаль- ные сообщения. Предания и легенды казаков-некрасовцев ( 1-2 по выбору) | 13.09 | |||
Литература эпохи Возрождения и ее жанры(3 часа). | |||||||||||
4-5 | Трагедия как жанр драматического произведения. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» | Объяснение нового материала Комбинирован-ный | Представления об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы 19века, литературы 20 века. Совершенствова-ние навыка анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания. Знать: основные факты жизни и творчества Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта» Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции . Трагедия произведения эпохи Возрождения. Пафос пьесы. Прославляющей верность в любви. Непобедимость искреннего чувства. высокую гуманность. Основной конфликт трагедии. Понятие о катарсисе | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников4 владение основными видами публичных выступлений. | Трагедия катарсис | Организация совместной учебной деятельнос- ти | С.14-28, вопрос 1-4, читать пьесу Вопросы4-7 с. С.28. В.2 9 письменно)- творческая работа | 14.09 20.09 | |||
6 | Сонеты Шекспира | Комбинирован-ный | Сонет как жанр и явление мировой культуры. Сонет как одна из популярных форм стихав литературе разных стран на протяжении нескольких столетий Знать: содержании е изученных произведений, основные теоретические понятия Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | сонет | Организация совместной учебной деятельнос- ти | С.28-30, вопрос1-3, индивид. сообщения | 21.09 | |||
Классическая литература 19 века и ее жанры (33часа) | |||||||||||
7 | Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни. | Объяснение нового материала | Знакомство с жанрами классической литературы 19 века. Басня в античной литературе Греции и Рима. Знать: наиболее распространенные жанры . иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен | Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Жанры эпоса, лирики. драмы | Фронтальный опрос. Самостоятель-ная работа | Презентации с применением ИКТ8 | 27.09 | |||
8 | И.А.Крылов- великий баснописец | Комбирован-ный | Расширение знаний о биографии писателя, знаком-ство с языковым своеобразием басен Крылова. Золотой век русской поэзии. Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: самостоятельно проводить исследование художествен-ного своеобразия басен | Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Басня и притча | Фронтальный опрос. Самостоятель-ная работа | Индивиду-альные сообщения | 28.09 | |||
9 | Из истории баллады. В.А. Жуковский. «Перчатка». | Комбирован-ный | Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского, нравственным содержанием баллады, ,сюже-том и требовательно-стью нравственных позиций автора. Знать: сюжетное своеобразие баллад Жуковского Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе | Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Романтическая баллада | Беседа, проблемные задания | Подготов. выразит. Чтение с.47-49, вопросы 2-5 | 05.10 | |||
10 | Баллада В.А. Жуковского «Светлана» | Комбирован-ный | Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады).Романтический образ героини, органическая связь ее с миром природы. Знать: сюжетное своеобразие баллад Жуковского Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки изученного | Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Романтическая баллада | Беседа, проблемные задания | С.38-47, вопросы с.47, отрывок наизусть. Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовки уч-ся | 06.10 | |||
11-12 | А.С.Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина.Лирика: !Элегия», « К портет | Комбирован-ный | Знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина в период Южной ссылки. Самостоятельный подбор материала. Устный портрет главного героя. Жанр стихотворения-послания, гимна, богатство и разнообразие жанров в творчестве поэта. Знать: наиболее распространенные жанры. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | извлечение необходимой информации из справочной литературы | Жанры лирики | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | С. 50-61, наизусть по выбору | 11.10 12.10 | |||
13-14 | А.С. Пушкин. «Барышня- крестьянка». Особенности жанра и композиции. | Комбирован-ный | Художественное своеобразие повести, особенности пушкинского языка. Авторское решение вопросов композиции повести Знать: сюжетное своеобразие повести Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному | Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | повесть | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа Тест на знание содержа-ния | С.67-88, пересказ эпизодов от лица одного из героев | 18.10 19.10 | |||
15 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Сюжетные особенности романа. | Комбирован-ный | Знакомство с исторической подоплекой романа,проблематика произведения Знать: понятия сюжет и композиция, роман как один из эпических жанров литературы. Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа | Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Роман | Беседа, проблем-ные задания Тест на знание героев | Гл.1-8, собирать материалы о главных героях романа: внешность, история жизни, поступки, мысли. Сделать закладки | 25.10 | |||
16 | Главные герои романа «Дубровский» | Комбирован-ный | Художественное своеобразие персонажей. Композиционные особенности, нравственные аспекты романа. Владимир Дубровский как романтический герой Знать: с историческую подоплеку романа Уметь: анализировать некоторые эпизоды , приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения | Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Роман | Беседа, проблем-ные задания, тест на знание содержа-ния | Гл.9-16, сделать закладки о Маше , выбрать и подготовить диалоги для выразительного чтения | 26.10 | |||
17 | Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа | Комбирован-ный | Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Окружение героев романа. Их судьбы. Знать:содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст. Определять жанр литературного произведения. Формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Роман | Тест на знание содержа-ния. Письмен-ный разверну-тый ответ на проблем-ный вопрос | Индиви-дуальные сообщения, подготовить выразит. Чтение гл.17, озаглавить последние главы романа, пересказ отдельных эпизодов | 01.11 | |||
18 | Р\р сочинение по роману «Дубровский» | Комбирован-ный | Формирование навыка написания сочинения на заданную тему Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: выбрать жанр сочинения. составить план сочинения, сформулировать идею, подобрать цитатный материал. Редактировать написанное. | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Монологи-ческий ответ | Закончить сочинение | 02.11 | ||||
19 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики | Систе-матизация ЗУН | Представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; знакомство с лирикой , символическими образами стихотворения «Смерть поэта» Знать: историко-культурные сведения, биографические сведения о поэте Уметь: давать характеристику герою, анализировать текст, сопоставлять эпизоды и героев разных произведений поэта | Создание письменных высказываний. Выбор и использова-ние выразитель-ных средств языка в соответствии с коммуника-тивной задачей | Жанры лирики | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа Тест на определение жанра лиричес-кого произведе-ния | С.104-112, рассказ о поэте. Наизусть отрывок из стихотворения «смерть поэта» | 16.11 | |||
20 | М.Ю.Лермонтов «Нет. Я не Байрон….», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия | Систе-матизация ЗУН | Знакомство с биографией и своеобразием творчества поэта. Определение жанра лирического произведения Знать: содержание прочитанного произведения Уметь:воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения | извлечение необходимой информации из справочной литературы | Различ-ные жанры лирики | Организа-ция совместной учебной деятельности | Творческая работа. Выразитель-ное чтение | 17.11 | |||
21-22 | Поэма Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, композиция | Систе-матизация ЗУН | Понимание поэтического сюжета, сосредоточенного на внутренних переживаниях, ощущениях человека. Его чувств, настроений; история создания, композиция, идейно-тематическое и художественное содержание поэмы Знать: содержание, оценку образа Мцыри В.Г.Белинским Уметь: анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, эмоционально и выразительно читать стихотворение | Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | поэма | Беседа, проблем-ные задания, тест на знание содержа-ния. Организа-ция совместной учебной деятельности. | Презентация с применени-ем ИКТ, учить наизусть отрывок из поэмы по выбору обучающегося | 22.11 23.11 | 23.11. 24.11 | ||
23 | Н.В. Гоголь. «Ревизор».История создания комедии. Россия 19 века в сюжете комедии «Ревизор» | Комбирован-ный | Представление об особенностях драматического произведения, об истории создания комедии «Ревизор»; анализ произведения драматургии с точки зрения идейно-художественного своеобразия. Мастерства речевых характеристик персонажей. Выразительное чтение драматического произведения. Письменные высказывания на предложенную тему Знать: особенности драматического произведения. Литературного жанра; определение понятия комедия Уметь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа | Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. | Комедия Афиша, ремарки | Беседа, проблем-ные задания, тест на знание изученного о писателе | Прочитать 1-2 действия комедии, подготовить характерис-тику действующих лиц комедии. Устное рисование, рассказ истории Хлестакова, рассказанной им самим и его слугой | 29.11 | |||
24-25 | Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | Комбирован-ный | История создания комедии . отражение жизни России 19 века в сюжете и героях комедии. Понимание жизненной основы комедии; обстоятельств, при ведших чиновников к роковой ошибке Знать: основы сценического произведения, содержание комедии Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному | Владение основными видами публичных выступлений; умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал | Комедия | Моноло-гический ответ Тест на знание содержа-ния комедии Определе-ние комическо-го и сатиричес-кого | Характерис-тика действую-щих лиц комедии. Устное рисование персонажей, индивидуальные задания для инсцениров-ки 4 действия комедии | 30.11 06.12 | |||
26 | Р\р Инсценирование эпизодов комедии «Ревизор» | Комбирован-ный | Характеры главных героев. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя. Его душевные и нравственные качества Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею. Проблематику произведения; давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. | Организа-ция совместной учебной деятельности | Творческая работа Первые сценические опыты «сыграть» поведение своего персонажа Подготовиться к уроку по ДРК | 07.12 | ||||
27 -28 | И. С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».общая характеристика жанра. Анализ произведений | Систе-матизация ЗУН Комбинированный | Жанровые особенности стихотворения в прозе. Многообразие тематики. Нравственный пафос и художественные особенности произведения И.С.Тургенева Знать: содержание произведения Уметь воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе | извлечение необходимой информации из справочной литературы; самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Стихотворения в прозе | Беседа, проблем-ные задания, Монологический ответ | Учить наизусть стих. по выбору, индивидуальные задания | 13.12 14.12 | |||
29-30 | Н.А.Некрасов. жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «размышления у парадного паодъезда» | Комбинированный | Гражданская лирика Некрасова, позиция автора. Стиль. Отвечающий теме лирического произведения. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Уметь: анализировать поэтическое произведение ( определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности. понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму. Настроение, которым проникнуто стихотворение) | извлечение необходимой информации из справочной литературы; самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Стиль | Беседа, проблем-ные задания, Монологический ответ | Учить наизусть отрывок из стихотворения по выбору уч-ся | 20.12 21.12 | |||
31-32 | Н.С. Лесков. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности сказа | Комбинированный | Знакомство с содержанием сказа. Нравственной проблематикой : отражение существенных черт русского национального характера. Особенности стиля прозы Лескова. Пафос творческого труда в произведении Знать: этапы жизни Лескова. Понятие сюжет; роль портрета и пейзажа в рассказе Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | извлечение необходимой информации из справочной литературы; самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Сказ как жанр эпоса | Организация совместной учебной деятельности | Прочитать сказ, подготовить пересказ сказа. Отметить цитаты. характеризующие героев | 27.12 28.12 | |||
33 | Характеристика героев сказа «Левша» | Комбинированный | Роль речевой характеристики героя как средства создания образа; содержание понятия герой художественного произведения Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение. Используя сведения по истории и теории литературы | извлечение необходимой информации из справочной литературы; | Организация совместной учебной деятельности | Вопрос 3 С.257. составить рассказ о судьбе тульского косого левши, устное рисование | 17.01 | ||||
34-35 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Урок разви-тия речи | Знакомство с содержанием сказки; с нравственной проблематикой; сатирическое изображение персонажей. Художественные особенности сказок Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Сказка. гротеск | Монологический ответ | Презентации с применени-ем ИКТ С.262-264. Инсцениров-ка | 18.01 24.01 | |||
36 | ДРК «Вурдалаки»- сборник донских юмористических рассказов | 25.01 | |||||||||
37 | Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Особенности сатиры. | Комбинированный | Знакомство с творчеством М.Твена. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения Знать: содержание произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения, формулировать идею; проблематику произведения; давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. | памфлет | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальные сообщения. С. 274-280, вопросы | 31.01 | |||
38-39 | А.П. Чехов. Ранние рассказы «Смерть чиновника», «Хирургия | Комбинированный | Знакомство с фактами биографии писателя, его творческой мастерской. Знакомство с особенностями языка Характер главного героя. Его душевные и нравственные качества Главная мысль произведения Юмор и жизнелюбие повествования Знать: содержание прочитанного Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения, формулировать идею; проблематику произведения; давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. | Юморес-ка | Организация совместной учебной деятельности | С.284. вопрос 6. Индивидуальные задания- прочитать рассказы-«Лошадиная фамилия». «толстый и тонкий», «пересолил», »Смерть чиновника» Составление вопросов к тексту | 01.02 07.02 | |||
40 | Р\р Сочинение по юмористическим произведениям А.П.Чехова | Комбинированный | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал. Редактировать написанное | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Монологический ответ | Подготовиться к уроку по ДРК «быт в чеховских рассказах» | 08.02 | ||||
41-42 | ДРК Донские страницы в рассказах Чехова | «Наивный леший», «Письмо к ученому соседу», «Радость», «Случай с классиком», «Умный дворник», «Репетитор», «Экзамен на чин» | 14.02 15.02 | ||||||||
43-44 | Портрет героя в различных жанрах художественных произведений | Комбинированный Урок разви-тия речи | Искусство изображения портрета героя в различных жанрах Роль портрета в литературном произведении Знать: средства выразительности при создании словесного портрета Уметь: характеризовать героя по его портрету | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы портрет | Творческая работа | С. 290. Задание4 | 21.02 22.02 | ||||
Литература 20 века | |||||||||||
45 | Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. Творчество В.Брюсова»Труд», «Хвала Человеку» | Комбинированный | Знакомство с жанрами эпоса, лирики, драмы в творчестве поэтов и писателей 20 века; совершенствование умения анализировать лирическое произведение на примере творчества Брюсова выразительное чтение лирического произведения Уметь : анализировать поэтическое произведение ( определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности. понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму. Настроение, которым проникнуто стихотворение | извлечение необходимой информации из справочной литературы; | Беседа, проблем-ные задания, Монологический ответ | Выучить наизусть по выбору учащихся | 28.02 | ||||
46-47 | Жанры лирики К.Д.Бальмонта Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянин »Не завидуй другу» | Комбинированный | Знакомство с творчеством К.Бальмонта; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения Знать: основные теоретические понятия и их соотношение Иметь представление о многообразии жанров; Уметь: определять тему, идею. Значение заголовка; находить средства художественной выразительности –выполнять анализ поэтического произведения | извлечение необходимой информации из справочной литературы; | Беседа, проблем-ные задания | Учить наизусть стихотворения по выбору | 29.02 06.03 | ||||
48-49 | Два перевода стихотворения Р Киплинга | Комбинированный | Анализ лирического произве- дения Р.Киплинга; совершенствование навыков выразительного чтения Уметь: привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки прочитанного произведения | извлечение необходимой информации из справочной литературы; | Беседа, проблем-ные задания | Учить наизусть стихотворения по выбору | 07.03 13.03 | ||||
50 | Из истории сонета | Комбинированный | Работать над содержанием понятия сонет Сопоставлять и анализировать произведения разных жанров Знать: наиболее распространенные и многообразии жанров жанры худ. произведений; иметь представление о богатстве Уметь: анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по истории и теории литературы | извлечение необходимой информации из справочной литературы | сонет | Организация совместной учебной деятельности | Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания | 14.03 | |||
51 | М.Горький «Старый год» | Комбинированный | Знакомство с биографией и своеобразием творчества М.Горького; совершенствовать умения составлять цитатный план эпизода из сказки «Старый год».Герои произведения, элементы притчи в жанре сказки. Знать:содержание прочитанного произведения; Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою | извлечение необходимой информации из справочной литературы | Сказка. притча | Организация совместной учебной деятельности | Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания | 20.03 | |||
52 | М.Горький «Старуха Изергиль» | Комбинированный | Знакомство с творчеством Горького. Главная мысль произведения. Роль пейзажа в рассказе, характер главного героя, его душевные качества Знать: содержание прочитанного произведения; Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поискн необходимой информации на заданную тему | Организация совместной учебной деятельности | Составление вопросов к тексту | 21.03 | ||||
53 | Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горько го | Комбинированный | Характер главного героя, его душевные качества. Главная мысль произведения Знать: содержание прочитанного произведения; Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у | легенда | Организация совместной учебной деятельности | Устное рисование, вопросы учебника | 03.04 | |||
54 | Р\р Сочинение по творчеству Горького | Разви-тие речи | Формировать навык написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана. Подбор цитатного материала Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план. Сформулировать идею, подобрать цитатный материал редактировать написанное | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Монологи-ческий ответ | Индивид.задания по творчеству Маяковского | 04.04 | ||||
55-56 | В.В.Маяковский «Необычайное приключение. Бывшее с Владимиром Маяковским на даче» | Комбинированный | Новаторство Маяковского. Мир гипербол характеристика героя произведения. определение отношения автора к герою. формирование навыков устной речи. Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения; владеть различными пересказа Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Владение монологичес-кой и диалогичес-кой речью | Стихот-ворение | Беседа, проблем-ные задания | Устное ри сование | 10.04 11.04 | |||
57 | Сатирическое стихотворение Маяковского «Гимн обеду» | Комбинированный | Новое оформление старых жанров. Особенности стиля поэта. характеристика героя произведения. определение отношения автора к герою. Сатира Маяковского. Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения; владеть различными пересказа Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Владение монологичес-кой и диалогичес-кой речью | гимн | Беседа, проблем-ные задания | Творческая работа | 17.04 | |||
58 | М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием» | Комбинированный | Содержание эпизодов фельетона. Вопросы по особенностям и содержанию произведения. пересказ эпизода.связь реального события и сюжета. Необычная связь эпиграфа с текстом Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения; владеть различными пересказа Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у | Фелье-тон, эпиграф | Организация совместной учебной деятельности | Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания | 18.04 | |||
59 | Поэтическая проза К.Г. Паустовского. «Рождение рассказа» | Комбинированный | Умение рассказывать о сюжете. Определять основную мысль произведения. герой рассказа и его поиски творческого подъема, вдохновения Знать: наиболее распространенный жанры , иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по теории и истории литературы. | извлечение необходимой информации из справочной литературы | Организация совместной учебной деятельности | Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания | 24.04 | ||||
60 | Р\р Рецензирование одного из изученных произведений | Комбинированный | Формировать навык написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана. подбор цитатного материала Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план. Сформулировать идею, подобрать цитатный материал редактировать написанное | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Монологи-ческий ответ | Индивид.задания по творчеству Ф. Абрамов | 25.04 | ||||
61 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Связь природы и человека. | Комбинированный | Знакомство с фактами биографии писателя, его творческой мастерской, проблемами, поднимаемыми автором. Знакомство с содержанием произведения Уметь : выразительно читать произведение, анализировать худ. текст; формулировать тему, идею, проблематику, выражать свою точку зрения | извлечение необходимой информации из справочной литературы | рассказ | Беседа, проблем-ные задания | Развернутый письменный ответ на один из вопросов (1-4) на с.431 | 01.05 | |||
62 | Из истории эссе. К.Г. Паустовский. «Радость творчества». | Комбинированный | Рождение жанра эссе, его популярность в современной литературе Уметь: анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по теории и истории литературы. | извлечение необходимой информации из справочной литературы | эссе | Организация совместной учебной деятельности | Индивид.задания по творчеству А. Вампилова | 02.05 | |||
63 | А.В. Вампилов. Водевиль «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль» | Комбинированный | Приобщение к восприятию сатиры и юмора. Средства создания автором юмористического произведения. Серьезные проблемы веселого жанра. Уметь : выразительно читать произведение, анализировать худ. текст; формулировать тему, идею, проблематику, выражать свою точку зрения | извлечение необходимой информации из справочной литературы | Воде-виль | Беседа, проблем-ные задания | Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания | 08.05 | |||
Великая Отечественная война в произведениях художественной литературы | |||||||||||
64 | События и герои великой Отечественной войны. М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» | Комбинированный | Знакомство с фактами биографии писателя. Знакомство с произведением, особенностями отражения действительности в произведении Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Идея и проблематика произведения Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у | роман | Организация совместной учебной деятельности | Презентация с примене-нием ИКТ | 09.05 | |||
65 | В.Г. Распутин. «Уроки французского». Гуманизм рассказа. | Комбинированный | Знакомство с фактами биографии писателя. Знакомство с произведением, особенностями отражения действительности в произведении Определение отношения автора к герою. Формирование навыков устной речи Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции | Владение монологичес-кой | повесть | Беседа, проблем-ные задания | Читать и пересказы-вать повесть письменный ответ на вопрос 3, | 15.05 | |||
66 | Роман. Повесть. Рассказ. | Комбинированный | Обзор богатства жанров через которые раскрывается тема войны ( повторение с привлечением ранее изученных произведений. Знать: жанры литературных произтьведений Уметь: анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по теории и истории литературы, привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения | извлечение необходимой информации из справочной литературы | Роман Повесть Рассказ | Беседа, проблем-ные задания | 16.05 | ||||
Фантастика и ее жанры | |||||||||||
67 | Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах земли» | Комбинированный | Знакомство с творчеством писателя. Знакомство с содержанием произведения. Характер главного героя, душевные и нравственные качества Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у | Научная фантас-тика | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальные сообщения | 22.05 | |||
Детективная литература и ее жанры | |||||||||||
68 | Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки» | Комбинированный | Знакомство с творчеством писателя, определение главной мысли произведения, поведение, Характер главного героя, душевные и нравственные качества Знать: содержание прочитанного произведения, иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у | детектив | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальные задания | 23.05 | |||
69 | ДРК Читательская конференция «Поэзия Тацинского района» | Комбинированный | Знакомство с творчеством поэтов-земляков Формирование навыков устной речи Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою | Владение монологиче- ской и диалогичес-кой речью | Беседа, проблем-ные задания | 29.05 | |||||
70 | Итоги года. Задание на лето. | 30.05 | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
рабочая программа по литературе 7класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...
Рабочая программа изучения литературы 7класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...
Рабочая программа по литературе, 7класс.
Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо____________литературе________________(учебный предмет, курс)Уровень общего образования, класс________основное общее образование 7 класс________(начальное общее, основное обще...
Рабочая программа по литературе 7класс на 2022-2023 уч.год
ФГОС 3 поколения...