Стратегии смыслового чтения
учебно-методический материал по литературе на тему

Мухаметхалиева Лаззат Женисовна

Презентация к методической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon strategii_smyslovogo_chteniya.ppt902.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Слайд 3

Стратегии смыслового чтения это различные приемы, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Данный подход учит анализировать, отбирать, интегрировать и воспитывает независимого, мыслящего читателя. Каждый ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной.

Слайд 4

Фазы деятельности по пониманию текста Стратегии смыслового чтения I этап. До чтения. 1. Поиск информации и понимание прочитанного. II этап. Во время чтения. 2. Преобразование и интерпретация информации. III этап. После чтения. 3. Оценка информации. Технология смыслового чтения включает в себя три этапа:

Слайд 5

Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным, которые используются мной, относятся стратегии «Глоссарий», «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Ориентиры предвосхищения», «Лови ошибку».

Слайд 6

Прием «Глоссарий» необходим для актуализации и повторения имеющейся информации, расширения словарного запаса. Данная стратегия пробуждает мотивацию деятельности учащихся, вызывает интерес к чтению, заставляет учащегося мыслить самостоятельно, развивает воображение.

Слайд 7

Например, перед чтением баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» предлагаю учащимся тему текста и список слов ( Олег, конь, кудесник, старец, хазары, враги, жребий, предсказание, змея, смерть ), которые относятся к этой теме. Ребята до чтения отмечают те слова, которые, с их точки зрения, встретятся в тексте, размышляют о возможном развитии сюжета. После чтения возвращаются к списку слов и переосмысливают тему и сюжет текста.

Слайд 8

Приемы «Мозговой штурм» и «Ассоциативный куст» позволяют за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленные задачи. К данным приемам прибегаю для коллективного поиска решения проблемы, вовлечения в работу как можно большего числа учащихся.

Слайд 9

Например, перед анализом стихотворения Г.Р. Державина «Памятник» девятиклассникам было предложено записать свои ассоциации к слову « Памятник» . Так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали такие слова, как память, статуя, вечная, слава, высокий, честь, заслуга, уважение и т.д.

Слайд 10

На уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Краткие причастия» использую прием «Ориентиры предвосхищения». 1. Учащимся необходимо прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V). До чтения Суждения После чтения 1.Все причастия имеют полную и краткую форму. 2. Действительные причастия имеют полную и краткую форму. 3.Действительные причастия имеют полную форму. 4.Страдательные причастия имеют только полную форму. 5. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. 6. В суффиксах кратких причастий пишется буква Н. 7. Краткие причастия в предложении являются сказуемым. 2. Затем отметить их ещё раз после прочтения текста параграфа. Если от­вет изменился, объяснить, почему это произошло.

Слайд 11

Целью стратегии «Лови ошибку» является формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Слайд 12

Например, учащимся 7 класса при изучении темы «Причастие» было предложено задание выявить в тексте допущенные ошибки. 1.Причастие - это служебная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? что сделав? что делая? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. В предложениях обычно бывают обстоятельствами, реже - сказуемыми.

Слайд 13

К стратегиям текстовой деятельности относятся приёмы, которые помогают управлять процессом осмысления текста во время чтения. Мною в работе с обучающимися используются следующие: «Граф-схема», «Попеременное чтение», «Чтение с остановками», «Двухчастный дневник», «Преобразование информации».

Слайд 14

Стратегия «Граф-схема» помогает систематизировать и структурировать полученные знания. Во время чтения текста учащиеся выписывают существенные понятия, факты, примеры и т.д., относящиеся к теме, и соединяют стрелками с центральным понятием и с другими понятиями.

Слайд 15

Схема на уроке русского языка по теме «Сложносочиненное предложение» может выглядеть так:

Слайд 16

Стратегия «Попеременное чтение» , целью которой является проверка понимания читаемого вслух текста. Текст читают попеременно по абзацам, остальные слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Слайд 17

Стратегия «Чтение с остановками» применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. На уроке литературы в 6 классе при изучении рассказа В. М. Шукшина «Критики» говорю учащимся, что мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы, одни из них направлены на проверку понимания текста, другие — на предполагаемое развитие дальнейших событий.

Слайд 18

Цель стратегии «Двухчастный дневник»: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Данную стратегию удобно применять при изучении как эпических, так и лирических произведений.

Слайд 19

Фрагмент «двухчастного дневника» к комедии «Горе от ума» может выглядеть так: Моменты, которые меня поразили, удивили (цитаты, которые произвели наибольшее впечатление) Комментарий: почему именно этот момент меня удивил? «Счастливые часов не наблюдают…» Когда человек влюблен, мир вокруг него преображается, а время пролетает незаметно. «Служить бы рад – прислуживаться тошно…» Герой готов служить во имя высоких целей, а не угождать начальникам

Слайд 20

Стратегия «Преобразование информации» важна при выявлении во время чтения наиболее важной информации, необходимой для решения учебно-практических или учебно-познавательных задач. Например, изучая тему «Предания» в 7 классе, предлагаю задание: закончите предложения, используя статью учебника. 1.Предания - это устный рассказ, который содержит… 2.Предания возникают… 3. Герои преданий… 4.Основные темы преданий… 5. В каждом из преданий отразился…

Слайд 21

Целью послетекстовых стратегий является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Из стратегий послетекстовой деятельности ребята с удовольствием работают с приёмами: «Вопросы после текста», «Ромашка Блума», «Толстые и тонкие вопросы», «Тайм-аут».

Слайд 22

Очень занимательна и познавательна стратегия « Ромашка Блума », ее вариант «Кубик Блума». Данная стратегия развивает речь, воображение учащихся, способствует целостному осмыслению текста, учит выслушивать точку зрения одноклассников. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

Слайд 23

«Ромашка Блума»

Слайд 24

А.С.Пушкин «Дубровский» 1 глава 2 4 5 6 1 3

Слайд 25

Например, в 6 классе при изучении «Дубровского» к 1 главе шифрую следующие вопросы: 1.С кем из героев мы знакомимся в первой главе произведения? Что мы узнаём об их жизни? 2. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давала ему власть? 3. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского? 4. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским. 5. Какие черты характера Дубровского проявляются в случае на псарне? 6. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

Слайд 26

Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» . «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагаю сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Слайд 27

Например, вопросы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», изучаемой в 7 классе. Толстые вопросы Тонкие вопросы Почему станционный смотритель гордился дочерью? Кто такие станционные смотрители? Что, по-вашему, чувствовала Дуня, узнав о гибели отца? Какие картины висели в доме Самсона Вырина? Почему Самсон Вырин погиб? Какого звания был жених Дуни?

Слайд 28

Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения. Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Технологическая карта урока (с использованием стратегии смыслового чтения и ИКТ)

Тема: "Соли - состав, классификация, номенклатура"Цель: охарактеризовать состав солей, классификацию, номенклатуру....

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...