Урок литературы в 5 классе. Жанры фольклора.
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Цели урока:
- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора
- познакомить с происхождением и природой загадок
- развивать умение отгадывать и сочинять загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanry_folklora._5_klass._literatura._doc.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д.Ж. Жанаева»
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: «Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки»
Подобашина М.Н.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Хоринск
Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки.
Цели урока:
- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора
- познакомить с происхождением и природой загадок
- развивать умение отгадывать и сочинять загадки.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя: постановка целей урока. – Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле, узнаем, как произошли загадки и будем сами учиться сочинять загадки.
- Знакомство со статьёй учебника. Чтение статьи «Малые жанры фольклора»:
- Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
- В чём их своеобразие?
Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки.
III. Знакомство с жанром пословиц.
1. Вводная беседа.
– Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи? Какие пословицы вы слышите от окружающих вас людей? Как вы думаете, почему пословицы так широко используются в каждодневной речи? Для чего?
Запись на доске!!!
2. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
«От пословицы не уйдёшь»
«Пословица не даром молвится»
«Пословица век не сломится»
«Глупая речь – не пословица»
«Красна речь пословицей»
3. Обсуждение высказываний о пословицах.
«Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много» Л.Н.Толстой
«Кто придумал их так складно…» А.С.Пушкин
- Что восхищало в пословицах русских писателей?
4. Чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки»
Обобщение: какие приметы пословицы как фольклорного жанра вы можете назвать?
В тетради запись: Пословица – краткость, ритмичность, рифмованность, отражение народной мудрости.
Поговорка – меткость, краткость, острота мысли.
Сравните пословицы и поговорки:
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.
- Как вы считаете, насколько древним является жанр пословицы?
Прокомментируем пословицы:
«Молодое растёт, старое старится»
«В гостях хорошо, а дома лучше» (система двоичных представлений свойственна мифологическому взгляду на мир);
«Кукушка кукует: горе вещует», «Старый ворон мимо не каркнет» (отражение магических представлений предков). В 1500 году Эразм Роттердамский составил сборникантичных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов.
IV Работа с пословицами разных тематических групп.
Учебник стр. 59 Чтение пословиц. Вопросы и задания стр. 60, № 7,8
V Прочтите загадки написанные на доске:
Лежал, лежал, Круглая, а не месяц,
Да в речку убежал. (снег) Жёлтая, а не масло,
С хвостиком, а не мышь (репа)
Что записано на доске? Как вы поняли, что это загадки? Чем загадки схожи с пословицами и поговорками?
VI Работа со статьёй учебника «Загадки».
Составление опорного конспекта
Загадка - Краткость, конкретность, ритмичность и рифмованность,
иносказательное описание + форма вопроса.
предмета (метафоричность)
VII Как сделана загадка. Работа по карточкам.
VIII Знакомство с литературными загадками.
Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки отгадываются легче. Предметы и явления в них знакомы детям, взяты из современной жизни. Это паровоз, велосипед, очки, карандаш, мяч. В то же время авторские загадки по-новому обыгрывают предметы, излюбленные народной поэзией. Например, народная загадка о печке, огне и дыме: Мать толста, дочь красна, сын – бес, долетел до небес. Пересказана Е.Балагиной так: Наша толстая Федора наедается не скоро. Но зато, когда сыта, от Федоры – теплота!
У С.Я.Маршака есть две загадки о часах. В одной он полностью использует народный образ: «Идут, идут, а с места не сойдут», но он конкретизировал время действия и прибавил стишок подсказку: Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас!
Совсем иной, удивительно точный образ создан в другой загадке:
За стеклянной дверцей,
бьётся чьё-то сердце… (по правилам народной загадки здесь нужно поставить точку, но у авторской поэзии свои правила. Поэт не может не подсказать ребёнку ответ) …бьётся чьё-то сердце –
тихо так, тихо так.
Замечательная подсказка – звукоподражание – раскрывает секреты других поэтических подсказок. Поэты используют все приёмы словесной игры, чтобы помочь догадаться, о чём идёт речь.
Одна из любимых форм подсказки – рифма. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой, вы легко можете найти ответ. Например:
Мимо рощи, мимо яра
мчит без дыма, мчит без пара
паровозова сестричка.
Кто такая?............. (электричка)
IX Творческая работа. Попробуем сами сочинить загадку.
X. Выводы по уроку.
Оценки.
Дом. задание: 1 подготовить чтение по ролям сказки-анекдота (учебник с. 65-67).
2 подготовить сообщение о габровских анекдотах (с. 68 задание №9)
3. Вспомнить детские анекдоты.
Раздаточный материал (карточки)
В основу загадки могут быть положены:
1. Метафора
Меж двух светил Белые хоромы,
Я в середине один. (нос) Красные подпоры. (гусь)
2. Олицетворение
Кланяется, кланяется – придёт домой – растянется. (топор)
3. Звуковой образ, звукоподражание.
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (пила)
4. Прямое сравнение.
Пять ларчиков – пять чуланчиков. (перчатка)
5. Отрицательное сравнение.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Падёт – землю роет. (жук)
6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию)
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки. (рябина)
7. Прямой вопрос.
Кто бежит без провода? (река)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"
Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...
Методическая разработка урока по теме "Малые жанры фольклора"
Урок для учеников 5 класса...
урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."
презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Фольклор. Загадки"
Данная презентация содержит материал к вводному уроку литературы в 5 классе по теме "Фольклор" и материал для изучения темы "Загадки"...
Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии
Презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении Хокку...
методическая разработка урока "Загадки" тема - Малые жанры фольклора
Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.Планируемые результаты:- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать реч...