Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Корнева Анастасия Павловна

Тема : Особенности лирики Г.Р. Державина  «Властителям и судиям», «Памятник».

Тема  поэта и поэзии в лирики Г.Р. Державина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_liriki_g.r._derzhavina.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 9 классе

Урок №1 (8)

Тема : Особенности лирики Г.Р. Державина  «Властителям и судиям», «Памятник».

Тема  поэта и поэзии в лирики Г.Р. Державина

Цели урока: Научить  работать с художественным текстом, производить анализ лирического  произведения.

Познакомить учащихся со стихотворениями «Властителям и судиям», «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого негодования, торжественность и внушительность содержания этих произведений; показать заслуги Державина перед русской литературой.

Познавательная: познакомиться  с  особенностями лирики и творчества Г.Р.Державина на примере стихотворений «Властителям и судиям» и «Памятник»;

проследить, как развивается тема поэта и поэзии в литературе и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

Развивающая: развивать речевые умения путём овладения учащимися приёмами художественной образности, выразительными средствами  поэтического языка  18 века; развивать мышление путём обучения анализу, сравнению, выделению главного.

Воспитательная: формировать аккуратность, добросовестность и ответственность при выполнении заданий, прививать интерес  к  исследовательской работе.

Оборудование: учебник по литературе, распечатки стихотворений, распечатки задания, ноутбук для прослушивания аудиозаписи стихотворения, проектор для просматривания видео материала.

Ход урока:

Организационный момент

Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о лирике Гавриила Романовича Державина. Но для начала проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания по творчеству М.В Ломоносова.

  1. К слову «ода» написать синквейн  (отвечают 2 ученика).
  2. (ода - поэтическое музыкальное
    сочиняется читается посвящается
    произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью
    лирика)

2.        Наизусть отрывок оды «на день вошествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» на стр. 59 (отвечают ученики).

3.        Письменный анализ оды Ломоносова (15 пунктов) (отвечают 1-2 ученика, у остальных учитель проверит в тетрадях).

Объяснение нового материала

  1. Слово учителя о Державине.

Гавриил Романович Державин первоначальное образование получил дома, затем обучался в казанской гимназии, которую, однако, не закончил. В 1762 году он прибыл в Преображенский полк в Петербург и долго служил солдатом. Лишь через 10 лет его перевели в прапорщики.

Екатерина вторая обратила внимание на Державина, когда он опубликовал оду в журнале «Собеседник любителей русского слова»  (1783).

Державин опоэтизировал  Екатерину вторая, создав её живой облик  и отдав должное её человеческим качествам – энергии, деловитости, умению прощать слабости и промахи, простоте, справедливости. Екатерина 2 оценила адресованную ей оду, и перед Державиным окрылись двери дворца. Он был назначен правителем Олонецкой, а потом Тамбовской губерний. Приближённый затем ко двору, поэт не вписался в его атмосферу, и конфликты с императрицей и с её фаворитами следовали один за другим.  

На поэтическом поприще Державин добился несравненно больших успехов.

В своей жизни Державин повидал не только роскошные обеды богачей и вельмож. Ему были знакомы тяжёлые условия народного труда и быта, упоение помещиков своей властью, бесстыдное воровство сановников. Державин стремился укрепить самодержавие и выступал против тех, кто нарушал и презирал законы монархии.  

После выхода в отставку Державин посвятил себя литературным трудам.

Он, как и Гораций, как впоследствии Пушкин, создал себе своими поэтическими трудами «нерукотворный памятник».

2.        Прослушивание аудиозаписи стихотворения .Читает Л.Кулагин. (Стихотворение «Властителям и судиям»).

        

3.        Выявление главной мысли по прочитанному стихотворению: эвристическая беседа с учениками.

Вопрос: «Что роднит это стихотворение Державина с «Одой на день восшествия…» Ломоносова?» /Наказ царям./

4.        Просмотр шестиминутного видео о Г.Р. Державине и его творчестве. Запись информации учениками с пятой минуты видео. https://ok.ru/video/39547701824 Важная информация будет записана в тетрадь. (Беседа учителя с учениками)

5.        Выразительное чтение учителем стихотворения «Памятник».

6.  Выразительное прочтение учителем стихотворения на латыни «К Мельпомене - Я памятник вознес... Гораций»

Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н. э.)

перевод с латинского

          К Мельпомене (III, 30) 

Я памятник вознес себе навеки
Превыше Нила царских пирамид,
Что не разрушат ни земные реки,
Ни Аквилона грозный ве'тров вид,
Ни бег времен, ни даже вереница
Бесчисленных годов, для них – мой верный щит.
И весь я не умру, хотя б одна страница,
Но тленья Либитины избежит.
И славен буду я в моем потомстве,
Доколь с весталками не канет понтифи'к
Из Капитолия во вражьем вероломстве
В последний молчаливой девы крик.
И всяк плебей меня уже прославит
И разнесет повсюду Ауфид,
Что с местности, где Давн злобный правит
И где народ меня благословит,
Я первый в Рим, как Цезарь Клеопатру,
Напевы эолийские увел.
О, Мельпомена, к твоему амфитеатру
Дельфийским лавром захватил престол.

латинский оригинал Горация:

HORATII CARMINUM III, 30 

          Ad Melpomenen (III, 30)

Exegi monumentum aere perennius
Regalique situ pyramidum altius,
Quod non imber edax, non aquilo impotens
Possit diruere aut innumerabilis
Annorum series et fuga temporum.
Non omnis moriar multaque pars mei
Vitabit Libitinam: usque ego postera
Crescam laude recens, dum Capitolium
Scandet cum tacita virgine pontifex:
Dicar, qua violens obstrepit Aufidus
Et qua pauper aquae Daunus agrestium
Regnavit populorum, ex humili potens
Princeps Aeolium carmen ad Italos
Deduxisse modos. Sume superbiam
Quaesitam meritis et mihi Delphica
Lauro cinge volens, Melpomene, comam.

        

7.        Делим класс на три группы (первый ряд, второй ряд, третий ряд).

Раздаю распечатки с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» и М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…».  И листочки с вопросами для анализа.

Задание для первой группы: 1) Выразительное чтение стихотворения Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул..». 2) Анализ этого стихотворения.  

 

Задание для второй группы: 1)Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник». 2) Анализ этого стихотворения.

 

Задание для третей  группы:1) Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник». 2) Анализ этого стихотворения.  

Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.

 Выразительно прочитайте стихотворение

План анализа (единый для всех групп)

2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?

3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?

4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

Результатом обсуждения будет заполнение следующей таблицы:


М.В.Ломоносов

Г.Р.Державин

А.С.Пушкин

Черты биографии

“Мне безззнатный род препятством не был”.

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.

“…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.

Границы творческого бессмертия

Поэт будет жить, пока живо его Отечество.

“Доколь славянов род вселенна будет чтить”.

“…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.

Каковы отношения у поэта с музой

Муза – высокая покровительница.

Муза – верная подруга поэта.

Муза – соратник на великом поприще поэзии.

На задание даётся 3-5 минут.

Пока каждая группа читает свой ответ, и записывает на доске, остальные ученики записывают в тетрадь.

 Подведение итогов урока.

Итак, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

8.        Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения и выучить наизусть стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям » (стр.66).

Учебник по литературе 9 класс (Авторы: В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Корович, И.С. Збарский)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....