Конспект урока литературы 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Перкина Ольга Юрьевна

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u._istoriya_odnogo_goroda.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

(обобщающий урок)

Цели: обобщить и провести контроль за осмыслением прочитанного произведения; закрепить понятие «средства художественной выразительности)

Ход урока

I. Беседа.

Вопросы:

  1. Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.)

2)Как  вы  понимаете  значение  слов:  гротеск,  гипербола,  «эзопов язык»? (Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)

      II.Обратим внимание непосредственно на роман « История одного города».

1.Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)

2.Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг.  Какова  роль  главы  «Опись  градоначальников»  в  произведении?

3. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города».

Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога; примеры зачитываются)

4. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

5. Выборочное чтение. Глава «Органчик». 

Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

6. Выборочное чтение. Глава «Подтверждение покаяния». 

Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск?          

Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

7. Прокомментируйте финал «Истории одного города».

     

     8. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)

III. Вывод:  «История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века.

И. С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества.

     IV. Д/З. Подготовиться к проверочной работе.

 

Проверочная работа в 10 классе по произведению

М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

(работа с отрывком из произведения)

Но драма уже совершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», - прибавляет летописец.

          Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глуповцев всякими неправдами, и действительно, не в долгом времени возжог бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужники. Вор-новотор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослабляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников – сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю. Но новотор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что. не выждав петли, зарезался огурцом.

                                     

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

    1-сказка,      2-повесть,     3- рассказ,     4-роман.

2. Какое место этот фрагмент занимает в произведении?

является завязкой сюжетного действия;

завершает повествование;

играет роль вставного эпизода;

является одним из этапов развития сюжета.

 3. О чём этот отрывок? Главной темой данного фрагмента является:

    1-тема добра;   2- тема покорности;    3- тема человеческой глупости;   4- тема судьбы.

 4. Что определяет образ жизни вора-новотора?

непосильный, тяжёлый труд;

забота о глуповцах;

желание постоянно разжигать конфликты, надеясь так снискать расположение князя;

стремление стать царём.

5. С какой целью автор пишет о том, что «…головотяпы немедленно выбрали болотину и , заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами»?

выявляет отсутствие в героях серьёзного отношения к жизни;

показывает отношение рассказчика к персонажам;

усиливает комический эффект;

подчёркивает социальное положение героев.

 

  6. Оксюморон – термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на соединении несоединимого. Укажите пример оксюморона:

заедена насмерть клопами;

стреляла из пушки, как из ружья;

зарезался огурцом;

несытое воровство.

7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «И начал он …»).

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Но вору-новотору…», выпишите слово, которое характеризует отношение глуповцев к своей судьбе до того момента, как вор-новотор начал разжигать конфликты.

9. В абзаце, начинающемся со слов: «Но драма уже…», найдите слово, которое свидетельствует о том, что перед нами история жизни глуповцев.

10. Как вы считаете, что же обозначает финал? Опираясь на текст, найдите все "за" и "против".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...