технологическая карта урока литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Представлена разработанная технологическая карта урока литературы в 11 классе по теме " Загадки старухи Изергиль в одноименном расказе М. Горького"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока литературы в 11 классе | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
Технологическая карта урока литературы
Выполнила: Савкина Ирина Александровна, |
Кемерово 2018 г
1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 11 КЛАССЕ
1.1 Цели и задачи урока
Класс: 11
Предмет: Литература
Учебник: Лыссый Ю.И. Русская литература. Учебник. 11 класс (базовый уровень)
Раздел: Русская литература начала ХХ века
Тема урока: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького»
Цели урока:
1. Образовательные. Проанализировать рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»:
- рассмотреть композиционные и жанровые особенности рассказа;
- сопоставить две легенды в рассказе, выявив общие мотивы, детали, события;
- определить, с какой целью старуха рассказывает легенды
рассказчику.
2. Воспитательные. Воспитывать альтруистические чувства, совершенствовать читательский вкус.
3. Развивающие. Обогащать словарный запас учащихся, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.
Планируемы результаты:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
- личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновать свою точку зрения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, толковые словари, таблицы, иллюстрации к рассказу, текст (рассказ М.Горького).
1.2 Технологическая карта урока
Тема урока: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького»
«Смотрели бы в старину зорко –
там все отгадки найдутся»
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | Формирование УУД |
1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Включение детей в деятельность. – Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» | Встают, приветствуют учителя | Личностные, коммуникативные, регулятивные. Самоопределение, смыслообразование Целеполагание Планирование учебного сотрудничества |
2. Введение в тему. Цель: актуализация знаний | – Прежде чем анализировать наш рассказ, | Работают в группах, могут обращаться к учебникам и словарям. Предполагаемые ответы учеников (I и II группа) (Приложение А) | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений |
3. Мотивация учебной деятельности, постановка проблемы | – К какому литературному направлению отнесен этот рассказ? | Учащиеся доказываю свою точку зрения | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
– Можем ли мы сразу определит жанр этого произведения | Предполагают: сказка, притча, легенда, исповедь | Владение терминологией | |
Подводит учеников к выводу | Делают вывод: чтобы определить литературное направление и жанр, необходимо проанализировать весь рассказ | Синтезирование материала | |
– Какие еще возникают вопросы при чтении произведения? | Формируют вопросы: - зачем в рассказе появляется старая Изергиль? - какова ее функция? -с какой целью она рассказывает свои легенды? - как она связана с образами Данко и Ларры? Какому образу она ближе? - почему рассказчик – это молодой человек? Какова его функция в произведении? - почему один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой? Чего он боялся? - другие вопросы | Умение ставить вопросы | |
4. Формулирование темы урока | – Формулируем тему урока, опираясь на наши вопросы и эпиграф к уроку | Загадки Старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького | Постановка проблемы |
5. Проблемное объяснение нового знания | – С чего мы можем начать анализ произведения? | Предлагают варианты: - с анализа пространства и времени - композиции - роли пейзажа -системы персонажей и др. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера |
– Какова композиция рассказа? Сколько частей он содержит? Что мы узнаем из каждой части? | По группам анализируют части рассказа. Выделяют три части: I часть содержит: вступление, легенду о Ларре, заключение; II часть представляет собой: вступление, биографию самой старухи Изергиль, заключение, новое вступление (к легенде о Данко); III часть начинается сразу с легенды, содержит заключение не только легенды о Данко, но и всего рассказа. | ||
– Что мы можем сказать о героях? Какое качество их всех объединяет? | Гордость | Извлечение необходимой информации, использование её | |
– Определение по словарю, что такое «гордость» (лексическое значение); – Чем отличается гордость от гордыни? – Какое из значений этого слова подходит к I герою? Ко II герою? | Работа со словарем. По словарю С.И.Ожегова гордость – это: -чувство собственного достоинства, самоуважения -чувство удовлетворения от чего-либо -высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе. | Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
Тема «гордого человека» – общая тема для самосознания человека начала ХХ века. В каких еще произведениях герои говорят о «гордом человеке»? | Сатин: «Человек – это звучит гордо» («На дне» М.Горький), герои «Вишневого сада» (А.Чехов) Наши герои – типично романтические – гордые, мужественные, противопоставленные обществу. Они живут мифами, легендами. По этим легендам они сверяют свою жизнь: для чего они живут? Как надо правильно жить? | ||
– Рассмотрите две легенды, которые рассказывает Старуха. Что у них общего? | Работа с текстом -общее время действия – языческое - конфликт (между человеком и обществом) | ||
– Найдите образы, события, мотивы и детали, которые повторяются в обеих легендах. Сделайте вывод: в чем сходство и отличие Данко и Ларры? Как изображено общество? | Работа в парах. Составление таблицы Таблица (приложение Б) | Умение систематизировать материал | |
Вывод: герои Данко и Ларра схожи между собой, как зеркальные отражения: они оба сильные, молодые, красивые, непохожие на других. Люди же в обеих легендах одинаково жестокие, злые, лишенные личностного начала, не умеют прощать, лишены памяти и милосердия | Самоконтроль знаний | ||
– Зачем нам понадобилось заполнять таблицу? Что мы узнали нового из текста? | Узнали, что герои похожи, их отличие - кажущееся. Цель повествования – скрытое поучение, притча | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Оценивание усваемого содержания Контроль, коррекция, оценка | |
– Смогли ли мы ответить на вопрос: почему композиция выстроена таим образом: легенда – история Старухи Изергиль – легенда? | Пока нет | ||
– Для кого рассказывает историю жизни Старуха? | Для рассказчика | ||
– Сопоставьте отношение рассказчика к Старухе (найдите в тексте) | |||
а) в самом начале рассказа | Неприязненное | ||
б) в начале II части | «Видит голый скелет с тусклыми черными глазами» | ||
в) в конце II части | Рассказчик сам расспрашивает Старуху | ||
г) в конце всего рассказа (финал) | Сам ложится около нее, греет | ||
– В чем заключается разница между этими двумя героями? | - В возрасте - в опыте -национальности - образе жизни | ||
6. Итог урока (рефлексия деятельности) | – Смогли ли мы разгадать все загадки Изергиль? Смогли ли мы полностью понять главную героиню? – Оцените свою работу на уроке, работу класса | Анализируют свою работу. Оценивают свои ответы | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |
7. Задание на дом | – Дома ответить на вопросы: 1) как соотносится жизнь старой Изергиль с двумя легендами? 2) каков жанр истории, которую рассказывает Старуха Изергиль? 3) какие люди ее привлекают? почему она с ними расставалась? 4) управляет ли она гордостью и гордыней? если да, то как и когда? | Записывают домашнее задание |
2 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Горький, М. На дне. [Текст]/М.Горький, Собрание соч. в 18 т., том 16, –М.: Гослитиздат, 1963.– С.85-145.
- Горький, М. Собрание соч. в 18 т., том 2.[Текст]/М.Горький.–М.: Гослитиздат, 1960.– 432 с.
- Горький, М. Старуха Изергиль. [Текст]/М.Горький, Собрание соч. в 18 т., том 1, –М.: Гослитиздат, 1960.– С.92-108.
- Келдыш, В.А. Творчество М.Горького. [Текст]/ История всемирной литературы в 9 т., том 8, М.: «Наука», 1994.– 848 с., С.62-73
- Нефедова, И.М. Максим Горький. Биография писателя.[Текст]/ И.М.Нефедова. – Ленинград: «Просвещение», 1971.– 280 с.
- Овчаренко, Ал. Ранний Горький. [Текст]/Ал.Овчаренко.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]//С.И.Ожогов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.– 20-е изд.; стереотип., М.: Рус. яз., 1989.– 750 с.
- Оксененко, Н.Б. Презентация. Системно-деятельностный подход в обучении.[Электронный ресурс]/Н.Б.Оксененко.–Режим доступа: http://www.google.com/chrom, свободный.–Загл. с экрана.– яз. рус.
- Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка. [Электронный ресурс]//Школа цифрового века.–2013.–№14.– Режим доступа: http://festival@1september.ru, свободный.–Загл. с экрана.– яз. рус.
- Смирнова, Л.А. Искры во мраке жизни. Ранняя романтическая проза М.Горького. [Текст]/Л.А.Смирнова, С.А.Джалумов, Л.М.Кручанов с. 214-221//Русская литература. Советская литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся ст. классов/Сост.: Л.А.Смирнова.– М.: Просвещение, 1989.– С. 214-221.
- Тимофеев, Л.И., Тураев, С.В. Словарь литературных терминов. [Текст]/Ред-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Туранов.– М.: «Просвещение», 1974. – 509 с.
- Чехов, А.П. Вишневый сад [Текст]/У.Шекспир. Гамлет, принц Датский; Король Лир. А.Н.Островский. Гроза; Бесприданница. А.П.Чехов. Три сестры; Вишневый сад: для 9 кл.– М.: «Искусство», 1989.– 528 с.
- Шер, Н.С. Рассказы о русских писателях. [Текст]/Н.С.Шер.– М.: «Детская литература», 1982. – 511 с.
- Шеретова, Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка.[Электронный ресурс]//Интернет-журнал Эйдос.– 2012.–№3.–Режим доступа: http://eidos.ru, свободный.–Загл. с экрана.– яз. рус.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ответы учеников
Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX в., получившее всемирное значение и распространение.
Отличительные черты романтических произведений:
- Протест против обыденности и прозаичности жизни, так как она полна тайн и неподвластна разуму.
- Пессимизм – идеи «космической», «мировой» скорби, тема «лежащего во зле страшного мира». Особенно ярко эта черта проявляется в творчестве Дж. Байрона, Э.Т.А.Гофмана, Э.По.
- В центре романтического произведения стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам, морально-нравственным нормам. Мы не осуждаем романтического героя, даже если он совершает преступление, например, убивает другого человека.
- «Двоемирие» – разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставлены друг другу. Часто героем романтического произведения бывает поэт или художник, который создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.
- Экзотическая, необыкновенно красивая природа. Чаще всего это бывает какая-то другая, чужая страна.
Неоромантизм – условное наименование ряда эстетических тенденций, возникших в литературе конца XIХ – первой половины XX вв. Возникло оно как реакция на пессимизм и безверие в литературе. Презирая прозаическое существование обывателя, неоромантики воспевали подвиги и героику приключений в необычайной экзотической обстановке. Для неоромантических произведений характерен острый сюжет. Существенные элементы сюжета – борьба, опасности, таинственные или сверхъестественные события. В развитии сюжета играет значительную роль природа.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица сравнительных характеристик героев произведения
Герои Мотив | Ларра | Данко |
а) Внешность и характер | красивый свободный гордый, эгоист ловок, хищен силен, жесток | смелый гордый молодой красавец альтруист |
б) Глаза | «глаза холодные и гордые» | «в очах много силы и живого огня» |
в) Происхождение | человек-орел | «один из тех людей» |
г) Отношение к герою | «ничем не лучше их» (людей) | «он лучший их всех» |
Общие мотивы 1. Поиск сердца | Сердце – камень («все искал что-то на своей груди, хватаясь за нее руками»; «ударил им /ножом/ себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им») | Сердце – солнце («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…») |
2. Тоска | «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира» | «…их дума родила в нем тоску» |
3. Смерть | «Он не может умереть!» «…ожидая смерти» | «…упал и – умер» |
4. Страх | «всех… сковал страх» «страшное наказание» | «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки…» «из тьмы смотрело … что-то страшное» |
5. Свобода | «Остался он один, свободный» Свобода – это его наказание | кинул он взор «на свободную землю» |
6. Отравление | «можно было бы отравить ею /тоской/ всех людей» | «в ядовитом смраде болота» |
7. Смех | «Он засмеялся» | «Засмеялся гордо» |
8. Гордость | «Ты, гордый, слушай!» «Глаза его были холодны и горды» | «засмеялся гордо» «гордое сердце» |
9. Забвение | «И забыли о ней, как забывают обо всем на свете» | «Люди … не заметили смерти его» «Один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой» |
10. Втаптывание | «Встал ногой на ее грудь так, что из ее уст кровь брызнула к небу | «наступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло» |
11. Камень (мотив камня) | «он бросился на людей, подняв камень» «сломался нож – точно в камень ударили им» | «люди … стали как камни» |
События а) суд | «хотели разорвать его лошадьми» «предлагали сжечь его» | «усталые и злые стали судить Данко» «Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они» |
б) гроза | «И тут произошло великое. Грянул гром с небес…. Это силы небесные…» | «гроза грянула над лесом» – это злые силы, что-то страшное, темное и холодное» |
Изображение людей | «могучее племя людей» жестокие нет памяти не умеют прощать | «сильные и смелые люди»; «пали духом»; «усталые и злые» «как стадо овец» «они – как звери» «как волки» жестокие нет памяти не умеют прощать |
Отношение героя к людям | «говорил с ними, как с равными себе» «спросил так, точно они были рабы» | « в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей»» «Что сделаю я для людей?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...