Урок по литературе в 5 классе "Малые жанры фольклора"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по литературе в 5 классе. Цель урока:расширить знания учащихся о русском фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. Особое внимание уделяется пословицам и поговоркам. Во внеурочное время была продолжена работа над темой и создан проект "Как работают пословицы и поговорки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_zhanry_folklora.docx | 753.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
Цель: расширить представление о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.
Планируемые результаты обучения:
личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; с помощью пословиц развивают устную речь, память, артистические способности
предметные: знать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл пословиц;
метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Оборудование: компьютер, экран, учебник, сборники пословиц и поговорок; распечатки пословиц, поговорок.
Сценарий урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. (Учащимся было задано подготовить сообщение по материалу учебника стр. 18-20. Придумать загадки)
- Работа по теме урока.
- Деятельность учеников. Ответы на вопросы учебника о загадках.
(Что помогает придумывать и отгадывать загадки? Загадайте придуманные дома загадки друг другу. Какие признаки помогают отгадать их?)
Вывод: все загадки разные. Есть загадки-описания, есть загадки-вопросы, есть загадки -задачки «Какой рукой лучше всего размешивать чай?» – Ответ: «Ложечкой». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Грузовик ехал в деревню, по дороге он встретил четыре легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?» Ответ: «Одна».
Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.
5. Слайд №1. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Какие ещё, кроме загадок, малые жанры этого творчества вы знаете?(прибаутка, считалка, частушка, пословица, поговорка, сказка).
Слайд №2. Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с пословицами и поговорками. Какие пословицы и поговорки вы знаете? Часто мы их употребляем в своей речи?
(Ответы учащихся)
- А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?
(Нет. Они возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)
Слайд №3. Каждая пословица и поговорка имеют прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц и поговорок, объясните причину их употребления.
1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.
2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.
3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.
4. Тише едешь – дальше будешь – об излишней торопливости
5. Чужим богат не будешь.
6. Смелость города берет
6. Работа с учебником. Прочитайте определения пословиц и поговорок и запишите их.
Деятельность учителя и учеников:
Сравнительный анализ:
Заполните таблицу, которая поможет увидеть наглядно, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.
Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»
7. Слайд №4. Определите, какие выражения относятся к пословицам, а какие к поговоркам? (обсуждение в парах; 1в. записывает пословицы, 2в. – поговорки)
8. Деятельность учеников.
Слайд №5. Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.
- каравай, не, рта, чужой, на, разевай
- волка, лес, глядит, корми, всё, как, ни, в
- труда, не, пруда, и, рыбки, из, выловишь, без
- на, Варваре, нос, базаре, оторвали, любопытной
- один, отмерь, семь, отрежь, раз один, раз
6. крепкую, топором, и, разрубишь, не, дружбу,
Закрепление изученного материала:
Домашнее задание. Сочинение мини-рассказов.
- Вы познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Дома сочините небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки о школе, о дружбе, о знаниях. (Учитель читает образец сочинения)
Малые жанры фольклора
потешки дразнилки песенки
прибаутка частушка
скороговорки считалки небылицы
загадки поговорки пословицы
Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой поговорки. Почему так считаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе. Жанры фольклора.
Цели урока:- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора- познакомить с происхождением и природой загадок- разв...
Урок на тему "Запреты как жанр фольклора"
рассмотрены особенности жанра фольклора Запреты,определение жанра, структура, содержание. приведены примеры запретов, сфера их употребления. может помочь в системе уроков по устному народному творчест...
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...