Урок 2 по поэме "Песня... про купца Калашникова"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Это 2-ой урок изучения произведения М.Ю. Лермонтова, на котором будет дана характеристика главных героев, Калашникова и Кирибеевича, и прозвучит идея "Песни...".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2._pesnya._pro_kuptsa_kalashnikova.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Концепция произведения.
М.Ю. Лермонтов в поэме показывает нам эпоху царствования Ивана Грозного, быт и нравы людей, живших в 16 веке согласно «Домострою», раскрывает нравственные ценности, которые защищает и отстаивает народ. Также автор раскрывает в поэме произвол и деспотизм царя и показывает отношения царя и народа, ставит вопросы судьбы и прав личности.
Диагностические цели
После изучения поэмы ученики смогут:
- Рассказать об эпохе 16 века.
- Раскрыть особенности сюжета, композиции поэмы.
- Охарактеризовать каждого героя поэмы и отношения между ними.
- Выразить свое отношение к каждому герою.
- Передать в словесной форме идею поэмы.
- Выразительно читать поэму.
- Назвать фольклорные источники поэмы.
- Назвать элементы устного народного творчества в поэме.
- Назвать особенности языка поэмы.
- Привести примеры тропов, связывающих поэму с фольклором.
- Написать письменную работу по содержанию «Песни...».
Система уроков:
- М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». Эпоха 16 века. Композиция поэмы, герои. Анализ 1 главы.
- Поединок Калашникова и Кирибеевича - поединок чести с бесчестием.
- Быт и нравы купеческой среды. «Песня…» и устное народное творчество.
Проект урока № 2.
Цели:
- охарактеризовать каждого героя поэмы и отношения между ними;
- выразить свое отношение к каждому герою;
- передать в словесной форме идею поэмы;
- выразительно читать поэму.
Этапы урока | Вопросы и задания | Виды деятельности учеников |
Постановка учебной задачи | Бой Калашникова и Кирибеевича - попытка отбросить нормы христианской морали или постоять за правое дело путем совершения убийства? | |
Этап изучения произведения | - Прочитайте выразительно описание восхода над Москвой-рекой. Какие ассоциации вызывает у вас описание «алой зари»? - Прослушайте аудиофрагмент: Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»(ЭОР). - - Сравните настроение в музыкальном фрагменте и в эпизоде из поэмы. - Сопоставьте описание рассвета в «Песне» и иллюстрацию В. Семёнова к «Песне про царя Ивана Васильевича…» (ЭОР) - Чем является кулачный бой для удалых московских молодцов? А чем – для Калашникова? - Как ведет себя Кирибеевич перед боем? - Как выходит на бой Степан Парамонович? Прочитайте эпизод, характеризующий поведение купца, слова, которыми объясняет он свой выход на поединок. - Какова реакция Кирибеевича на слова Калашникова? Почему Кирибеевич, не стеснявшийся при «злых соседушках» опорочить честь Алены Дмитриевны, повинуясь голосу своей страсти, так безмолвно испугался речей купца? - Чтение сцены боя. - Что можно сказать о бойцах из этого эпизода? Как раскрываются их характеры в бою? - За что сражается один и от чего защищается другой? - Каков же конфликт поэмы? - Бой Калашникова и Кирибеевича - попытка отбросить нормы христианской морали или постоять за правое дело путем совершения убийства? - Кто же прав в этом конфликте? - Какова идея поэмы? - Почему смерть Кирибеевича описывается в поэме как смерть былинного героя? Найдите соответствующие тропы. - Почему купец скрыл правду от царя? - Справедливо ли поступил царь, приказав казнить Калашникова и не оставив без царской милости детей его? - Какой еще конфликт выявляется в произведении? | Выразительное чтение учащихся Сравнение «Песни…» с другими видами искусства Учащиеся дают аргументированные ответы на вопросы, подтверждая свои слова текстом. Выразительное чтение учащихся Формулируют ответы на вопросы. Основной конфликт поэмы: честь против бесчестия. Учащиеся записывают в тетради. Записывают в тетради рассуждения: прошлое – время героев, незаурядных людей, сильных личностей, стоящих за правду и живущих в соответствии с христианскими догмами Приводят примеры тропов (сравнений, эпитетов) Отвечают на вопросы |
Обобщение | - Каким предстает перед читателями Иван Грозный? - На чьей стороне симпатии народа? - Каково отношение автора к героям? - А как относитесь к ним вы? | Отвечают на вопросы |
Домашнее задание | - Подобрать тропы (эпитеты, сравнения, олицетворения), показывающие связь «Песни…» с устным народным творчеством. Индивидуальные задания: 1. найти фольклорные источники поэмы Лермонтова. 2. показать сходство поэмы Лермонтова с былиной. |
Методическое обоснование
На первом уроке (этап подготовки к восприятию) учитель дает характеристику эпохи 30-х гг. 19 века, рассказывает об эпохе правления Ивана Грозного и, как следствие, объясняет причины обращения Лермонтова к истории народа. Показывает сходство в правлении самодержцев и разницу в характерах людей: слабость и малодушие современников Лермонтова и силу и бесстрашие незаурядных личностей, живших в прошлом. Учитель также познакомит ребят с «Домостроем», зачитает выдержки, чтобы современные дети смогли лучше понять причины, побудившие главного героя, человека высоких моральных принципов, верующего, пойти на убийство. На этапе изучения произведения дети знакомятся с построением поэмы Лермонтова, с героями, читают и анализируют по вопросам учителя 1-ую главу, дают характеристику Кирибеевичу, Ивану Грозному, Алене Дмитриевне.
На 2-ом уроке (конспект которого представлен) продолжается этап изучения произведения. Нужный настрой создадут иллюстрации к поэме и прослушивание аудиофрагмента. Ученики анализируют текст «Песни…» (в частности, 3-ью главу), вопросы предлагаются учителем в такой последовательности, чтобы в итоге прозвучала идея произведения, был сделан вывод по образу царя, о котором говорилось еще на первом уроке по теме.
На данном уроке дети смогут дать характеристику двум главным героям, Калашникову и Кирибеевичу, скажут об их характерах, поведении, поймут и сформулируют причины их поступков. Выразительное чтение эпизодов способствует развитию речи учащихся, а также поможет им ответить на вопросы учителя.
Ссылки на источники:
http://www.docme.ru/doc/983119/zolotareva_pouroch_razrabotk_li_7
http://krasnovagan.narod.ru/index/0-12.
http://aplik.ru/shkolniku/7-klass/konspekt-uroka-po-pesne-pro-kuptca-kalashnikova-miulermontova/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ТЕСТЫ
Здесь размещены 3 теста к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". ...
Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова
Это второй урок в системе уроков по "Песне..." Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"...
Конспект урока Лермонтов "Песня про купца Калашникова"
Конспект урока с приложениями на тему "Песня про купца Калашникова"...
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Урок литературы в 7 классе...
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....