Урок литературы в 5 классе. Жанры фольклора.
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Подобашина Марина Николаевна

 

Цели урока:

- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора

- познакомить с происхождением и природой загадок

- развивать умение отгадывать и сочинять загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanry_folklora._5_klass._literatura._doc.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д.Ж. Жанаева»

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: «Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки»

Подобашина М.Н.,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Хоринск


Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки.

Цели урока:

- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора

- познакомить с происхождением и природой загадок

- развивать умение отгадывать и сочинять загадки.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя: постановка целей урока. – Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле, узнаем, как произошли загадки и будем сами учиться сочинять загадки.
  2. Знакомство со статьёй учебника. Чтение статьи «Малые жанры фольклора»:

- Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?

- В чём их своеобразие?

Запись в тетрадях:  К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни,                          прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки.

III.       Знакомство с жанром пословиц.

1. Вводная беседа.

 – Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи? Какие пословицы вы слышите от окружающих вас людей? Как вы думаете, почему пословицы так широко используются в каждодневной речи? Для чего?  

Запись на доске!!!

2. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.

 «От пословицы не уйдёшь»

          «Пословица не даром молвится»

    «Пословица век не сломится»

      «Глупая речь – не пословица»

«Красна речь пословицей»

3. Обсуждение высказываний о пословицах.

«Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»  Л.Н.Толстой

«Кто придумал их так складно…»  А.С.Пушкин

- Что восхищало в пословицах русских писателей?

4. Чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки»

Обобщение: какие приметы пословицы как фольклорного жанра вы можете назвать?

 

В тетради запись: Пословица – краткость, ритмичность, рифмованность, отражение народной мудрости.

                               Поговорка – меткость, краткость, острота мысли.

Сравните пословицы и поговорки:

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.

- Как вы считаете, насколько древним является жанр пословицы?

Прокомментируем пословицы:

«Молодое растёт, старое старится»

«В гостях хорошо, а дома лучше»  (система двоичных представлений свойственна мифологическому взгляду на мир);

«Кукушка кукует: горе вещует», «Старый ворон мимо не каркнет» (отражение магических представлений предков). В 1500 году Эразм Роттердамский составил сборникантичных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов.

IV Работа с пословицами разных тематических групп.

Учебник стр. 59 Чтение пословиц. Вопросы и задания стр. 60, № 7,8

V Прочтите загадки написанные на доске:

Лежал, лежал,                                            Круглая, а не месяц,

Да в речку убежал. (снег)                         Жёлтая, а не масло,

                                                                    С хвостиком, а не мышь (репа)

Что записано на доске? Как вы поняли, что это загадки? Чем загадки схожи с пословицами и поговорками?

  VI Работа со статьёй учебника «Загадки».

Составление опорного конспекта

Загадка  -  Краткость, конкретность,                                ритмичность и рифмованность,

                  иносказательное описание                  +        форма вопроса.  

                  предмета (метафоричность)

VII     Как сделана загадка.  Работа по карточкам.

VIII      Знакомство с литературными загадками.

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки отгадываются легче. Предметы и явления в них знакомы детям, взяты из современной жизни. Это паровоз, велосипед, очки, карандаш, мяч. В то же время авторские загадки по-новому обыгрывают предметы, излюбленные народной поэзией. Например, народная загадка о печке, огне и дыме: Мать толста, дочь красна, сын – бес, долетел до небес. Пересказана Е.Балагиной так: Наша толстая Федора наедается не скоро. Но зато, когда сыта, от Федоры – теплота!

У С.Я.Маршака есть две загадки о часах. В одной он полностью использует народный образ: «Идут, идут, а с места не сойдут», но он конкретизировал время действия и прибавил стишок подсказку: Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас!

Совсем иной, удивительно точный образ создан в другой загадке:

За стеклянной дверцей,

бьётся чьё-то сердце…        (по правилам народной загадки здесь нужно поставить точку, но у авторской поэзии свои правила. Поэт не может не подсказать ребёнку ответ)                       …бьётся чьё-то сердце –  

              тихо так, тихо так.         

 Замечательная подсказка – звукоподражание – раскрывает секреты других поэтических подсказок. Поэты используют все приёмы словесной игры, чтобы помочь догадаться, о чём идёт речь.

Одна из любимых форм подсказки – рифма. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой, вы легко можете найти ответ. Например:

Мимо рощи, мимо яра

мчит без дыма, мчит без пара

 паровозова сестричка.

Кто такая?............. (электричка)  

IX Творческая работа.         Попробуем сами сочинить загадку.

X. Выводы по уроку.            

   Оценки.

 Дом. задание: 1 подготовить чтение по ролям сказки-анекдота (учебник с. 65-67).

2 подготовить сообщение о габровских анекдотах (с. 68 задание №9)

3. Вспомнить детские анекдоты.

Раздаточный материал  (карточки)

В основу загадки могут быть положены:

1. Метафора

Меж двух светил                                                   Белые хоромы,

Я в середине один.  (нос)                                      Красные подпоры.  (гусь)

 2. Олицетворение

     Кланяется, кланяется – придёт домой – растянется. (топор)

3. Звуковой образ, звукоподражание.

    Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.  (пила)

4. Прямое сравнение.

        Пять ларчиков – пять чуланчиков.   (перчатка)

5. Отрицательное сравнение.

         Чёрен, да не ворон,

          Рогат, да не бык,

          Шесть ног без копыт,

          Летит – воет,

          Падёт – землю роет.    (жук)

6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию)    

          Красненька, кругленька,

           Листочки продолговатеньки.        (рябина)

7. Прямой вопрос.

            Кто бежит без провода? (река)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...

урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."

презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Презентация к уроку литературы 5 класс "Фольклор. Загадки"

Данная презентация содержит материал к вводному уроку литературы в 5 классе по теме "Фольклор" и материал для изучения темы "Загадки"...

Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии

Презентацию можно использовать на уроках литературы  при изучении Хокку...

методическая разработка урока "Загадки" тема - Малые жанры фольклора

Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.Планируемые результаты:- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать реч...