Конспект урока литературы в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Кондусова Марина Александровна

Конспект урока литературы в 8 классе "А счастье было так возможно..." по повести И.С. Тургенева "Ася"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондусова М.А.,

учитель русского языка

и литературы

 Репинской средней

 школы Оренбургского района

Оренбургской области

Цели урока:

1.Обучающие.

  • Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов, осознание роли художественного описания
  • Формировать навыки речевой культуры и культуры общения

2.Развивающие.

  • Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;
  • Способствовать развитию речи учащихся

3.Воспитывающие.

  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к искусству

Тип урока: обобщающий

Оборудование:

  • Экран,  мультимедийный проектор, колонки.
  • Ноутбук
  • Презентация к уроку в программе PowerPoint
  • Учебники, тетради, доска, мел.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые юноши и девушки! Сегодняшний урок мы посвящаем постижению тайны любви. Тема нашего урока «А счастье было так возможно…» по повести И.С.Тургенева «Ася».

(звучит романс Глинки на стихи Ф.И.Тютчева « Я встретил Вас..»)

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всём старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать?

2. Вступительное слово учителя.

Любовь…Это  слово, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты  не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорблённого чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра.

Вопросы и вопросы. Прямых ответов на них мы не найдём и у Тургенева, но все тургеневские герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылён.

Один из исследователей творчества Тургенева П.Анненков писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка».

Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний.

3. История  создания повести. Биографические черты повести «Ася».

   В основу повести «Ася» легли биографические факты из жизни писателя.

Сейчас Чалов Ю. Расскажет нам об этом.

4. Проверка домашнего задания: все ли прочитали повесть «Ася»?

Сейчас мы проверим знание текста с помощью небольшого теста.

5. Аналитическая беседа.

  • Скажите, какую форму повествования выбирает автор?

( Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими)

У. Действие повести происходит в Германии. Сейчас я предлагаю вам отправиться в небольшой немецкий городок на берегу Рейна.

Звучит вальс Штрауса. Показ слайдов.

Выразительное чтение описания местности (1 глава) – читает Цинаева Т.

  • Что можно сказать о Н.Н., от лица которого ведётся повествование? Как он воспринимает окружающий его мир? Об этом мы узнаем от нашего героя.

Рассказ Н.Н. (1 глава) – Шилтов К.

  • Как он познакомился с Гагиными? ( Он поехал на праздник в соседний городок Л., и там, в толпе он услышал русскую речь. Это были Гагин с Асей)
  • Каково состояние души Н.Н. после знакомства с Гагиными? ( он разнежен томлением и ожиданием счастья)
  • Рассказ о первом дне знакомства завершается лирическим пейзажем: прочитаем его. Читает Цинаева Т или Чалов Ю.
  • Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.?

Пейзажная миниатюра  становится средством выражения романтических возвышений героя. Встреча с Гагиными обострила его внимание к прекрасному. Поэтому он весь отдаётся созерцанию и возвышенному настроению.

-Где встретили Н.Н. и Гагин Асю на второй день знакомства? ( На уступе скалы на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

  • Какое чувство вызывает Ася у Н.Н. ( неприязнь, досаду)

По словам Гагина, Ася «вольница и сумашедшая», она представляется  полузагадочным существом, хамелеоном.

  • Какие роли принимает Ася? Почему она так поступает? (Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала англичан; за столом сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной.)

Н.Н. так и не понял Аси, не понял, почему она так себя ведёт. Он ощущает какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, то ревнивое подозрение, что Гагины  - не родственники.

  • Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж? (Какие-то неясные, тёмные силы врывались в сознание героя, оставаясь смутными, тревожными и раздражающими. Непонятная герою мёртвенная тяжесть как первые всплески неосознанного чувства разрешилась в сознании героя в горькое жгучее волнение, в тоску по родине.)
  • Какие чувства овладевают героем после подслушанного разговора в беседке? (зачитать конец 6 гл)
  • Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа брата?

Эту историю, тайну происхождения Аси, мы услышим из уст самого Гагина.

 ( Рассказывает Зуза С.)

  • Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась? (Успокоенный. Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его не только полудикой прелестью, но её душа ему нравилась.) прочитать:

Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды, самый воздух, казалось,  был насыщен блеском» (9 гл.). Ася говорит любимому « Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так и утонули бы в этой синеве…»

-Как понимать эти слова?

Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью. По словам литературоведов, образ любви, по Тургеневу  - аллегория. Любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».

  • А что же чувствует Н.Н.? Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?

Через пейзажную зарисовку. Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние героя, становясь «пейзажем души». ( чтение эпизода из 10 гл.)

Взыскательный мастер слова, Тургенев писал языком простым, выразительным и ясным, передающим все оттенки явлений и чувств.

Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя»,  в тёмной. Холодной глубине реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: что было смутным, тревожным, оборачивается страстной жаждой счастья.

   А Ася? Близкая к Земле, страстно и цельно чувствующая, она не могла удовлетвориться беспредметными мечтаниями. И вот, без мысли о последствиях, без расчёта и осторожности, она назначает любимому свидание. «Другая бы  умела всё скрыть  и выждать, но не она» - по верному пониманию брата.

Творческое задание: восстановите записку, которую написала Ася своему возлюбленному.

В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание?

И вот она, самая волнующая сцена повести – сцена свидания.

Чтение по ролям 16 главы. Сцена свидания.

  • Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене? Чем не понравился? В чём он обвиняет Асю?

Поведение героя в сцене свидания представлялось многим критикам – современникам Тургенева возмутительным. Однако, попробуем понять. Сцена свидания – образец тургеневского психологизма. Автор сосредоточивает внимание на развитии, изменении психологического состояния героя.

Рассудив благоразумно. Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. « Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её» Однако желание расстаться не соответствует правде его чувств. Он осуждает в душе то, что говорит Асе при свидании. Итак, герой сам пришёл к своему несчастью.

  • А когда же приходит к герою сознание, что он любит? (Позже, после свидания)
  • А как автор относится к такому поведению героя? ( Тургенев осуждает своего героя. Да  и сам Н.Н. с сарказмом говорит о своём решении быть счастливым – завтра)
  • Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя? Подтвердите словами из текста. (конец 21 гл.)
  • Почему же  не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?

Душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании. А к Н.Н. осознание чувства любви пришло позднее.

Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н.Н. только созерцает мир, а Ася живёт непосредственным движением сердца, в ней ни одно чувство не бывает наполовину.

Вывод:

Итак. Мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души.

-Какими способами автор помогает нам открыть душу героя?

(Повествование от первого лица, портретные характеристики, психологический пейзаж.)

Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство к Асе лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви.

Обращаемся к декорации урока: засушенная веточка герани, записочки…

Двое учащихся подходят к декорации  и читают стихотворение:

Первой любви не сотрётся печать.

Будем друг друга всю жизнь вспоминать;

Общие сны будут сниться обоим;

Разум обманем и сердце закроем –

Но о прошедшем тоска не умрёт,

А уж любовь не придёт, не придёт-

Нет, уж любовь не придёт!

6.Итог урока.

Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. И неоспорим тот факт, что в его жизни была та единственная возлюбленная, чувство к которой он сохранил до конца своей жизни. Полина Виардо.. французская певица, красавица, которую он боготворил, его Муза.

В жизни каждого поэта и писателя были   Музы, которым он посвящал свои произведения: у великого гения Пушкина -  А.П.Керн, М.Н.Раевская,  жена Н.Гончарова; У Ф.Тютчева - •Амалия Лерхенфельд

Элеонора Петерсон

Эрнестина Дернберг

Елена Денисьева

«Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты…» 

Любовь – великое чудо. Обретя его, храните, берегите, не дайте засохнуть.

7.Оценки за урок.

8.Домашнее задание:1) Ответить письменно на вопрос «Почему повесть называется «Ася»?  2) Подготовить рассказ о свидании молодых людей  от лица Гагина

  3) Написать сочинение «Каким бы вы хотели видеть финал повести Тургенева?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...