технологическая карта урока литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Представлена разработанная технологическая карта урока литературы в 11 классе по теме " Загадки старухи Изергиль в одноименном расказе М. Горького"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Технологическая карта урока литературы

Выполнила:

Савкина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы  
МБОУ «СОШ» №12 г. Кемерово

Кемерово 2018 г


1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 11 КЛАССЕ

1.1 Цели и задачи урока

Класс: 11

Предмет: Литература

Учебник: Лыссый Ю.И. Русская литература. Учебник. 11 класс (базовый уровень)

Раздел: Русская литература начала ХХ века

Тема урока: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького»

Цели урока:

1. Образовательные. Проанализировать рассказ М.Горького  «Старуха Изергиль»:

  • рассмотреть композиционные и жанровые особенности рассказа;
  • сопоставить две легенды в рассказе, выявив общие мотивы, детали, события;
  • определить, с какой целью старуха рассказывает легенды
    рассказчику.

2. Воспитательные. Воспитывать альтруистические чувства, совершенствовать читательский вкус.

3. Развивающие. Обогащать словарный запас учащихся, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.

Планируемы результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновать свою точку зрения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, толковые словари, таблицы, иллюстрации к рассказу, текст (рассказ М.Горького).


1.2 Технологическая карта урока

Тема урока: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького»

«Смотрели бы в старину зорко –

там все отгадки найдутся»

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Включение детей в деятельность.

– Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Встают, приветствуют учителя

Личностные, коммуникативные, регулятивные.

Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание

Планирование учебного сотрудничества

2. Введение в тему.

Цель: актуализация знаний

– Прежде чем анализировать наш рассказ,
давайте повторим с вами два литературных направления: романтизм и неоромантизм.

Работают в группах, могут обращаться к учебникам и словарям.

Предполагаемые ответы учеников (I и II группа) (Приложение А)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

3. Мотивация учебной деятельности, постановка проблемы

– К какому литературному направлению отнесен этот рассказ?

Учащиеся доказываю свою точку зрения

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

– Можем ли мы сразу определит жанр этого произведения

Предполагают: сказка, притча, легенда, исповедь

Владение терминологией

Подводит учеников к выводу

Делают вывод:  чтобы определить литературное направление и жанр, необходимо проанализировать весь рассказ

Синтезирование материала

– Какие еще возникают вопросы при чтении произведения?

Формируют вопросы:

- зачем в рассказе появляется старая Изергиль?

- какова ее функция?

-с какой целью она рассказывает свои легенды?

- как она связана с образами Данко и Ларры? Какому образу она ближе?

- почему рассказчик – это молодой человек? Какова его функция в произведении?

- почему один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой? Чего он боялся?

- другие вопросы

Умение ставить вопросы

4. Формулирование темы урока

– Формулируем тему урока, опираясь на наши вопросы и эпиграф к уроку

Загадки Старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького

Постановка проблемы

5. Проблемное объяснение нового знания

– С чего мы можем начать анализ произведения?

Предлагают варианты:

- с анализа пространства и времени

- композиции

- роли пейзажа

-системы персонажей

и др.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

– Какова композиция рассказа? Сколько частей он содержит?

Что мы узнаем из каждой части?

По группам анализируют части рассказа. Выделяют три части:

I часть содержит: вступление, легенду о Ларре, заключение;

II часть представляет собой: вступление, биографию самой старухи Изергиль, заключение, новое вступление (к легенде о Данко);

III часть начинается сразу с легенды, содержит заключение не только легенды о Данко, но и всего рассказа.

– Что мы можем сказать о героях? Какое качество их всех объединяет?

Гордость

Извлечение необходимой информации, использование её

– Определение по словарю, что такое «гордость» (лексическое значение);

– Чем отличается гордость от гордыни?

– Какое из значений этого слова подходит к I герою?   Ко II герою?

Работа со словарем.

По словарю С.И.Ожегова гордость –  это:

-чувство собственного достоинства, самоуважения

-чувство удовлетворения от чего-либо

-высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Тема «гордого человека» – общая тема для самосознания человека начала ХХ века.

В каких еще произведениях герои говорят о «гордом человеке»?

Сатин: «Человек – это звучит гордо» («На дне» М.Горький), герои «Вишневого сада» (А.Чехов)

Наши герои – типично романтические  – гордые, мужественные, противопоставленные обществу. Они живут мифами, легендами. По этим легендам они сверяют свою жизнь: для чего они живут? Как надо правильно жить?

– Рассмотрите две легенды, которые рассказывает Старуха. Что у них общего?

Работа с текстом

-общее время действия – языческое

- конфликт (между человеком и обществом)

– Найдите образы, события, мотивы и детали, которые повторяются в обеих легендах. Сделайте вывод: в чем сходство и отличие Данко и Ларры? Как изображено общество?

Работа в парах.

Составление таблицы

Таблица  (приложение Б)

Умение систематизировать материал

Вывод: герои Данко и Ларра схожи между собой, как зеркальные отражения: они оба сильные, молодые, красивые, непохожие на других. Люди же в обеих легендах одинаково жестокие, злые, лишенные личностного начала, не умеют прощать, лишены памяти и милосердия

Самоконтроль знаний

– Зачем нам понадобилось заполнять таблицу? Что мы узнали нового из текста?

Узнали, что герои похожи, их отличие - кажущееся.

Цель повествования – скрытое поучение, притча

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

Контроль, коррекция, оценка

– Смогли ли мы ответить на вопрос: почему композиция выстроена таим образом: легенда – история Старухи Изергиль – легенда?

Пока нет

– Для кого рассказывает историю жизни Старуха?

Для рассказчика

– Сопоставьте отношение рассказчика к Старухе (найдите в тексте)

а) в самом начале рассказа

Неприязненное

б) в начале II части

«Видит голый скелет с тусклыми черными глазами»

в) в конце II части

Рассказчик сам расспрашивает Старуху

г) в конце всего рассказа (финал)

Сам ложится около нее, греет

– В чем заключается разница между этими двумя героями?

- В возрасте

- в опыте

-национальности

- образе жизни

6. Итог урока (рефлексия деятельности)

– Смогли ли мы разгадать все загадки Изергиль? Смогли ли мы полностью понять главную героиню?

– Оцените свою работу на уроке, работу класса

Анализируют свою работу.

Оценивают свои ответы

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

7. Задание на дом

– Дома ответить на вопросы:

1) как соотносится жизнь старой Изергиль с двумя легендами?

2) каков жанр истории, которую рассказывает Старуха Изергиль?

3) какие люди ее привлекают? почему она с ними расставалась?

4) управляет ли она гордостью и гордыней? если да, то как и когда?

Записывают домашнее задание


2 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Горький, М. На дне. [Текст]/М.Горький, Собрание соч. в 18 т., том 16, –М.: Гослитиздат, 1963.– С.85-145.
  2. Горький, М. Собрание соч. в 18 т., том 2.[Текст]/М.Горький.–М.: Гослитиздат, 1960.– 432 с.
  3. Горький, М. Старуха Изергиль. [Текст]/М.Горький, Собрание соч. в 18 т., том 1, –М.: Гослитиздат, 1960.– С.92-108.
  4. Келдыш, В.А. Творчество М.Горького. [Текст]/ История всемирной литературы в 9 т., том 8, М.: «Наука», 1994.– 848 с., С.62-73
  5. Нефедова, И.М. Максим Горький. Биография писателя.[Текст]/ И.М.Нефедова. – Ленинград: «Просвещение», 1971.– 280 с.
  6. Овчаренко, Ал. Ранний Горький. [Текст]/Ал.Овчаренко.
  7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]//С.И.Ожогов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.– 20-е изд.; стереотип., М.: Рус. яз., 1989.– 750 с.
  8. Оксененко, Н.Б. Презентация. Системно-деятельностный подход в обучении.[Электронный ресурс]/Н.Б.Оксененко.–Режим доступа: http://www.google.com/chrom, свободный.–Загл. с экрана.– яз. рус.
  9. Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка. [Электронный ресурс]//Школа цифрового века.–2013.–№14.– Режим доступа: http://festival@1september.ru, свободный.–Загл. с экрана.– яз. рус.
  10. Смирнова, Л.А. Искры во мраке жизни. Ранняя романтическая проза М.Горького. [Текст]/Л.А.Смирнова, С.А.Джалумов, Л.М.Кручанов с. 214-221//Русская литература. Советская литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся ст. классов/Сост.: Л.А.Смирнова.– М.: Просвещение, 1989.– С. 214-221.
  11. Тимофеев, Л.И., Тураев, С.В. Словарь литературных терминов. [Текст]/Ред-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Туранов.– М.: «Просвещение», 1974. – 509 с.
  12. Чехов, А.П. Вишневый сад [Текст]/У.Шекспир. Гамлет, принц Датский; Король Лир. А.Н.Островский. Гроза; Бесприданница. А.П.Чехов. Три сестры; Вишневый сад: для 9 кл.– М.: «Искусство», 1989.– 528 с.
  13. Шер, Н.С. Рассказы о русских писателях. [Текст]/Н.С.Шер.– М.: «Детская литература», 1982. – 511 с.
  14. Шеретова, Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка.[Электронный ресурс]//Интернет-журнал Эйдос.– 2012.–№3.–Режим доступа: http://eidos.ru, свободный.–Загл. с экрана.– яз. рус.

ПРИЛОЖЕНИЕ А  

Ответы учеников

Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX в., получившее всемирное значение и распространение.

Отличительные черты романтических произведений:

  1. Протест против обыденности и прозаичности жизни, так как она полна тайн и неподвластна разуму.
  2. Пессимизм – идеи «космической», «мировой» скорби, тема «лежащего во зле страшного мира». Особенно ярко эта черта проявляется в творчестве Дж. Байрона, Э.Т.А.Гофмана, Э.По.
  3. В центре романтического произведения стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам, морально-нравственным нормам. Мы не осуждаем романтического героя, даже если он совершает преступление, например, убивает другого человека.
  4. «Двоемирие» – разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставлены друг другу. Часто героем романтического произведения бывает поэт или художник, который создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.
  5. Экзотическая, необыкновенно красивая природа. Чаще всего это бывает какая-то другая, чужая страна.

Неоромантизм – условное наименование ряда эстетических тенденций, возникших в литературе конца XIХ – первой половины XX вв. Возникло оно как реакция на пессимизм и безверие в литературе. Презирая прозаическое существование обывателя, неоромантики воспевали подвиги и героику приключений в необычайной экзотической обстановке. Для неоромантических произведений характерен острый сюжет. Существенные элементы сюжета – борьба, опасности, таинственные или сверхъестественные события. В развитии сюжета играет значительную роль природа.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица сравнительных характеристик героев произведения

               Герои

Мотив

Ларра

Данко

а) Внешность и характер

красивый
сильный

свободный

гордый, эгоист

ловок, хищен

силен, жесток

смелый

гордый

молодой

красавец

альтруист

б) Глаза

«глаза холодные и гордые»

«в очах много силы и живого огня»

в) Происхождение

человек-орел

«один из тех людей»

г) Отношение к герою

«ничем не лучше их» (людей)

«он лучший их всех»

Общие мотивы

1. Поиск сердца

Сердце – камень

(«все искал что-то на своей груди, хватаясь за нее руками»; «ударил им /ножом/ себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им»)

Сердце – солнце

(«оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…»)

2. Тоска

«В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»

«…их дума родила в нем тоску»

3. Смерть

«Он не может умереть!»

«…ожидая смерти»

«…упал и – умер»

4. Страх

«всех… сковал страх»

«страшное наказание»

«Страх родился среди них, сковал им крепкие руки…»

«из тьмы смотрело … что-то страшное»

5. Свобода

«Остался он один, свободный»

Свобода – это его наказание

кинул он взор «на свободную землю»

6. Отравление

«можно было бы отравить ею  /тоской/ всех людей»

«в ядовитом смраде болота»

7. Смех

«Он засмеялся»

«Засмеялся гордо»

8. Гордость

«Ты, гордый, слушай!»

«Глаза его были холодны и горды»

«засмеялся гордо»

«гордое сердце»

9. Забвение

«И забыли о ней, как забывают обо всем на свете»

«Люди … не заметили смерти его»

«Один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой»

10. Втаптывание

«Встал ногой на ее грудь так, что из ее уст кровь брызнула к небу

«наступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло»

11. Камень (мотив камня)

«он бросился на людей, подняв камень»

«сломался нож – точно в камень ударили им»

«люди … стали как камни»

События

а) суд

«хотели разорвать его лошадьми»

«предлагали сжечь его»

«усталые и злые стали судить Данко»

«Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они»

б) гроза

«И тут произошло великое. Грянул гром с небес…. Это силы небесные…»

«гроза грянула над лесом» – это злые силы, что-то страшное, темное и холодное»

Изображение людей

«могучее племя людей»

жестокие

нет памяти

не умеют прощать

«сильные и смелые люди»; «пали духом»;

«усталые и злые»

«как стадо овец»

«они – как звери»

«как волки»

жестокие

нет памяти

не умеют прощать

Отношение героя к людям

«говорил с ними, как с равными себе»

«спросил так, точно они были рабы»

« в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей»»

«Что сделаю я для людей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...