Рабочая программа по литературе в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.П.Журавлева, В.Ю.Лебедева 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2019 к учебнику Лебедева Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. Базовый уровень. В 2ч. – М.: Просвещение, 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе в 10 классе | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.П.Журавлева, В.Ю.Лебедева 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2019 к учебнику
Лебедева Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. Базовый уровень. В 2ч. – М.: Просвещение, 2018.
Место учебного предмета в учебном плане.
Базисный федеральный учебный план ОУ РФ предусматривает изучение литературы в 10 классе в объеме 102 часов в год. В соответствии с учебным планом БОУ «Соловьевская СШ» и со сроками каникул для ОУ Полтавского муниципального района на 2018-2019 уч.год количество учебных часов в год составляет 105, в неделю – 3 час (35 уч.недель)
Срок реализации программы – 1 год
Рабочая программа ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по русскому языку.
В соответствии с требованиями ФГОС данная рабочая программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
В целевом разделе рабочей программы содержится общая характеристика учебного предмета, общие цели его изучения. Для реализации воспитательной и развивающей функции преподавания русского языка в программу включены планируемые результаты освоения учебных предметов ФГОС второго поколения: личностные и метапредметные.
В содержательном разделе рабочей программы даны основные разделы содержания курса литературы для _10__ класса и тематическое планирование.
В организационном разделе рабочей программы представлены перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса, Интернет-ресурсы, универсальные учебные действия по курсу «Литература».
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература – дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.
В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Цели литературного образования в средней (полной) школе на базовом уровне определены образовательным стандартом:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
- выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
- научиться анализу художественного произведения;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты обучения:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
- эстетическое отношение к миру;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола. Аллегория. Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих.Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика.
Учебно-тематический план. 10 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов всего | Развитие речи (часы) | Контрольные работы, тесты (часы) |
1. | Введение. Литература второй половины XIX века. Идейные направления, критика. | 5 | _ | _ |
2. | Творчество И.С.Тургенева | 11 | 2 | |
3. | Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» | 3 | - | - |
4. | И.А. Гончаров «Обломов». | 9 | 2 | 1 |
5. | А.Н.Островский. Драма «Гроза». | 6 | 1 | - |
6. | Ф.И. Тютчев. Поэзия. | 4 | - | - |
7. | Н.А. Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо» | 10 | 2 | - |
8. | А.А. Фет. Поэзия. | 3 | 1 | - |
9. | А.К. Толстой. Поэзия. | 2 | - | - |
10 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | 4 | - | 1 |
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс | 1 | |||
11. | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». | 11 | 2 | |
12. | Л.Н. Толстой. «Война и мир». | 19 | 2 | 1 |
13 | Творчество Н.С.Лескова | 3 | - | - |
14. | Страницы зарубежной литературы к.19-н.20 веков Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу | 2 | - | - |
15. | Творчество А.П.Чехова | 7 | - | 1 |
16 | Нравственные уроки русской литературы 19 века. | 2 | ||
17. | Подведение итогов года. | 3 | - | 1 |
Итого 105 часов | 105 часов | 12 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение (5 ч).
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.
И.С.Тургенев (11 ч)
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Н.Г.Чернышевский (3ч)
Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».
И.А.Гончаров (9ч)
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.
А.Н.Островский (6ч)
Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Ф.И.Тютчева (4ч )
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
Н.А.Некрасов (10ч)
Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
А.А.Фет (3ч)
А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.
А.К.Толстой (2ч)
Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.
М.Е.Салтыков-Щедрин (4ч)
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Страницы истории западноевропейского романа XIX века (1ч)
Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.
Ф.М.Достоевский (11ч)
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Л.Н.Толстой (19ч)
Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.
Н.С.Лесков (3ч)
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.
Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века (2ч)
Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.
А.П.Чехов (9ч)
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Нравственные уроки русской литературы 19 века.
Подведение итогов года (4ч)
Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия по курсу «Литература. 10 класс»:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Согласно ФГОС среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников по литературе являются основой разработки контрольно-измерительных материалов, определения видов и форм текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля знаний, умений, ведущих компетенций обучающихся. Основными формами контроля на данном этапе обучения являются контрольные работы, сочинения, тесты.
Учебно-методическое обеспечение
- Ю. В. Лебедев А. Н. Романова Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. — М. Просвещение, 2014.
- Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2016.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2015.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2015.
- Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Капитанова Л.А. А.П.Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Кузина Л.Н. Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
- Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:10 класс: Методические советы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2014
- Соболев Л.И. Путеводитель по книге Л.Н.Толстого «Война и мир». Часть 2. Учебное пособие.- М.: Издательство МУ, 2012.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.
4. http://www.openclass.ru/
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||
Введение | 5ч | |||
1 | Общая характеристика и своеобразие русской литературы | 1 | ||
2 | Русская литература на рубеже XIX – XX веков | 1 | ||
3 | Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века | 1 | ||
4-5 | Русская литературная критика II половины XIX века | 2 | ||
И.С.Тургенев | 11ч | |||
6 | Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. | 1 | ||
7 | Рассказы цикла «Записки охотника» | 1 | ||
8 | Особенности тургеневского романа (обзор произведений писателя) | 1 | ||
9 | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети» | 1 | ||
10 | Трагический характер конфликта в романе. Споры Базарова с Павлом Петровичем. | 1 | ||
11 | Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью. | 1 | ||
12 | Мировоззренческий кризис Базарова | 1 | ||
13 | Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. | 1 | ||
14 | «Отцы и дети» в русской критике. | 1 | ||
15-16 | Р.Р.Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 2 | ||
Н.Г.Чернышевский | 3ч | |||
17 | Н.Г.Чернышевский. Страницы жизни и творчества писателя. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. | 1 | ||
18 | Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. | 1 | ||
19 | «Будущее светло и прекрасно…». Черты социальной утопии в романе «Что делать?» | 1 | ||
И.А.Гончаров | 9ч | |||
20 | Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» | 1 | ||
21 | Образ главного героя в романе «Обломов» | 1 | ||
22 | Понятие «обломовщина» | 1 | ||
23 | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» | 1 | ||
24 | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» Контрольное тестирование по роману «Обломов» | 1 | ||
25 | Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов» | 1 | ||
26 | Историко-философский смысл романа «Обломов» | 1 | ||
27 | Р.Р.Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 1 | ||
28 | Р.Р.Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 1 | ||
А.Н.Островский | 6ч | |||
29 | А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества | 1 | ||
30 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие | 1 | ||
31 | Город Калинов и его обитатели | 1 | ||
32 | Образ Катерины. Ее душевные трагедии | 1 | ||
33 | Р.Р. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза» | 1 | ||
34 | Анализ драмы «Бесприданница» | 1 | ||
Ф.И.Тютчев | 4ч | |||
35 | Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева | 1 | ||
36 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева | 1 | ||
37 | Философская лирика Ф.И.Тютчева | 1 | ||
38 | Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева | 1 | ||
Н.А.Некрасов | 10ч | |||
39 | Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове | 1 | ||
40 | Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова | 1 | ||
41 | Горькая доля народа пореформенной России | 1 | ||
42 | Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?» | 1 | ||
43 | Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?» | 1 | ||
44 | Народ в споре о счастье | 1 | ||
45 | Идейный смысл рассказов о грешниках | 1 | ||
46 | Народ и Гриша Добросклонов | 1 | ||
47 | Р.Р.Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | ||
48 | Р.Р.Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | ||
А.А.Фет | 3ч | |||
49 | Этапы биографии и творчества А.А.Фета | 1 | ||
50 | Основные мотивы творчества А.А.Фета | 1 | ||
51 | Р.Р.Анализ стихотворений А.А.Фета | 1 | ||
А.К.Толстой | 2ч | |||
52 | Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого. | 1 | ||
53 | Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения. | 1 | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин | 4ч | |||
54 | Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина. | 1 | ||
55 | «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. | 1 | ||
56 | Градоначальники города Глупова как земные идолы. | 1 | ||
57 | Пророческий смысл финала сатиры. Контрольный тест по творчеству Салтыкова-Щедрина. | 1 | ||
Страницы истории западноевропейского романа XIX века | 1ч | |||
58 | Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс | 1 | ||
Ф.М.Достоевский | 11ч | |||
59 | Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества | 1 | ||
60 | Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» | 1 | ||
61 | «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных | 1 | ||
62 | Идея Раскольникова о праве сильной личности | 1 | ||
63 | Преступление Раскольникова | 1 | ||
64 | Раскольников и «сильные мира сего» | 1 | ||
65 | «Солгал-то он бесподобно, а на натуру и не сумел рассчитать» | 1 | ||
66 | Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой | 1 | ||
67 | Воскрешение человека в Раскольникове через любовь | 1 | ||
68 | Р.Р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | ||
69 | Р.Р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | ||
Л.Н.Толстой | 19ч | |||
70 | По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой –человек, мыслитель, писатель | 1 | ||
71 | «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. | 1 | ||
72 | Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр | 1 | ||
73 | Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.» | 1 | ||
74 | Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 | ||
75 | Изображение войны 1805-1807г.г. | 1 | ||
76 | Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. | 1 | ||
77 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 1 | ||
78 | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. | 1 | ||
79 | Изображение войны в романе. | 1 | ||
80 | Кутузов и Наполеон в романе. | 1 | ||
81 | Партизанская война. Бегство французов. | 1 | ||
82 | «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. | 1 | ||
83 | Эпилог романа. | 1 | ||
84 | Образ Наташи Ростовой. | 1 | ||
85 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | ||
86 | Р.Р.Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | ||
87 | Р.Р.Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | ||
88 | Контрольный тест по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | ||
Н.С.Лесков | 3ч | |||
89 | Художественный мир произведений Н.С.Лескова | 1 | ||
90 | «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие | 1 | ||
91 | Изображение национального русского характера в повести. | 1 | ||
Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века | 2ч | |||
92-93 | Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу | 2 | ||
А.П.Чехов | 7ч | |||
94 | Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе | 1 | ||
95 | А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. | 1 | ||
96 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие | 1 | ||
97 | Тема гибели души в рассказе «Ионыч». | 1 | ||
98 | Конфликт в пьесе «Вишневый сад». | 1 | ||
99 | Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. | 1 | ||
100 | Особенности чеховского диалога. К.Р. по творчеству Чехова. | 1 | ||
101- 102 | Нравственные уроки русской литературы 19 века. (семинар) | 2 | ||
Подведение итогов года | 3ч | |||
103 | К.Р. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. | 1 | ||
104-105 | Мировое значение русской литературы. Итоговый урок. Список произведений для летнего чтения. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...