Конспект урока литературы 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u._istoriya_odnogo_goroda.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
(обобщающий урок)
Цели: обобщить и провести контроль за осмыслением прочитанного произведения; закрепить понятие «средства художественной выразительности)
Ход урока
I. Беседа.
Вопросы:
- Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.)
2)Как вы понимаете значение слов: гротеск, гипербола, «эзопов язык»? (Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)
II.Обратим внимание непосредственно на роман « История одного города».
1.Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)
2.Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальников» в произведении?
3. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города».
Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога; примеры зачитываются)
4. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?
5. Выборочное чтение. Глава «Органчик».
Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?
6. Выборочное чтение. Глава «Подтверждение покаяния».
Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск?
Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?
7. Прокомментируйте финал «Истории одного города».
8. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)
III. Вывод: «История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века.
И. С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества.
IV. Д/З. Подготовиться к проверочной работе.
Проверочная работа в 10 классе по произведению
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
(работа с отрывком из произведения)
Но драма уже совершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», - прибавляет летописец.
Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глуповцев всякими неправдами, и действительно, не в долгом времени возжог бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужники. Вор-новотор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослабляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников – сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю. Но новотор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что. не выждав петли, зарезался огурцом.
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1-сказка, 2-повесть, 3- рассказ, 4-роман.
2. Какое место этот фрагмент занимает в произведении?
является завязкой сюжетного действия;
завершает повествование;
играет роль вставного эпизода;
является одним из этапов развития сюжета.
3. О чём этот отрывок? Главной темой данного фрагмента является:
1-тема добра; 2- тема покорности; 3- тема человеческой глупости; 4- тема судьбы.
4. Что определяет образ жизни вора-новотора?
непосильный, тяжёлый труд;
забота о глуповцах;
желание постоянно разжигать конфликты, надеясь так снискать расположение князя;
стремление стать царём.
5. С какой целью автор пишет о том, что «…головотяпы немедленно выбрали болотину и , заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами»?
выявляет отсутствие в героях серьёзного отношения к жизни;
показывает отношение рассказчика к персонажам;
усиливает комический эффект;
подчёркивает социальное положение героев.
6. Оксюморон – термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на соединении несоединимого. Укажите пример оксюморона:
заедена насмерть клопами;
стреляла из пушки, как из ружья;
зарезался огурцом;
несытое воровство.
7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «И начал он …»).
8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Но вору-новотору…», выпишите слово, которое характеризует отношение глуповцев к своей судьбе до того момента, как вор-новотор начал разжигать конфликты.
9. В абзаце, начинающемся со слов: «Но драма уже…», найдите слово, которое свидетельствует о том, что перед нами история жизни глуповцев.
10. Как вы считаете, что же обозначает финал? Опираясь на текст, найдите все "за" и "против".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.
Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...